Недействующий

О КОМПЛЕКСНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ ВЕТЕРАНОВ ВОЙНЫ В АФГАНИСТАНЕ И ДРУГИХ УЧАСТНИКОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ НА 2001-2003ГГ.

1. Общая часть


Комплексные мероприятия Правительства Ханты-Мансийского автономного округа по социальной поддержке ветеранов войны в Афганистане и других участников боевых действий на 2001- 2003гг. является продолжением ранее действующей аналогичной программы на 1998-2000 годы. Разработка мероприятий выполнена, как и ранее, по заказу Ханты-Мансийской окружной организации Российского Союза ветеранов Афганистана при содействии Правительства автономного округа. Согласно условиям договора и объему заказ выполнялся в период с 20 марта по 20 июня 2000 года. Авторскую группу составляли специалисты Управления социально - политических исследований Администрации Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа, фирмы "Социальный комфорт" (г.Нижневартовск), окружной организации ветеранов Афганистана (Х-МООРСВА).

Разработке мероприятий предшествовали социологические исследования по анализу ранее действующей программы и изучению общественного мнения среди 50 экспертов из числа специалистов округа, территорий, занимающихся вопросами участников боевых действий, и 200 самих ветеранов. Выборка случайная, репрезентативная. По результатам исследования подтвердились следующие тенденции.

Первое , на данном историческом этапе более активно продолжается смена поколений ветеранов боевых действий. В связи с возрастом все меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны. В основном по возрасту и состоянию здоровья за последние три года их число по округу уменьшилось с 2394 до 2004. Относительно большую часть ветеранов (3656 человек) в округе стали представлять участники войны

в Афганистане. Фактически они становятся следующим основным боевым поколением ветеранов, средний возраст которых на текущий период 37 лет. Их число стабилизировалось, но наметилось некоторое снижение, что связано не столько с миграционными процессами, сколько с ухудшением состояния здоровья. Всего же воинов- интернационалистов числится 4478 .Вместе с тем в гражданскую жизнь также более активно приходит новое поколение участников военных конфликтов, где в основном представлены участники конфликта в Чеченской Республике. Их число за последние два года в округе увеличилось с 2169 до 3134 человек, их средний возраст 23 года. Однако их число, по данным специалистов, может возрасти к концу 2000 года до 4000 и выше.

Второе, молодое поколение ветеранов тяготеет к интеграции с более опытными ветеранами Афганистана не только по причине их боль-

ших навыков в решении жизненных проблем после возвращения к мирной жизни, но прежде всего осознания большинства участников боевых

действий, что проблемы у них схожи и больше общего в их решении, чем различия. Среднестатистический портрет участников боевых дей-

ствий всех поколений отличается не только по возрасту и уровню нерешенных проблем, но схожи их основные социальные ориентации (см. при-

ложения ). 62, 4% от числа опрошенных ветеранов всех групп считают, что ветераны Афганистана должны не только сами объединяться, но

объединяться с другими участниками боевых действий, чтобы более эффективно решать их проблемы и семей погибших. Аналогичного

мнения придерживается 65,8% опрошенных специалистов, занимающихся их проблемами.

Третье, участники боевых действий всех поколений обладают относительно более высоким потенциалом патриотизма и пониманием ро-

ли армии в обществе, что необходимо в воспитании подрастающих поколений. Не оправдывая события в горячих точках, 59, 9% опрошен-

ных ветеранов боевых действий всех групп считают, что выполняли свой долг в "горячих точках". Эта же доля ветеранов считает, что каждый

гражданин страны должен пройти службу в Армии. Доля опрошенных в других группах населения с таким мнением в 1,8 - 2,5 раза ниже.

Четвертое, в обществе наметилась тенденция признания участников боевых действий как единой социальной группы, требующей от госу-

дарства социальных гарантий. Это проявляется в ряде факторов. В разработке соответствующих нормативных актов, где власти округа в числе

первых реализуют эти тенденции. Примером тому могут быть дополнения к Закону "О ветеранах" на федеральном уровне, в таких субъектах

федерации как Ханты-Мансийский автономный округ, Московская область и других территориях страны, где расширяются рамки социальных

гарантий по типу участников "горячих точек". Этому способствует нарастание осознания в обществе того, что на участников боевых дейс-

твий должны распространяться социальные гарантии не по месту действия или иным признакам, а по выполнению служебного долга. Тако-

го мнения придерживаются 39,6% ветеранов и 39,5% специалистов, а противоположного мнения (т.е. по месту их участия) придерживается всего

9,6% ветеранов и 2,6% специалистов от числа опрошенных. Третьим фактором этой тенденции можно выделить то, что объединения

ветеранов, которые выходят на статус социально значимых учреждений, расширяют учет и оказание поддержки по типу участников боевых

действий в решении их проблем.

Это имеет место в деятельности окружного объединения ветеранов Афганистана, что более полно и эффективно стало проявляться

с принятием Администрацией Ханты-Мансийского автономного округа благотворительной комплексной программы на 1998 - 2000 годы,

когда у организации ветеранов появились более широкие возможности учета и оказания поддержки участникам военного конфликта в Чечен-