Недействующий

ЗАКОН

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

от 20 июня 2001 года N 54-оз

О ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА НА 2001-2006 ГОДЫ"

Принят Думой Ханты-Мансийского

автономного округа 1 июня 2001 года

Статья 1.

Утвердить территориальную программу "Обеспечение радиационной безопасности населения Ханты-Мансийского автономного округа на 2001-2006 годы".

Статья 2.

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

г. Ханты-Мансийск Губернатор

20 июня 2001 года Ханты-Мансийского

N 54-оз автономного округа

А.В. Филипенко

Утверждена Законом

Ханты-Мансийского автономного округа

от 20 июня 2001 года N 54-оз

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Обеспечение радиационной безопасности населения Ханты-Мансийского автономного округа на 2001 - 2006 годы


г. Ханты-Мансийск

2001 год

ПАСПОРТ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА НА 2001 - 2006 ГОДЫ"


  Наименование территориальной Программы

  - Обеспечение радиационнойбезопасности населения
 Ханты-Мансийского автономного округа на 2001 - 2006 годы (далее - Программа)

  Заказчик Программы

  - ПравительствоХанты-Мансийскогоавтономного округа

  Разработка Программы

  - ООО научно-технический центр "ЭКОРАНТ" при  Федеральном радиологическом центре Минздрава России (далее -
 НТЦЭ), Управление радиационной безопасности автономного округа (далее - УРБ),
 центр Госсанэпиднадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу (далее -
 ОЦГСЭН), научно-технический центр "Юграспецтехнологии" (далее
 -НТЦЮ)

  Цели и задачи Программы

  - комплексное решение проблемы обеспечения
 радиационнойбезопасностинаселенияХанты-Мансийского автономного округа в 2001
 - 2006 годах, направленное на снижение до социально приемлемого уровня риска
 радиационного воздействия на человека и среду его обитания источников
 ионизирующего излучения техногенного и природного происхождения

  Основные показатели Программы

  - разработка радиационных паспортов мест проведения подземных
 ядерных взрывов на территории автономного округа, организация вокруг н их зон
 наблюдения с ограничениями в режимах хозяйственного использования и
 проведение периодического радиационного контроля по разработанному
 регламенту;  паспортизация скважин с захороненными в них радионуклидными
 источниками, организация их учета и контроля за ними;  проведение обследования радиационной обстановки на
 нефтепромыслах, разработка рекомендаций по ограничению радиоактивного
 загрязнения почвы и грунтовых вод радием-226 и реабилитации загрязненных территорий;  организация на территории автономного округа контроля и учета
 эффективных доз облучения пациентов при проведении рентгенорадиологических
 медицинских исследований в соответствии с требованиями Федерального закона
 "О радиационной безопасности населения"
и других действующих
 нормативно-методических документов, а также индивидуального дозиметрического
 контроля персонала рентгеновских кабинетов; организация на территории
 автономного округа радиационного контроля при приемке вновь построенных и реконструированных
 жилых и общественных зданий, а также участков местности, отводимых под
 застройку;  организация на территории автономного округа радиационного
 контроля стройматериалов и выборочного контроля гаммафона и объемной
 активности изотопов радона в жилых и общественных зданиях и на промышленных
 предприятиях; разработка и реализация окружной программы радиационного
 мониторинга продуктов питания, питьевой воды, поверхностных вод, почвы и
 воздуха;  создание региональной системы контроля и учета индивидуальных
 доз облучения жителей (далее -РСКД) Ханты-Мансийского автономного округа как
 части Единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз
 облучения граждан (далее - ЕСКИД);  проведение комплексного обследования доз облучения от всех
 источников и состояния здоровья коренного населения автономного округа;
 проведение выборочного обследования радиационной обстановки в жилых домах,
 оценка доз облучения от природных источников и состояния здоровья населения
 города Ханты-Мансийска; проведение обследования радиационной обстановки в
 жилых домах с повышенным гаммафоном, оценка доз облучения жителей и состояния
 их здоровья; создание на территории автономного округа региональной системы
 контроля и учета радиоактивных источников (далее - РСКИ);  развитие региональной системы обучения и воспитания населения и
 персонала в области обеспечения радиационной безопасности;  разработка комплекта региональных нормативно-методических
 документов для обеспечения радиационной безопасности населения автономного
 округа и выполнения требований норм радиационной безопасности (далее - НРБ
 99) с учетом специфических условий и проблем региона; упорядочение
 деятельности различных организаций, использующих источники ионизирующего
 излучения (далее - ИИИ) на территории автономного округа; совершенствование в
 2001-2006 годах на территории автономного округа радиационно-гигиенической
 паспортизации как информационной основы для планирования и проведения
 обоснованных мероприятий по снижению доз облучения граждан. Оптимизация
 структуры радиационно-гигиенической паспортизации на территории автономного
 округа и включение в нее процедур информационного обеспечения
 функционирования региональных систем РСКД и РСКИ

  Сроки реализации Программы

  - 2001 - 2006 годы

  Исполнители Программы

  - УРБ, НТЦЭ, НТЦЮ, Международный центр экологической
 безопасности Минатома России (далее -  МЦЭБ), Всероссийский проектно-изыскательский и
 научно-исс ледовательский институт промышленной технологии (далее - ВНИПИПТ),
 нефтегазодобывающие организации (далее - НГДО), надзорные органы автономного
 округа (ОЦГСЭН, охрана окружающей среды) и муниципальных образований,
 Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
 Ханты-Мансийского автономного округа (далее - ГО и ЧС),
 Научно-исследовательский и конструкторский институт энерготехники (далее -
 НИКИЭТ) (по согласованию, на договорной основе, в соответствии с федеральным
 и окружным законодательством)

  Объемы и источники финансирования Программы

  - 75 370,9 тыс. руб., в том числе:  23 905 тыс. руб. - бюджет автономного округа;  17 225 тыс. руб. - ВМСБ;  9 160 тыс. руб.- ожидаемые поступления от нефтегазодобывающих
 организаций на договорной основе;  7 305 тыс. руб. - бюджеты муниципальных образований автономного
 округа в пределах сумм, предусмотренных соответствующими бюджетами на
 очередной финансовый год; 11 695,9 тыс. руб. - иные источники; 550 тыс. руб.
 - ожидаемые поступленияот геофизических и геологоразведочных организаций на
 договорной основе; 700 тыс. руб. - организации, использующие ИИИ;  700 тыс. руб. - строительные организации;  600 тыс. руб. - предприятия пищевой промышленности;  530 тыс. руб. - поставщики стройматериалов - внедрение на
 территории автономного округа требований федерального и окружного законов
 "О радиационной безопасности населения" и обеспечение радиационной
 безопасности населения автономного округа;  ежегодное обеспечение Правительства автономного округа
 достоверной и полной информацией по всем существенным параметрам радиационной
 обстановки на территории автономного округа; проведение системы мероприятий по
 обеспечению радиационной безопасности населения, проживающего вблизи мест
 проведения мирных ядерных взрывов, скважин с оставленными в них
 радионуклидными источниками и нефтепромыслов; создание в автономном округе
 региональной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан от
 всех источников

  Контроль за реализацией Программы

  - ПравительствоХанты-Мансийскогоавтономногоокруга или органы
 исполнительной власти автономного округа, уполномоченные Правительством
 автономного округа.

Главной целью Программы является комплексное решение проблемы обеспечения радиационной безопасности населения автономного округа, направленное на снижение до социально приемлемого уровня риска радиационного воздействия на человека и среду его обитания источников ионизирующего излучения техногенного и природного происхождения.

1) Для достижения этой цели в рамках Программы должны быть решены следующие основные задачи:

разработка и осуществление в 2001 - 2006 годах комплекса мероприятий, направленных на получение достоверной и полной информации по всем показателям радиационной обстановки, необходимым для заполнения радиационно-гигиенического паспорта территории Ханты-Мансийского автономного округа;

2) оптимизация радиационного мониторинга на территории автономного округа в 2001 - 2006 годах с учетом необходимости создания и обеспечения функционирования в округе РСКД и РСКИ;

3) ежегодное представление Правительству автономного округа достоверной и полной информации о состоянии радиационной безопасности в автономном округе и информационное обеспечение принятия управленческих решений, направленных на улучшение радиационной обстановки;

4) разработка системы региональных нормативных документов в области радиационной безопасности, обеспечивающих выполнение требованийНРБ-99 с учетом специфических условий и проблем региона;

5) создание на территории автономного округа региональной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан от всех источников РСКД как части ЕСКИД и сопряжение ее с системой радиационно-гигиенической паспортизации на территории автономного округа;

6) организация контроля и учета доз облучения пациентов при проведении рентгенорадиологических медицинских исследований;

7) организация индивидуального дозиметрического контроля персонала рентгеновских кабинетов и дефектоскопистов;

8) проведение паспортизации скважин с "захороненными" в них радионуклидными источниками, организация их учета и организация периодического радиационного контроля на прилегающей территории по разработанному регламенту;

9) проведение паспортизации мест проведения подземных ядерных взрывов на территории автономного округа, организация вокруг них зон наблюдения с ограничениями в режимах хозяйственного использования и осуществление в них периодического радиационного контроля по разработанному регламенту;

10) проведение обследования радиационной обстановки на нефтепромыслах, разработка рекомендаций по ограничению радиоактивного загрязнения почвы и грунтовых вод природными радионуклидами и реабилитации загрязненных территорий;

11) организация на территории автономного округа обязательного радиационного контроля вновь построенных и реконструированных жилых и общественных зданий при их приемке, а также участков местности, отводимых под застройку;

12) совершенствование на территории автономного округа в 2001-2006 годах радиационно-гигиенической паспортизации как информационной основы для планирования и проведения обоснованных мероприятий по снижению доз облучения граждан;

13) разработка пакета региональных нормативно-методических документов в области обеспечения радиационной безопасности населения автономного округа;

14) организация региональной системы подготовки специалистов в области радиационной безопасности и радиационно-гигиенического образования населения, работников предприятий и должностных лиц;

15) оценка доз облучения коренных жителей и других критических групп населения автономного округа от всех источников, комплексное обследование состояния их здоровья и разработка рекомендаций по снижению радиационного воздействия.

2.1. Комплексное обследование мест проведения подземных ядерных взрывов и организация в их ареалах зон наблюдения


Места проведения подземных ядерных взрывов являются по существу "могильниками" радиоактивных отходов на территории Ханты-Мансийского автономного округа и требуют к себе соответствующего отношения. Они локализованы в подземных зонах механического воздействия взрывов, расположенных на глубинах 500 - 3000 метров. В ряде случаев в этих районах ведется интенсивная нефтедобыча и расположены населенные пункты. Оплавленные в результате ядерного взрыва стенки зон являются препятствием для распространения радиоактивных продуктов взрыва. Наиболее чувствительным элементом экосистемы в этом случае, в первую очередь подверженным опасности радиоактивного загрязнения при разрушении стенок зон, являются пластовые воды. Поэтому важную роль играет обеспечение такого режима хозяйственной деятельности на прилегающей территории, при котором полностью исключается возможность искусственного разрушения стенок зоны (искусственного проникновения в подземные зоны механического воздействия взрывов). Для этого на окружающей территории необходимо создать зону наблюдения с особым режимом хозяйственного использования.

Исходя из вышеизложенного необходимо провести следующие работы:

1) провести паспортизацию мест проведения ядерных взрывов на основе специально разработанных радиационно-гигиенических паспортов, содержащих информацию о:

- пространственных характеристиках зон, созданных подземными ядерными взрывами (координаты, глубина, размеры);

- активности и радионуклидном составе содержащихся в них радиоактивных продуктов ядерного взрыва;

- геологических характеристиках окружающих пород;

- расположении относительно полостей и гидрогеологических характеристиках водоносных пластов;

- расположении относительно полостей ближайших к местам взрывов питьевых водозаборов;

2) провести комплексное обследование радиационной обстановки на прилегающих территориях;

3) разработать и обосновать предложения по созданию зон наблюдения в районах проведения подземных ядерных взрывов и режимам хозяйственного использования каждой из них;

4) разработать регламенты радиационного мониторинга в зонах наблюдения в районах проведения подземных ядерных взрывов, по результатам которого ежегодно заполнять их радиационно-гигиенические паспорта в рамках радиационно-гигиенической паспортизации автономного округа.

2.2. Паспортизация скважин с "захороненными" в них радионуклидными источниками


Паспортизация разведочных и эксплуатационных скважин, содержащих оставленные в них радионуклидные источники, осуществляется в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством. В результате проведения такой паспортизации необходимо сформировать базу данных, содержащую полную информацию о расположении и степени потенциальной радиационной опасности таких скважин на территории муниципального образования, достаточную для решения вопросов о возможных вариантах их хозяйственного использования и о мероприятиях, необходимых для гарантированного обеспечения условий радиационной безопасности населения, персонала и последующих поколений. Для этого она должна содержать следующую информацию по каждой скважине:

1) координаты скважины;

2) дата захоронения;

3) глубина захоронения;

4) расстояние до продуктивного пласта, используемого или планируемого к использованию для добычи углеводородного сырья;

5) расстояние до границы водоносного горизонта, используемого или планируемого к использованию для питьевого водоснабжения;

6) тип оставленного радионуклидного источника;

7) радионуклид, содержащийся в источнике;

8) активность источника в момент захоронения;

9) дата изготовления источника;

10) назначенный срок эксплуатации источника;

11) предполагаемое техническое состояние источника в результате захоронения;

12) геологические характеристики зоны захоронения;

13) условия захоронения;

14) графический материал с указанием расположенных рядом скважин и других сооружений и расстояния до них по поверхности земли и под землей.

Обобщенные данные (копии документов) должны направляться в УРБ и в ОЦГСЭН.

В рамках этой работы необходимо, во-первых, собрать полную информацию обо всех источниках, оставленных в скважинах за предшествующие годы, включая те, которые были оставлены организациями, расположенными за пределами автономного округа и ведущими работы на его территории вахтовым методом. Во-вторых, следует ввести для всех предприятий, проводящих работы с использованием радиоактивных источников на территории Ханты-Мансийского автономного округа, обязательную ежегодную отчетность об оставленных в скважинах радиоактивных источниках перед уполномоченным администрацией муниципального образования надзорным органом. Для эффективного функционирования предлагаемой системы необходимо обеспечить условия, при которых любые работы с использованием радиоактивных источников на территории автономного округа могут проводиться лишь с разрешения и под надзором центра Госсанэпиднадзора (далее -ЦГСЭН) муниципального образования, ОЦГСЭН и Зауральского отдела Госатомнадзора России. При этом необходим региональный нормативный документ, определяющий условия координации этих надзорных органов в разрешительной и надзорной деятельности по обеспечению радиационной безопасности населения на территории Ханты-Мансийского автономного округа.

2.3. Улучшение радиационной обстановки и ограничение загрязнения почвы и грунтовых вод на предприятиях нефтегазодобычи


Добыча нефти сопровождается выносом на земную поверхность значительного количества естественных природных радионуклидов, которые содержатся в сопутствующих водах, воде для поддержания пластового давления (далее - ППД), нефти, породах и нефтяном шламе. В процессе добычи, первичной переработки и транспортировки нефти на поверхностях труб и оборудования откладываются соли с высоким содержанием естественных радионуклидов. По окончании срока эксплуатации оборудования отложения солей на его стенках в ряде случаев по активности могут быть отнесены к радиоактивным отходам. В результате этого на территории предприятий нефтегазодобычи оказываются сосредоточены значительные массы твердых и жидких отходов производства с повышенным содержанием естественных радионуклидов. Они могут поступать в окружающую среду, загрязняя воду открытых водоемов и почву не только на территории самих предприятий, но и далеко за их пределами. Проблему складирования и изоляции отходов с повышенной естественной радиоактивностью особенно трудно решать на территории автономного округа, большая часть которой приходится на болота, реки и озера. Поэтому разработка комплекса мероприятий по ограничению загрязнения почвы и грунтовых вод на предприятиях нефтедобычи является важным элементом в обеспечении радиационной безопасности населения Ханты-Мансийского автономного округа.

Для решения этой задачи необходимо провести следующие работы:

1) силами аккредитованных в установленном порядке лабораторий радиационного контроля провести на договорной основе комплексное радиационное обследование всех предприятий нефтегазодобычи автономного округа;

2) провести детальное обследование выявленных участков с повышенным содержанием естественных радионуклидов;

3) разработать программу мероприятий по локализации (дезактивации)выявленных участков радиоактивного загрязнения и при необходимости - рекомендации по ограничению времени работы персонала вблизи этих участков;

4) УРБ совместно с НТЦЭ разработать региональные нормативные документы по обращению с промышленными отходами нефтегазодобывающих предприятий, имеющими повышенную естественную радиоактивность, и по организации радиационного контроля на нефтепромыслах Ханты-Мансийского автономного округа.

2.4. Индивидуальный дозиметрический контроль персонала и пациентов при проведении рентгенорадиологических исследований


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»