Недействующий

ЗАКОН

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА


Градостроительный Устав Ханты-Мансийского
автономного округа

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 8 октября 1999 года N 63-оз
____________________________________________________________________


Принят Думой
 Ханты-Мансийского автономного округа
 29 октября 1997 года


Градостроительный Устав Ханты-Мансийского автономного округа является основным нормативно-правовым документом, регулирующим отношения участников в процессе градостроительной деятельности и устанавливающим нормы осуществления любых изменений среды жизнедеятельности человека на всей территории Ханты-Мансийского автономного округа.

Устав определяет компетенцию участников градостроительной деятельности, включая все ветви власти, конкретный порядок процедур осуществления градостроительной деятельности, меры ответственности участников градостроительной деятельности в случаях нарушения установленных процедур и утвержденной градостроительной документации.

Глава I. Общие положения


Статья 1. Назначение Устава

     

1. Градостроительный Устав Ханты-Мансийского автономного округа (далее - Устав) устанавливает порядок правового  регулирования развития, использования и комплексной организации территории автономного округа,  определяет правила и процедуру градостроительной деятельности, а также отношений и разрешения споров между субъектами градостроительной деятельности на территории автономного округа.

2. Цель Устава состоит в определении юридических прав и гарантий, а также обязанностей для всех юридических и физических лиц, находящихся на территории автономного округа и (или) производящих свободную индивидуальную и коллективную градостроительную деятельность на указанной территории для создания полноценной среды обитания, в определении ответственности за нанесение ущерба собственности и среде в целом.     

    

Статья 2. Место Устава в системе законодательных актов

     

Устав действует в соответствии с законодательством Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа и является обязательным к исполнению на его территории.  Нормы  градостроительного  законодательства,  содержащиеся в иных нормативных правовых актах автономного  округа,  должны  соответствовать настоящему Уставу.     

    

Статья 3. Основные термины и определения

     

1. Агломерация - территориально-экономическая  интеграция плотно расположенных и функционально связанных населенных мест  или их групп, объединенных устойчивыми трудовыми, культурно-бытовыми, рекреационными связями и развитой инженерно-транспортной инфраструктурой.

2. Архитектурно-планировочное задание - комплекс требований к назначению, основным параметрам и размещению проектируемого архитектурного объекта на конкретном земельном участке, а также обязательные экологические, технические, организационные и иные данные для его проектирования и строительства, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Ханты-Мансийского автономного округа.

3. Генеральное территориальное планирование - разработка комплекса документов и материалов различного типа на долгосрочный период, обеспечивающих непрерывность планирования, проектирования и строительства на территории планируемого объекта, а также согласование, утверждение проектной документации, ее корректировку и реализацию.

4. Градостроительная деятельность - деятельность по пространственной организации систем расселения, направленная на развитие городов и других поселений, создание условий для их территориального развития, формирования производственной, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, строительство, реконструкцию, ремонт и реставрацию, переоборудование, модернизацию, иное функциональное изменение зданий, сооружений и их комплексов, объектов благоустройства, озеленение, изменение размеров и границ земельных участков  и другой недвижимости.

5. Градостроительная документация - единая система взаимосвязанных проектных документов, обеспечивающих разработку и осуществление градостроительных прогнозов и программ, а также реализацию инвестиций, и являющихся основой для составления проектов строительства объектов жилищно-гражданского, промышленного и коммунального назначения. Градостроительная документация, утвержденная в установленном порядке, обязательна к исполнению всеми субъектами градостроительной деятельности.

6. Градостроительные нормативы - нормативные документы, содержащие необходимый комплекс количественных и качественных показателей, регулирующих разработку и реализацию градостроительной документации, детализирующие обязательные требования положений законодательства, подлежащие учету в градостроительстве.

7. Градостроительная  оценка территории - определение комплекса показателей ценности  территории  для градостроительной деятельности на ней.

8. Градостроительный устав - правовой акт органов государственной власти,  регулирующий градостроительную деятельность в соответствии с законами Российской Федерации и законодательством Ханты-Мансийского автономного округа, имеющий обязательную юридическую силу в административных границах округа для органов государственной власти и местного самоуправления, судебных органов, юридических и физических лиц.

9. Заказчик - орган государственной власти и управления, орган местного самоуправления, организация, учреждение и другое юридическое или физическое лицо, заказывающее другому юридическому или физическому лицу выполнение изыскательских, проектных или строительных работ и финансирующее эти работы.

10. Застройщик - юридическое или физическое лицо, принимающее на себя правовую и материальную ответственность за весь цикл работ, связанных с застройкой определенной территории.

11. Инвестор - физическое или юридическое лицо, осуществляющее долгосрочное вложение капитала в создание градостроительных объектов.

12. Инженерно-транспортная  инфраструктура - совокупность инженерно-технических и транспортных сооружений, коммуникаций и устройств, обеспечивающих условия проживания населения и функционирование объектов материального производства.

13. Красная  линия застройки - условная граница, определенная градостроительным документом, отделяющая магистрали, улицы, проезды и площади от территорий, предназначенных под застройку или иное использование (парки, скверы).

14. Линия регулирования застройки - предельное очертание границы застройки, за пределы которой не должны выходить контуры возводимых или  проектируемых зданий и сооружений. Полоса участка между застройкой и  красной линией отводится под зеленые насаждения, прокладки подземных  коммуникаций и др. Линия регулирования застройки, исходя из рельефа местности, интенсивности транспортного движения, высоты и ориентации зданий  и их  назначения, может отступать от красной линии (3-6 м), что  позволяет правильно  решать  целый  ряд  архитектурно-художественных  и санитарно-гигиенических  задач  градостроительства или может совпадать с красной линией.

15. Недвижимость в градостроительстве - земельный  участок, имеющий фиксированные площадь, местоположение, границы и правовой статус; сооружения над и под этим земельным участком, используемые для целей градостроительства; стационарные здания, в том числе незавершенного строительства; объекты инженерной, транспортной инфраструктуры и благоустройства; зеленые насаждения с многолетним циклом развития на этом земельном участке.

16. Организация территории - комплексная  деятельность  органов государственной власти и местного самоуправления по использованию подведомственной территории, построению ее функциональной  и пространственной структуры, обеспечивающей эффективное и сбалансированное развитие  этой территории.

17. Правила планировки и застройки - нормативный акт  местного уровня, регулирующий градостроительную деятельность в пределах поселений и функциональных зон, детализирующий положения градостроительного законодательства и являющийся обязательным для применения всеми участниками градостроительной деятельности.

18. Пригородная зона - территория, прилегающая к городу или селитебно-промышленной агломерации,  предназначенная для использования  в качестве резерва последующего развития города (системы городов), для размещения объектов, их хозяйственного обслуживания, а также  зеленых  зон,  предназначенных для организации отдыха населения, улучшения микроклимата,  состояния воздушного  бассейна  и  санитарно-гигиенических условий.

19. Разработчик градостроительной документации - физическое или юридическое лицо, выполняющее разработку градостроительной документации, а также по договору с заказчиком авторский надзор за реализацией градостроительной документации и имеющее лицензию на право заниматься соответствующей деятельностью.

20. Разрешение на строительство - основание для  реализации архитектурного проекта, выдаваемое заказчику (застройщику) органами исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа или  органами местного самоуправления  в целях контроля за выполнением градостроительных нормативов,  требований утвержденной градостроительной документации, а также в целях предотвращения причинения вреда окружающей природной среде.

21. Регламент градостроительной деятельности - свод правил, порядок осуществления градостроительной деятельности.

22. Сервитут в градостроительстве - ограничение прав и условий застройки и право временного использования части чужого  земельного участка для целей застройки,  осуществляемой в государственных и общественных интересах.

23. Социальная инфраструктура - совокупность  отраслей  хозяйства, обеспечивающих условия для социальной жизнедеятельности.

24. Спонсор - физическое или юридическое лицо,  финансирующее какую-либо градостроительную деятельность ( либо принимающее  на себя финансовую ответственность за другое физическое или юридическое лицо, которое осуществляет градостроительную деятельность) в благотворительных целях или рекламирующее при этом свою продукцию или фирму.

25. Строительный паспорт земельного участка - документ, выдаваемый соответствующими органами архитектуры и градостроительства, в соответствии с которым осуществляется проектирование объектов недвижимости,  содержащий исходные материалы для этого проектирования, в том числе сервитуты,  являющийся обязательным приложением к правообразующим документам  при предоставлении земельного участка для строительства.

26. Функциональное зонирование - расчленение всей планируемой территории на специальные зоны, при котором за каждой зоной закрепляются определенные приоритетные функции и соответствующие режимы хозяйственного и градостроительного использования, закрепляемые в законодательном порядке.

27. Виды реконструкции памятников истории и культуры - регенерация (сохранение и восстановление градостроительных качеств памятников и среды), ограниченное преобразование (сохранение градостроительных качеств памятников и среды с их развитием)  или  активное преобразование  (изменение градостроительных качеств среды с частичным их сохранением).

Статья 4. Цели и задачи территориально-градостроительной деятельности

     

1. Главной  целью деятельности по организации территории Ханты-Мансийского  автономного округа является создание пространственной структуры и ее частей, обеспечивающее на основе природных предпосылок, демографических, экономических, социальных, экологических, культурных и других жизненно важных условий и требований эффективное и свободное развитие общества.

Основной социальной  целью  организации территории является создание предпосылок для развития градостроительства, социальной инфраструктуры, обеспечения всему населению  автономного округа условий, дающих каждому жителю равные возможности для его физического и духовного развития.

Основная экономическая  цель организации территории состоит в обеспечении предпосылок для эффективного развития производства, инженерно-технической инфраструктуры, возможность долговременного использования территории.

Основная экологическая цель организации территории заключается в  создании  предпосылок для охраны и улучшения природной окружающей среды автономного округа.

2. Главные задачи деятельности по организации территории Ханты-Мансийского автономного округа:

- организация зонирования территории в соответствии с установленными для каждой функциональной зоны хозяйственного, градостроительного и экологического режимов использования территории;

- формирование рациональной пространственной  планировочной структуры и  взаимосвязанное  размещение всех видов строительства на основе анализа ресурсных возможностей, ожидаемого  перспективного развития хозяйства и принятого зонирования территории.

3. Основная цель градостроительной деятельности, включающей процесс планирования, проектирования застройки и благоустройства городов  и других поселений - создание здоровой, функционально и пространственно сбалансированной среды обитания людей.

4. Главными задачами градостроительной деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе являются:

- совершенствование системы поселений с учетом природно-климатических условий и особенностей традиционного уклада жизни населения;

- обеспечение безопасности жизнедеятельности и защиты поселений от воздействия опасных природных и техногенных процессов и явлений;

- создание  условий  для  реализации прав граждан на труд и отдых;

- обеспечение населению необходимого выбора объектов обслуживания, исходя из интересов различных социальных  групп  населения, уровня их дохода и нормативов;

- регулирование  планировки  и  застройки поселений в соответствии с  требованиями  к  зонированию и планировочной организации территории;

- создание условий для формирования  курортных зон и зон длительного и кратковременного отдыха,  для реализации мероприятий по охране природы;

- сохранение историко-культурного и природного наследия;

- реализация жилищной политики, включая строительство муниципального жилища, стимулирование развития частного строительства;

- обеспечение развития инженерно-транспортной инфраструктуры и благоустройства;

- обеспечение потребности в земельных участках для осуществления градостроительной деятельности;

- укрепление и повышение эффективности строительного  комплекса с  ориентацией  на использование местных строительных материалов;

- осуществление  градостроительного контроля за использованием и охраной земель;

- создание эстетически и композиционно выразительного облика городов и поселений округа.     

     

Статья 5. Предмет градостроительных отношений

     

Предметом градостроительных отношений является вся градостроительная деятельность юридических и физических лиц  на  территории Ханты-Мансийского автономного округа.

Статья 6. Объекты территориально-градостроительной деятельности

     

1. Объектами  территориально-градостроительной деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе (далее - объекты) являются территории и материально-пространственная среда, имеющие регламенты градостроительной деятельности федерального, окружного или местного уровня. К ним относятся:

- территория и материально-пространственная среда Ханты-Мансийского автономного округа в его административных границах;

- территория входящих в состав автономного округа административно-территориальных единиц;

- территории, управляемые субъектами градостроительной  деятельности с закрепленным статусом - местного, окружного или федерального уровня (заповедники, родовые угодья, ведомственные территории и зоны), а также территории, временно управляемые организациями по их преобразованию;

- территории и пространственные зоны, различающиеся по функциональным, экологическим, санитарно-гигиеническим, историко-культурным и иным свойствам и признакам, а также по регламенту хозяйственной и градостроительной деятельности, закрепленным в утвержденной градостроительной документации и в договорах  заинтересованных субъектов;

- земельные участки, находящиеся во владении, собственности, пользовании  юридических и физических лиц;

- транспортные и инженерные коммуникации и сооружения;

- здания и сооружения, памятники истории и культуры;

- элементы территорий, сооружений, находящиеся во владении, пользовании или собственности юридических и физических лиц, не являющихся собственниками (пользователями) территории, здания или сооружения в целом.

2. Границы территории и пространственных зон,  а также регламент градостроительной деятельности в пределах этих границ определяются специальными исследованиями и градостроительными проектами  и утверждаются органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа и органами местного  самоуправления.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»