ЗАКОН
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
от 08 октября 1999 года N 59-оз
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА О МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ
[Документ изменен
Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 11 февраля 2002 г. N 2-оз
[Действие Закона приостановлено на 24.03.2002 г. с 8 до 20 часов
Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 28.02.2002 г. N 12-оз]
[Документ признан утратившим силу
Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 18.06.2003 N 31-оз]
Статья 1
Внести изменения и дополнения в Закон Ханты-Мансийского автономного округа \"О местном референдуме\", изложив его в следующей редакции:
"ЗАКОН Ханты-Мансийского автономного округа О местном референдуме
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие термины:
а) агитация по вопросам референдума - деятельность граждан Российской Федерации, инициативной группы референдума, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая участников референдума проводить референдум или отказаться от его проведения, голосовать или отказаться от голосования на референдуме, поддержать или отвергнуть вынесенный на референдум вопрос;
б) гарантии права на участие в референдуме - правовое, организационное, информационное и иное обеспечение права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
в) комиссии референдума - коллегиальные органы, формируемые (образуемые) в порядке и сроки, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение референдума;
г) наблюдатель - лицо, назначенное при проведении референдума инициативной группой по проведению референдума, общественным объединением, которое должно быть создано и зарегистрировано в Ханты-Мансийском автономном округе; наблюдатель на референдуме уполномочен вести наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии референдума в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов референдума, включая действия комиссии референдума по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов референдума;
д) право на участие в референдуме - конституционное право граждан Российской Федерации участвовать в местном референдуме, в том числе голосовать по проектам нормативных правовых актов, действующим нормативным правовым актам органов местного самоуправления, другим вопросам местного значения, находящимся в ведении муниципального образования;
е) местный референдум (референдум) - голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих в границах муниципального образования, по наиболее важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа, а также уставом муниципального образования;
ж) участник референдума - гражданин Российской Федерации, обладающий правом на участие в референдуме.
Статья 2. Вопросы, выносимые на местный референдум1
1. На местный референдум могут выноситься вопросы, отнесенные к ведению местного самоуправления законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа.
2. Вопросы, выносимые на местный референдум, не должны противоречить действующему законодательству Российской Федерации и автономного округа.
3. На местный референдум не могут быть вынесены вопросы:
а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, приостановлении осуществления полномочий органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов органов местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
б) о формировании состава органов местного самоуправления, персональном составе органов местного самоуправления;
в) об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц;
г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;
д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
4. На местный референдум не могут быть вынесены вопросы, не находящиеся в ведении соответствующего муниципального образования.
5. Вопросы, выносимые на местный референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.
6. Указанные вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы исключалась возможность их множественного толкования.
7. Вопрос, выносимый на местный референдум, должен быть сформулирован так, чтобы на него можно было дать лишь однозначный ответ.
Статья 3. Право граждан на участие в местном референдуме1
1. В местном референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающие на территории соответствующего муниципального образования и достигшие 18-летнего возраста.
2. Не могут участвовать в местном референдуме граждане, признанные судом недееспособными, и лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
3. Какие-либо иные прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в референдуме запрещаются.
Статья 4. Основные принципы проведения местного референдума1
1. Гражданин Российской Федерации участвует в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
2. Участие в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации в целью принудить его к участию или неучастию в референдуме, а также на его свободное волеизъявление.
3. Голосование на референдуме осуществляется гражданами путем тайного волеизъявления.
4. Гражданин Российской Федерации голосует на местном референдуме "за" или "против" вынесенного на референдум вопроса непосредственно.
5. Проведение местного референдума одновременно с проведением выборов не допускается.
Статья 5. Обстоятельства, исключающие проведение местного референдума
1. Местный референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа либо на территории муниципального образования, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.
2. Местный референдум не проводится в течение года со дня официального опубликования результатов референдума с такой же по смыслу формулировкой вопроса.
3. Не допускается установление обстоятельств, исключающих проведение местного референдума, за исключением указанных в федеральном законе и настоящем Законе.
Глава 2. Назначение местного референдума С
Статья 6. Право назначения местного референдума1
1. Право принятия решения о назначении местного референдума принадлежит соответствующему представительному органу местного самоуправления, а если его нет - главе местного самоуправления.
2. Решение о назначении референдума принимается представительным органом местного самоуправления или главой местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию пяти процентов от числа граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в местном референдуме.
3. Референдум назначается только на календарный выходной день. Не допускается назначение референдума на праздничный день. Решение о проведении местного референдума должно быть официально опубликовано не менее чем за 45 дней до дня голосования.
4. Дата проведения голосования на местном референдуме не позднее чем за 25 дней до дня проведения референдума может быть перенесена на более поздний (но не более чем на 90 дней) представительным органом местного самоуправления в целях совмещения проведения референдума с иным референдумом.
5. Решение о назначении референдума подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через 5 дней со дня его принятия.
6. Решение о перенесении даты голосования в соответствии с частью 4 настоящей статьи публикуется в средствах массовой информации не позднее чем через 6 дней со дня его принятия.
Статья 7. Обязательность проведения местного референдума1
1. Местный референдум назначается и проводится в порядке и сроки, которые установлены настоящим Законом, уставом муниципального образования.
2. Принятие органом местного самоуправления решения по существу вопроса, который в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа, уставом муниципального образования может быть вынесен на местный референдум, не является обстоятельством, исключающим возможность проведения референдума по данному вопросу.
Статья 8. Реализация права требования проведения местного референдума гражданами Российской Федерации1
1. Каждый гражданин или группа граждан, имеющие право на участие в референдуме, а равно общественное объединение, зарегистрированное органами юстиции не позднее чем за шесть месяцев до дня обращения в соответствующий орган с инициативой проведения референдума, устав которого предусматривает участие в выборах, могут образовать инициативную группу по проведению референдума муниципального образования в количестве не менее 10 человек. Инициатором проведения референдума может также выступить избирательное объединение, зарегистрированное в Управлении юстиции автономного округа или в Министерстве юстиции Российской Федерации. В этом случае руководящий орган указанного избирательного объединения либо руководящий орган его регионального местного отделения выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума независимо от своей численности.
2. Инициативная группа по проведению местного референдума обращается в избирательную комиссию муниципального образования, которая действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы. В случае, если постоянно действующая комиссия муниципального образования отсутствует, функции комиссии местного референдума до ее сформирования выполняет представительный орган местного самоуправления, в случае его отсутствия - Избирательная комиссия Ханты-Мансийского автономного округа.
3. В ходатайстве инициативной группы по проведению местного референдума должен содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на референдум, и должны быть указаны фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса мест жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы на территории муниципального образования.
4. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению местного референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума.
5. В случае, если формулировка вопроса, предлагаемого инициативной группой по проведению местного референдума, не отвечает требованиям федерального закона и настоящего Закона, избирательная комиссия муниципального образования (комиссия референдума) может согласовать с инициативной группой по проведению местного референдума новую формулировку, не изменяющую основное содержание вопроса, выносимого на местный референдум. Формулировка вопроса, выносимого на местный референдум, не может быть изменена после регистрации инициативной группы.
6. Избирательная комиссия муниципального образования (комиссия референдума) в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению местного референдума обязана рассмотреть указанное ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:
в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям федерального закона и настоящего Закона, устава муниципального образования - о направлении их в представительный орган местного самоуправления;
в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.
7. Представительный орган местного самоуправления муниципального образования обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям федерального закона и настоящего Закона в срок не более 20 дней со дня поступления в представительный орган местного самоуправления ходатайства инициативной группы по проведению местного референдума и приложенных к нему документов.
8. В случае признания представительным органом местного самоуправления вопроса, выносимого на местный референдум, отвечающим требованиям федерального закона и настоящего Закона, избирательная комиссия муниципального образования (комиссия референдума) регистрирует инициативную группу по проведению местного референдума, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом средствам массовой информации.
При отсутствии избирательной комиссии муниципального образования (комиссии референдума) представительный орган местного самоуправления регистрирует инициативную группу по проведению местного референдума.
9. В случае признания представительным органом местного самоуправления вопроса, выносимого на местный референдум, не отвечающим требованиям федерального закона и настоящего Закона, избирательная комиссия муниципального образования (комиссия референдума) отказывает в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума.
10. В случае отказа в регистрации инициативной группе по проведению местного референдума выдается решение избирательной комиссии муниципального образования (комиссии референдума), в котором указываются основания отказа.
11. Основанием отказа в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума может быть только нарушение инициативной группой Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, Устава Ханты-Мансийского автономного округа, законов автономного округа, устава муниципального образования. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд.
Статья 9. Порядок и сроки сбора подписей инициативной группой по проведению местного референдума
1. С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа по проведению местного референдума вправе организовать сбор подписей граждан в поддержку инициативы проведения местного референдума. При этом учитываются лишь подписи, собранные после даты регистрации инициативной группы. Регистрационное свидетельство, форма которого утверждается избирательной комиссией и которое выдается инициативной группе по проведению референдума, действительно до официального опубликования результатов референдума. Расходы, связанные со сбором подписей, несет инициативная группа.
2. Подписи граждан в поддержку инициативы проведения референдума собираются инициативной группой по проведению местного референдума. Максимальное количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения референдума, составляет 5 процентов от числа граждан, имеющих право на участие в референдуме. Число граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, определяется на основании данных регистрации участников по состоянию на 1 января или 1 июля соответствующего года.
3. Количество предоставляемых для поддержки инициативы проведения референдума подписей может превышать количество подписей, указанных в части 2 настоящей статьи, но не более чем на 15 процентов.
4. Подписи могут собираться среди участников референдума на всей территории предлагаемого референдума.
5. Общий период сбора подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума устанавливается уставом муниципального образования и должен составлять не менее 20 дней.
6. В случае, если в течение этого срока не было собрано необходимого количества подписей граждан, имеющих право участвовать в референдуме, дальнейший сбор подписей прекращается.