1. Граждане, кандидаты в депутаты представительных органов местного самоуправления, избирательные объединения, избирательные блоки, политические партии, инициативные группы избирателей вправе беспрепятственно в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за участие в выборах "за" или "против" любого зарегистрированного кандидата.
2. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и заканчивается в ноль часов по местному времени накануне дня, предшествующего дню голосования. В день голосования и в предшествующий ему день любая предвыборная агитация запрещается. Агитационные печатные материалы, ранее размещенные вне помещений избирательных комиссий, сохраняются на прежних местах. При проведении повторного голосования предвыборная агитация возобновляется со дня официального опубликования решения о назначении повторного голосования и прекращается за сутки до дня повторного голосования.
Предвыборная агитация проводится:
а) через средства массовой информации;
б) путем проведения публичных предвыборных мероприятий (предвыборных собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций, иных предвыборных мероприятий);
в) путем выпуска и (или) распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов;
г) в других не запрещенных законом формах.
Зарегистрированный кандидат вправе самостоятельно определять форму и характер своей агитации через средства массовой информации.
3. В агитации при проведении выборов депутатов представительного органа местного самоуправления не могут участвовать члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, государственные органы, органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объединения, а также лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей или с использованием преимуществ должностного или служебного положения.
4. При публикации результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, средства массовой информации обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности.
5. В течение трех дней до дня голосования, а также в день голосования опубликование в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами, не допускается.
Статья 40. Недопустимость злоупотребления правом на проведение
предвыборной агитации
1. При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации. Предвыборные программы, агитационные предвыборные материалы и выступления на собраниях, митингах, в средствах массовой информации не должны содержать призывы к насильственному изменению основ конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации. Запрещается агитация или пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, выпуск и распространение сообщений и материалов, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.
2. Кандидатам, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам и их уполномоченным представителям, а также иным организациям, прямо или косвенно участвующим в предвыборной агитации, запрещается осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности иначе как за выполнение организационной работы (дежурство на избирательных участках, сбор подписей, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, осуществлявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования; проводить льготную распродажу товаров; бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных, в том числе иллюстративных, материалов и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, а также предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях. Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки и их уполномоченные представители и иные лица и организации не вправе при проведении агитации воздействовать на избирателей обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг (в том числе - по итогам голосования) и других материальных благ, а также предоставления услуг иначе, чем в соответствии с действующим законодательством.
3. Кандидаты, зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, выдвинувшие или зарегистрировавшие кандидатов либо входящие в состав избирательных блоков, осуществивших соответствующее выдвижение или регистрацию, уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков, доверенные лица зарегистрированных кандидатов, а также организации, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются указанные лица и организации, а равно иные физические и юридические лица, действующие по просьбе или поручению указанных лиц и организаций, в ходе избирательной кампании не вправе заниматься благотворительной деятельностью. Указанным лицам и организациям запрещается обращаться к иным физическим и юридическим лицам с предложениями об оказании материальной и финансовой помощи или услуг избирателям и организациям, расположенным на территории избирательного округа. Физическим и юридическим лицам запрещается осуществлять благотворительную деятельность от имени или в поддержку кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков их уполномоченных представителей и доверенных лиц.
4. Реклама коммерческой и иной деятельности кандидатов, зареги-стрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков, доверенных лиц зарегистрированных кандидатов, а также организаций, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются указанные лица и организации, в ходе избирательной кампании осуществляется на основаниях, предусмотренных статьями 41 и 42 настоящего Закона. В день голосования и в день, предшествующий дню голосования, такая реклама не допускается.
5. Теле-, радиопрограммы на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий, указанных в части 1 статьи 41 и части 1 статьи 42 настоящего Закона, участвуя в избирательных кампаниях, не вправе допускать обнародование (опубликование) информации, способной нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированных кандидатов, если эти теле-, радиопрограммы и периодические печатные издания не могут предоставить зарегистрированному кандидату возможность обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репутации до окончания срока предвыборной агитации. Непредоставление зарегистрированному кандидату возможности обнародовать (опубликовать) до окончания срока предвыборной агитации опровержение или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репутации в теле-, радиопрограммах на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях, указанных в части 1 статьи 41 и части 1 статьи 42 Закона, которые обнародовали (опубликовали) информацию, способную нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, может являться основанием для привлечения этих организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и редакций периодических печатных изданий и их должностных лиц к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.
6. В случае нарушения зарегистрированным кандидатом, избира-тельным объединением, избирательным блоком части 1 настоящей статьи избирательная комиссия обязана, а иные органы, организации и граждане, указанные в части 2 статьи 65 настоящего Закона, вправе обратиться в суд с представлением об отмене регистрации кандидата. В случае нарушения зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком установленных статьями 39 - 44 настоящего Закона, иных правил проведения предвыборной агитации избирательная комиссия своим решением выносит предупреждение зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку либо обращается в соответствующие правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, при этом окружная избирательная комиссия и избирательная комиссия муниципального образования вправе также отменить решение о регистрации кандидата. Соответствующее решение избирательной комиссии передается в средства массовой информации.
7. В случае нарушения организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, редакцией периодического печатного издания установленных федеральным законом, настоящим Законом правил проведения агитации избирательная комиссия вправе обратиться в правоохранительные органы, суд, исполнительные органы государственной власти, осуществляющие государственную политику в области средств массовой информации, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и привлечении организации, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, редакции периодического печатного издания к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.
Статья 41. Предвыборная агитация на радио и телевидении
1. Организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, учре-дителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы, организации учреждения и (или) которые финансируются не менее чем на 15 процентов бюджета соответствующей организации, осуществляющей теле- и (или) радиовещание за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении выборов, за счет средств, выделенных органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа, органами местного самоуправления, обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам равные условия проведения предвыборной агитации.
2. Организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, не попадающие под действие части 1 настоящей статьи, вправе на договорной основе предоставлять эфирное время зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам. Оплата зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком эфирного времени, а равно предоставление эфирного времени на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, должны осуществляться на равных условиях, при этом оплата должна осуществляться в полном объеме до предоставления эфирного времени исключительно через избирательные фонды соответствующих кандидатов.
3. Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки имеют право на предоставление им бесплатного эфирного времени на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, попадающих под действие части 1 настоящей статьи и осуществляющих теле- и (или) радиовещание на территории соответствующего муниципального образования. Указанное эфирное время должно приходиться на период, когда теле- и радиопрограммы собирают наибольшую аудиторию. Общий объем бесплатного эфирного времени, выделяемого каждой региональной организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, для проведения агитации на выборах в депутаты представительного органа местного самоуправления, должен быть не менее 30 минут в рабочие дни, а в случае, если общее время вещания организации, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, составляет менее двух часов, - не менее одной четвертой общего объема времени вещания. Указанное бесплатное эфирное время распределяется между зарегистрированными кандидатами, а также избирательными объединениями, избирательными блоками на равных основаниях.
4. Не менее одной трети от общего объема выделяемого бесплатного эфирного времени отводится кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам для совместного проведения дискуссий, круглых столов и аналогичных агитационных мероприятий. К использованию этой доли бесплатного эфирного времени все зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки должны быть допущены на равных основаниях. При этом зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, избирательный блок вправе самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации.
5. Кандидат, избирательное объединение, избирательный блок имеют право на основании договора, заключенного с организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание и попадающей под действие части 1 настоящей статьи, получить за плату эфирное время сверх эфирного времени, предоставляемого бесплатно. Условия оплаты по отношению к кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам должны быть равными.
6. Организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, попадающие под действие части 1 настоящей статьи, обязаны резервировать платное эфирное время для проведения агитации зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками. Указанное эфирное время должно предоставляться на условиях договора соответствующему зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку за плату по их требованию. Размер оплаты должен быть единым для всех зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков и опубликован не позднее дня, в который начинается выдвижение кандидатов. При этом каждый зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, избирательный блок вправе получить из общего объема зарезервированного эфирного времени время в пределах доли, полученной делением этого объема на общее число зарегистрированных кандидатов. Общий объем резервируемого эфирного времени не может быть меньше общего объема бесплатного эфирного времени, выделяемого в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
7. Порядок предоставления эфирного времени зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам по каналам организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, попадающих под действие части 1 настоящей статьи, определяется избирательной комиссией муниципального образования с учетом предложений зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков.