3.1. Участвует в разработке и реализации целевых федеральных, бассейновых и территориальных программ водообеспечения населения и народного хозяйства, рационального использования, воспроизводства, охраны водных ресурсов и восстановления водных объектов, проведении противопаводковых, берегозащитных и других водохозяйственных и водоохранных мероприятий, а также программ, планов и прогнозов социально-экономического развития в пределах Ханты-Мансийского автономного округа совместно с органами исполнительной власти округа и по согласованию с Ханты-Мансийским окружным комитетом по экологии и природным ресурсам.
3.2. Осуществляет управление использованием и охраной водных объектов на основе сочетания бассейнового и территориально-административного принципов в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством.
3.3. Участвует в подготовке и рассмотрении предложений об установлении правового статуса водных объектов, относящихся к федеральной собственности.
3.4. Осуществляет функции государственного заказчика на проведение проектно-изыскательских, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области водного хозяйства, строительства и реконструкции водохозяйственных, социально-бытовых объектов развития собственной производственной базы, за исключением работ, имеющих общебассейное значение.
3.5. Участвует в подготовке, рассмотрении и реализации бассейновых соглашений по использованию, восстановлению и охране водных объектов.
3.6. На основе утвержденных программ и планов, бассейновых или иных соглашений осуществляет, в пределах своей компетенции, распределение и перераспределение водных ресурсов.
3.7. По согласованию с Ханты-Мансийским окружным комитетом по экологии и природным ресурсам устанавливает лимиты водопотребления и водоотведения, организует и осуществляет выдачу лицензий на пользование водными объектами, технических условий и разрешений на производство всех видов работ на водных объектах и в их водоохранных зонах.
3.8. Совместно с Ханты-Мансийским окружным комитетом по экологии и природным ресурсам и его территориальными подразделениями обеспечивает в установленном порядке государственный контроль за использованием и охраной водных объектов, техническим состоянием и эксплуатацией водного хозяйства, режимом хозяйственной деятельности в водоохранных зонах, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
3.9. Изучает потребности и разрабатывает предложения по улучшению водообеспечения населения и народного хозяйства, сокращению использования питьевой воды на производственные нужды. Разрабатывает и согласовывает с Ханты-Мансийским окружным комитетом по экологии и природным ресурсам мероприятия по рациональному использованию и охране водных объектов, внедрению водосберегающих технологий. Координирует в пределах своих полномочий деятельность предприятий, организаций и учреждений независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности в части ведения водного хозяйства, рационального использования водных ресурсов, предупреждения загрязнения, засорения и истощения водных объектов.
3.10. Участвует в пределах своей компетенции в установлении режимов наполнения и сработки водохранилищ, пропуска паводков на водных объектах.
3.11. Организует оперативное регулирование распределения водных ресурсов в соответствии с потребностями населения и субъектов хозяйственной деятельности, складывающейся водохозяйственной обстановкой с учетом соблюдения допустимых норм воздействия на водные объекты и сохранения водных экосистем.
3.12. Осуществляет в установленном порядке государственный учет вод и ведение государственного водного кадастра по разделу "Использование вод".
3.13. Участвует в осуществлении государственного мониторинга водных объектов в рамках единой государственной системы мониторинга окружающей природной среды, контролирует оснащение сооружений по забору и сбросу вод водоизмерительной аппаратурой. Обеспечивает создание информационной системы наблюдений за состоянием водных объектов и использованием их ресурсов на территории Ханты-Мансийского автономного округа.
3.14. Участвует в пределах своей компетенции в организациях работ по предупреждению вредного воздействия вод, загрязнения водных объектов в результате аварий и стихийных бедствий, ликвидации их последствий в зоне своей деятельности.
3.15. Подготавливает и вносит в бассейновое водохозяйственное управление, по согласованию с местными органами исполнительной власти, предложения по проведению восстановительных работ, строительству и реконструкции водохозяйственных объектов комплексного назначения.
3.16. Осуществляет метрологический контроль за водохозяйственной деятельностью, организует в установленном порядке силами водопользователей необходимый лабораторный контроль и учет забираемых, используемых и сбрасываемых вод, количества загрязняющих веществ в них.
3.17. Осуществляет оперативный контроль за состоянием водных объектов, наблюдение за их изменением под влиянием природных и антропогенных факторов. Составляет ежегодные обзоры современного и ожидаемого состояния водных объектов.
3.18. Осуществляет в пределах своей компетенции контроль за ходом строительства и реконструкции водохозяйственных и водоохранных сооружений.
3.19. Принимает участие в разработке, согласовывает и утверждает в пределах своей компетенции с Ханты-Мансийским окружным комитетом по экологии и природным ресурсам и другим заинтересованным организациям нормативы, инструкции и правила по использованию, воспроизводству и охране водных ресурсов и восстановлению водных объектов, бассейновому регулированию использования водных ресурсов, включая правила эксплуатации водохранилищ комплексного назначения.
3.20. Организует в установленном порядке совместно с органами исполнительной власти разработку и осуществление мероприятий по воспроизводству водных ресурсов, восстановлению и охране водных объектов, установлению водоохранных зон и соблюдению режима хозяйственной деятельности в пределах этих зон.
3.21. Готовит предложения на разработку законодательных и правовых актов по вопросам водных отношений в зоне своей деятельности, правил использования водных ресурсов водохранилищ и водохозяйственных систем, правил эксплуатации водохранилищ, гидроузлов, водозаборных сооружений, других нормативов, инструкций по использованию, воспроизводству, охране водных ресурсов и восстановлению водных объектов, регулированию использования водных ресурсов; участвует в их согласовании и утверждении.
3.22. Вносит предложения по определению порядка исчисления и применения дифференцированных нормативов платы за пользование водными объектами, обеспечивает внедрение экономических методов управления водопользованием и охраной водных объектов, а также разрабатывает по заказам органов исполнительной власти экономические нормативы и порядок взимания платы за водопользование, размеров штрафных платежей за нарушение установленных условий водопользования.
3.23. Готовит и представляет в Роскомвод предложения о размерах финансовых и иных средств, направляемых на мероприятия по воспроизводству водных ресурсов, восстановлению и охране водных объектов, согласованные с Ханты-Мансийским окружным комитетом по экологии и природным ресурсам и НОБВУ.
3.24. Участвует в проведении государственной экологической экспертизы, выполняет техническую экспертизу и согласование проектной и предпроектной документации на строительство и реконструкцию водохозяйственных объектов, производство работ на водных объектах и в водоохранных зонах: принимает участие в работе государственных комиссий по приемке объектов в эксплуатацию.
3.25. Участвует в пределах своей компетенции в подготовке и реализации проектов межправительственных соглашений, а также проектов межгосударственных целевых программ по вопросам водного хозяйства, использования и охраны трансграничных вод; организует их выполнение.
3.26. Обеспечивает в пределах своей компетенции выполнение обязательств Российской Федерации по международным соглашениям в части использования и охраны от загрязнения трансграничных водных объектов.
3.27. Принимает участие в международном научно-техническом сотрудничестве по вопросам рационального использования и охраны водных объектов.
3.28. Участвует в установленном порядке в разрешении споров по вопросам водных отношений.