____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 8 октября 1999 года N 63-оз
____________________________________________________________________
Принят Думой
Ханты-Мансийского автономного округа
29 октября 1997 года
Градостроительный Устав Ханты-Мансийского автономного округа является основным нормативно-правовым документом, регулирующим отношения участников в процессе градостроительной деятельности и устанавливающим нормы осуществления любых изменений среды жизнедеятельности человека на всей территории Ханты-Мансийского автономного округа.
Устав определяет компетенцию участников градостроительной деятельности, включая все ветви власти, конкретный порядок процедур осуществления градостроительной деятельности, меры ответственности участников градостроительной деятельности в случаях нарушения установленных процедур и утвержденной градостроительной документации.
1. Градостроительный Устав Ханты-Мансийского автономного округа (далее - Устав) устанавливает порядок правового регулирования развития, использования и комплексной организации территории автономного округа, определяет правила и процедуру градостроительной деятельности, а также отношений и разрешения споров между субъектами градостроительной деятельности на территории автономного округа.
2. Цель Устава состоит в определении юридических прав и гарантий, а также обязанностей для всех юридических и физических лиц, находящихся на территории автономного округа и (или) производящих свободную индивидуальную и коллективную градостроительную деятельность на указанной территории для создания полноценной среды обитания, в определении ответственности за нанесение ущерба собственности и среде в целом.
Устав действует в соответствии с законодательством Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа и является обязательным к исполнению на его территории. Нормы градостроительного законодательства, содержащиеся в иных нормативных правовых актах автономного округа, должны соответствовать настоящему Уставу.
1. Агломерация - территориально-экономическая интеграция плотно расположенных и функционально связанных населенных мест или их групп, объединенных устойчивыми трудовыми, культурно-бытовыми, рекреационными связями и развитой инженерно-транспортной инфраструктурой.
2. Архитектурно-планировочное задание - комплекс требований к назначению, основным параметрам и размещению проектируемого архитектурного объекта на конкретном земельном участке, а также обязательные экологические, технические, организационные и иные данные для его проектирования и строительства, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Ханты-Мансийского автономного округа.
3. Генеральное территориальное планирование - разработка комплекса документов и материалов различного типа на долгосрочный период, обеспечивающих непрерывность планирования, проектирования и строительства на территории планируемого объекта, а также согласование, утверждение проектной документации, ее корректировку и реализацию.
4. Градостроительная деятельность - деятельность по пространственной организации систем расселения, направленная на развитие городов и других поселений, создание условий для их территориального развития, формирования производственной, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, строительство, реконструкцию, ремонт и реставрацию, переоборудование, модернизацию, иное функциональное изменение зданий, сооружений и их комплексов, объектов благоустройства, озеленение, изменение размеров и границ земельных участков и другой недвижимости.
5. Градостроительная документация - единая система взаимосвязанных проектных документов, обеспечивающих разработку и осуществление градостроительных прогнозов и программ, а также реализацию инвестиций, и являющихся основой для составления проектов строительства объектов жилищно-гражданского, промышленного и коммунального назначения. Градостроительная документация, утвержденная в установленном порядке, обязательна к исполнению всеми субъектами градостроительной деятельности.
6. Градостроительные нормативы - нормативные документы, содержащие необходимый комплекс количественных и качественных показателей, регулирующих разработку и реализацию градостроительной документации, детализирующие обязательные требования положений законодательства, подлежащие учету в градостроительстве.
7. Градостроительная оценка территории - определение комплекса показателей ценности территории для градостроительной деятельности на ней.
8. Градостроительный устав - правовой акт органов государственной власти, регулирующий градостроительную деятельность в соответствии с законами Российской Федерации и законодательством Ханты-Мансийского автономного округа, имеющий обязательную юридическую силу в административных границах округа для органов государственной власти и местного самоуправления, судебных органов, юридических и физических лиц.
9. Заказчик - орган государственной власти и управления, орган местного самоуправления, организация, учреждение и другое юридическое или физическое лицо, заказывающее другому юридическому или физическому лицу выполнение изыскательских, проектных или строительных работ и финансирующее эти работы.
10. Застройщик - юридическое или физическое лицо, принимающее на себя правовую и материальную ответственность за весь цикл работ, связанных с застройкой определенной территории.
11. Инвестор - физическое или юридическое лицо, осуществляющее долгосрочное вложение капитала в создание градостроительных объектов.
12. Инженерно-транспортная инфраструктура - совокупность инженерно-технических и транспортных сооружений, коммуникаций и устройств, обеспечивающих условия проживания населения и функционирование объектов материального производства.
13. Красная линия застройки - условная граница, определенная градостроительным документом, отделяющая магистрали, улицы, проезды и площади от территорий, предназначенных под застройку или иное использование (парки, скверы).
14. Линия регулирования застройки - предельное очертание границы застройки, за пределы которой не должны выходить контуры возводимых или проектируемых зданий и сооружений. Полоса участка между застройкой и красной линией отводится под зеленые насаждения, прокладки подземных коммуникаций и др. Линия регулирования застройки, исходя из рельефа местности, интенсивности транспортного движения, высоты и ориентации зданий и их назначения, может отступать от красной линии (3-6 м), что позволяет правильно решать целый ряд архитектурно-художественных и санитарно-гигиенических задач градостроительства или может совпадать с красной линией.
15. Недвижимость в градостроительстве - земельный участок, имеющий фиксированные площадь, местоположение, границы и правовой статус; сооружения над и под этим земельным участком, используемые для целей градостроительства; стационарные здания, в том числе незавершенного строительства; объекты инженерной, транспортной инфраструктуры и благоустройства; зеленые насаждения с многолетним циклом развития на этом земельном участке.
16. Организация территории - комплексная деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по использованию подведомственной территории, построению ее функциональной и пространственной структуры, обеспечивающей эффективное и сбалансированное развитие этой территории.
17. Правила планировки и застройки - нормативный акт местного уровня, регулирующий градостроительную деятельность в пределах поселений и функциональных зон, детализирующий положения градостроительного законодательства и являющийся обязательным для применения всеми участниками градостроительной деятельности.
18. Пригородная зона - территория, прилегающая к городу или селитебно-промышленной агломерации, предназначенная для использования в качестве резерва последующего развития города (системы городов), для размещения объектов, их хозяйственного обслуживания, а также зеленых зон, предназначенных для организации отдыха населения, улучшения микроклимата, состояния воздушного бассейна и санитарно-гигиенических условий.
19. Разработчик градостроительной документации - физическое или юридическое лицо, выполняющее разработку градостроительной документации, а также по договору с заказчиком авторский надзор за реализацией градостроительной документации и имеющее лицензию на право заниматься соответствующей деятельностью.
20. Разрешение на строительство - основание для реализации архитектурного проекта, выдаваемое заказчику (застройщику) органами исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа или органами местного самоуправления в целях контроля за выполнением градостроительных нормативов, требований утвержденной градостроительной документации, а также в целях предотвращения причинения вреда окружающей природной среде.
21. Регламент градостроительной деятельности - свод правил, порядок осуществления градостроительной деятельности.
22. Сервитут в градостроительстве - ограничение прав и условий застройки и право временного использования части чужого земельного участка для целей застройки, осуществляемой в государственных и общественных интересах.
23. Социальная инфраструктура - совокупность отраслей хозяйства, обеспечивающих условия для социальной жизнедеятельности.
24. Спонсор - физическое или юридическое лицо, финансирующее какую-либо градостроительную деятельность ( либо принимающее на себя финансовую ответственность за другое физическое или юридическое лицо, которое осуществляет градостроительную деятельность) в благотворительных целях или рекламирующее при этом свою продукцию или фирму.
25. Строительный паспорт земельного участка - документ, выдаваемый соответствующими органами архитектуры и градостроительства, в соответствии с которым осуществляется проектирование объектов недвижимости, содержащий исходные материалы для этого проектирования, в том числе сервитуты, являющийся обязательным приложением к правообразующим документам при предоставлении земельного участка для строительства.
26. Функциональное зонирование - расчленение всей планируемой территории на специальные зоны, при котором за каждой зоной закрепляются определенные приоритетные функции и соответствующие режимы хозяйственного и градостроительного использования, закрепляемые в законодательном порядке.
27. Виды реконструкции памятников истории и культуры - регенерация (сохранение и восстановление градостроительных качеств памятников и среды), ограниченное преобразование (сохранение градостроительных качеств памятников и среды с их развитием) или активное преобразование (изменение градостроительных качеств среды с частичным их сохранением).
1. Главной целью деятельности по организации территории Ханты-Мансийского автономного округа является создание пространственной структуры и ее частей, обеспечивающее на основе природных предпосылок, демографических, экономических, социальных, экологических, культурных и других жизненно важных условий и требований эффективное и свободное развитие общества.
Основной социальной целью организации территории является создание предпосылок для развития градостроительства, социальной инфраструктуры, обеспечения всему населению автономного округа условий, дающих каждому жителю равные возможности для его физического и духовного развития.
Основная экономическая цель организации территории состоит в обеспечении предпосылок для эффективного развития производства, инженерно-технической инфраструктуры, возможность долговременного использования территории.
Основная экологическая цель организации территории заключается в создании предпосылок для охраны и улучшения природной окружающей среды автономного округа.
2. Главные задачи деятельности по организации территории Ханты-Мансийского автономного округа:
- организация зонирования территории в соответствии с установленными для каждой функциональной зоны хозяйственного, градостроительного и экологического режимов использования территории;
- формирование рациональной пространственной планировочной структуры и взаимосвязанное размещение всех видов строительства на основе анализа ресурсных возможностей, ожидаемого перспективного развития хозяйства и принятого зонирования территории.
3. Основная цель градостроительной деятельности, включающей процесс планирования, проектирования застройки и благоустройства городов и других поселений - создание здоровой, функционально и пространственно сбалансированной среды обитания людей.
4. Главными задачами градостроительной деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе являются:
- совершенствование системы поселений с учетом природно-климатических условий и особенностей традиционного уклада жизни населения;
- обеспечение безопасности жизнедеятельности и защиты поселений от воздействия опасных природных и техногенных процессов и явлений;
- создание условий для реализации прав граждан на труд и отдых;
- обеспечение населению необходимого выбора объектов обслуживания, исходя из интересов различных социальных групп населения, уровня их дохода и нормативов;
- регулирование планировки и застройки поселений в соответствии с требованиями к зонированию и планировочной организации территории;
- создание условий для формирования курортных зон и зон длительного и кратковременного отдыха, для реализации мероприятий по охране природы;
- сохранение историко-культурного и природного наследия;
- реализация жилищной политики, включая строительство муниципального жилища, стимулирование развития частного строительства;
- обеспечение развития инженерно-транспортной инфраструктуры и благоустройства;
- обеспечение потребности в земельных участках для осуществления градостроительной деятельности;
- укрепление и повышение эффективности строительного комплекса с ориентацией на использование местных строительных материалов;
- осуществление градостроительного контроля за использованием и охраной земель;
- создание эстетически и композиционно выразительного облика городов и поселений округа.
Предметом градостроительных отношений является вся градостроительная деятельность юридических и физических лиц на территории Ханты-Мансийского автономного округа.
1. Объектами территориально-градостроительной деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе (далее - объекты) являются территории и материально-пространственная среда, имеющие регламенты градостроительной деятельности федерального, окружного или местного уровня. К ним относятся:
- территория и материально-пространственная среда Ханты-Мансийского автономного округа в его административных границах;
- территория входящих в состав автономного округа административно-территориальных единиц;
- территории, управляемые субъектами градостроительной деятельности с закрепленным статусом - местного, окружного или федерального уровня (заповедники, родовые угодья, ведомственные территории и зоны), а также территории, временно управляемые организациями по их преобразованию;
- территории и пространственные зоны, различающиеся по функциональным, экологическим, санитарно-гигиеническим, историко-культурным и иным свойствам и признакам, а также по регламенту хозяйственной и градостроительной деятельности, закрепленным в утвержденной градостроительной документации и в договорах заинтересованных субъектов;
- земельные участки, находящиеся во владении, собственности, пользовании юридических и физических лиц;
- транспортные и инженерные коммуникации и сооружения;
- здания и сооружения, памятники истории и культуры;
- элементы территорий, сооружений, находящиеся во владении, пользовании или собственности юридических и физических лиц, не являющихся собственниками (пользователями) территории, здания или сооружения в целом.
2. Границы территории и пространственных зон, а также регламент градостроительной деятельности в пределах этих границ определяются специальными исследованиями и градостроительными проектами и утверждаются органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа и органами местного самоуправления.