3.1. Разрабатывает и реализует комплексные программы по укреплению правопорядка и борьбе с преступностью, определяет основные направления деятельности органов внутренних дел по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка, общественной безопасности.
3.2. Осуществляет анализ состояния правопорядка и преступности, разрабатывает долгосрочные и оперативные прогнозы развития криминальной ситуации и на этой основе вносит в установленном порядке в органы государственной власти округа предложения об укреплении законности, обеспечении общественного порядка и общественной безопасности, усилении борьбы с преступностью, информирует население по этим вопросам, организует взаимодействие со средствами массовой информации.
3.3. Обеспечивает исполнение органами внутренних дел Конституции Российской Федерации и федеральных законов, законов и иных нормативно-правовых актов Ханты-Мансийского автономного округа, приказов Министерства внутренних дел Российской Федерации и Управления внутренних дел округа.
3.4. Обобщает практику применения законодательства по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, разрабатывает и вносит в установленном порядке в соответствующие органы государственной власти округа предложения по его совершенствованию, подготавливает проекты нормативных правовых актов по вопросам деятельности органов внутренних дел, осуществляет правовое регулирование своей деятельности и оказывает органам внутренних дел округа практическую и методическую помощь в организации правовой работы, налаживает пропаганду правовых знаний.
3.5. Участвует совместно с органами государственной власти округа в разработке и выполнении региональных целевых программ в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка и борьбы с преступностью и по иным вопросам, предусмотренным нормативными правовыми актами.
3.6. Организует и непосредственно осуществляет оперативно-розыскную деятельность, производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел, обеспечивает реализацию мер по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений, проведению проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности.
3.7. Осуществляет меры по борьбе с организованной преступностью, коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, незаконными вооруженными формированиями.
3.8. Организует и осуществляет розыск лиц, совершивших преступления, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда, уклоняющихся от отбывания уголовных наказаний, призыва на военную службу, без вести пропавших и иных лиц, идентификацию трупов, а также розыск похищенного имущества.
3.9. Участвует в мероприятиях по борьбе с терроризмом, контрабандой, защите в системе управления сведений, составляющих государственную тайну.
3.10. Обеспечивает исполнение административных взысканий, содержание подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных под стражей, а также их охрану, этапирование и конвоирование.
3.11. Организует работу подведомственных органов внутренних дел по осуществлению контроля за оборотом служебного и газового оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, выдает лицензии на приобретение, разрешения на хранение и ношение служебного оружия, нарезного охотничьего оружия, открытие и функционирование объектов хранения, использования оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, а также контроля за правомерным применением цветных копировально-множительных аппаратов и лазерных принтеров.
3.12. Организует и осуществляет государственный контроль за соблюдением органами исполнительной власти, организациями, учреждениями, предприятиями независимо от форм собственности, общественными объединениями, должностными лицами, физическими и юридическими лицами законодательства о безопасности дорожного движения и соответствующих нормативных правовых актов; прием экзаменов на право управления транспортными средствами, регистрацию этих средств и выдачу соответствующих документов, регулирование дорожного движения; учет дорожно-транспортных происшествий и других показателей безопасности дорожного движения; принимает в пределах своей компетенции меры по предупреждению дорожно-транспортых происшествий и снижению тяжести их последствий, организует работу, связанную с допуском транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении, обеспечивает регистрацию залога зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения транспортных средств.
3.13. Организует деятельность органов внутренних дел, связанную с вопросами гражданства Российской Федерации, обеспечения свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах округа, выезда за пределы Российской Федерации и въезда на ее территорию; обеспечивает контроль за соблюдением правил регистрационного учета населения и паспортных правил, правил пребывания в России иностранных граждан и лиц без гражданства.
3.14. Пункт утратил силу постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа от 27 февраля 2004 года N 39 - см. предыдущую редакцию.
3.15. Участвует в обеспечении правового режима чрезвычайного или военного положения в случае их введения на территории автономного округа, а также в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий.
3.16. Осуществляет оперативное управление приданными силами и средствами органов внутренних дел для проведения неотложных мероприятий по спасению людей, охране имущества, оставшегося без присмотра, обеспечению порядка при ликвидации последствий крупных аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий, массовых беспорядков и иных чрезвычайных ситуаций.
3.17. Осуществляет комплекс мер по выполнению мобилизационных заданий и мероприятий гражданской обороны, повышению устойчивости работы органов внутренних дел в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время.
3.18. Создает либо принимает участие в создании с учетом требований МВД РФ соответствующих служб и подразделений органов внутренних дел автономного округа.
3.19. Осуществляет совместно с органами исполнительной власти автономного округа полномочия по созданию, реорганизации и ликвидации служб и подразделений органов внутренних дел округа, содержащихся за счет федерального и местных бюджетов.
3.20. Обеспечивает порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений милиции общественной безопасности, осуществляющих охрану имущества юридических и физических лиц по договорам, разработку нормативов штатной численности и смет расходов на их содержание, а также инспектирование подразделений охраны предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории автономного округа.
3.21. Выдает физическим и юридическим лицам лицензии на занятие частной детективной и охранной деятельностью, обеспечивает исполнение органами внутренних дел законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам частной детективной деятельности.
3.22. Содействует гражданам, депутатам, кандидатам в депутаты, должностным лицам предприятий, учреждений и организаций, представителям общественных объединений в осуществлении их законной деятельности, прав и интересов, если им оказывается противоправное противодействие.
3.23. Осуществляет в соответствии с действующим законодательством подготовку материалов, связанных с реабилитацией лиц, подвергнутых политическим репрессиям.
3.24. Формирует, ведет и использует федеральные учеты, банки данных оперативно-справочной, розыскной, криминалистической, статистической и иной информации, осуществляет справочно-информационное обслуживание органов внутренних дел округа, организует статистику в Управлении, осуществляет развитие и совершенствование систем связи и автоматизации управления.
3.25. Разрабатывает и осуществляет комплекс профилактических, лечебных, санаторно-курортных, оздоровительных, реабилитационных мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья сотрудников, работников, пенсионеров УВД, членов их семей.
3.26. Осуществляет централизованное обеспечение органов внутренних дел округа боевой, специальной техникой, средствами связи и шифровальной техникой, специальными средствами, вооружением, боеприпасами и другими материально-техническими ресурсами, развивает, укрепляет материальную базу органов внутренних дел. Организует учет материальных и денежных средств, контроль за их использованием.
3.27. Осуществляет в установленном законодательством порядке финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных органов, подразделений, предприятий, учреждений и организаций внутренних дел. Организует учет материальных и денежных средств, выделяемых на их содержание, контроль за их рациональным и эффективным использованием.
3.28. Обеспечивает выполнение подведомственными органами внутренних дел финансовых планов, заданий, обязательств, соблюдение финансовой, расчетной и сметной дисциплины; осуществляет контроль за их производственно-хозяйственной деятельностью; организует выполнение заданий по капитальному строительству объектов органов внутренних дел.
3.29. Организует и проводит контрольно-ревизионную работу в подведомственных органах, подразделениях, предприятиях, организациях внутренних дел; обеспечивает в установленном законом порядке возмещение виновными лицами допущенных затрат, недостач и непроизводственных расходов. Принимает меры по охране здоровья, обеспечению техники безопасности, улучшению жилищно-бытовых условий сотрудников и работников Управления.