1. Основным средством решения указанных в пункте 2 статьи 4 данного Устава задач является Генеральный план развития и организации территории Ханты-Мансийского автономного округа, разработка которого проводится в обязательном порядке и включает в себя:
1.1. аналитический доклад Губернатору автономного округа о территориальном развитии Ханты-Мансийского автономного округа, который содержит сведения об основных целях, современном состоянии, тенденциях и основных проблемах развития, использования и организации территории округа и составляется один раз в пять лет;
1.2. концепцию развития и организации территории округа, включая уточненные цели, современное состояние, тенденции и основные проблемы развития, использования и организации территории, которая содержит прогноз возможного их изменения и альтернативы возможного развития округа и составляется не реже чем один раз в 10 лет.
2. Генеральный план развития и организации территории округа с предложениями по социально-экономическому развитию, расселению, рациональному использованию ресурсов округа, градостроительству и организации территории разрабатывается или корректируется (обновляется) на основе принятой концепции Генерального плана. Его разработка (корректировка, обновление) осуществляется непрерывно на основании предложений Администрации округа, но не реже одного раза в 10 лет.
3. Порядок разработки, состав и содержание графических и текстовых материалов Генерального плана развития и организации территории Ханты-Мансийского автономного округа устанавливается действующими инструкциями, а также заданием на выполнение генерального плана, которое утверждается Губернатором автономного округа.
4. Заказчиком генерального плана развития и организации территории Ханты-Мансийского автономного округа является Администрация округа, которая может делегировать эту функцию органу архитектуры и градостроительства.
5. Генеральный план развития и организации территории Ханты-Мансийского автономного округа разрабатывается с учетом необходимости:
- соблюдения интересов пространственного развития округа и входящих в его территорию районов, городов и других населенных мест;
- закрепления за конкретными территориями определенных народнохозяйственных функций (функционального зонирования);
- сохранения природных ресурсов, оздоровления и улучшения окружающей среды;
- формирования рациональных систем расселения и комплексного решения проблем агломераций (промрайонов), других территориальных образований, связанных общностью территориальных, экономических, экологических и других проблем и интересов;
- развития малых и средних городов;
- реализации прав коренных малочисленных народов Севера на земли, недра, воды, леса, пастбища, другую естественную среду обитания;
- защиты населения от влияния последствий природных и антропогенных бедствий.
6. Решение о разработке Генерального плана развития и организации территории Ханты-Мансийского автономного округа или его этапов принимает Губернатор автономного округа.
Утверждение Генерального плана по представлению органа архитектуры проводится Губернатором автономного округа после всесторонней экспертизы. Генеральный план обязателен к исполнению для всех субъектов градостроительной деятельности на территории автономного округа после его утверждения и опубликования его основных положений.
7. Все государственные, муниципальные и иные организации, расположенные на территории Ханты-Мансийского автономного округа, обязаны своевременно и безвозмездно предоставлять соответствующую информацию и необходимые данные органам архитектуры и градостроительства, непосредственным разработчикам Генерального плана. Состав необходимой информации определяется действующими инструкциями и Правилами застройки, а также утвержденным заданием на проектирование.