ЗАКОН
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
от 27 декабря 1995 года N 17-оз
О регулировании и контроле за ценами в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре
____________________________________________________________________
Фактически утратил силу
____________________________________________________________________
(в редакции Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 20 июня 2001 года N 51-оз -
см. предыдущую редакцию)
(с изменениями на 21 декабря 2004 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 14 ноября 2002 года N 64-оз (с изменениями на 19 марта 2003 года);
Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 19 марта 2003 года N 22-оз (Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа, N 2, 20.03.2003);
Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21 декабря 2004 года N 85-оз (Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, N 12 (часть I), 31.12.2004).
____________________________________________________________________
___________________
В тексте Закона с 31 декабря 2004 года слова "Ханты-Мансийский автономный округ" в соответствующих падежах заменены словами "Ханты-Мансийский автономный округ - Югра" в соответствующих падежах - Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21 декабря 2004 года N 85-оз.
Принят
Думой Ханты-Мансийского
автономного округа
20 декабря 1995 года
Настоящий Закон определяет порядок ценообразования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, права, обязанности и ответственность юридических лиц и граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, полномочия исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в вопросах регулирования и контроля цен в пределах компетенции автономного округа (преамбула дополнена с 31 декабря 2004 года Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21 декабря 2004 года N 85-оз, - см. предыдущую редакцию).
Для целей настоящего Закона применяются следующие понятия и термины:
1) ценовая политика - действия органов государственной власти, направленные на регулирование процессов ценообразования и соблюдение государственной дисциплины цен для достижения поставленных целей;
2) ценообразование - порядок формирования и применения цен (тарифов);
3) регулирование цен - процесс использования органами государственной власти совокупности предусмотренных настоящим Законом методов воздействия на издержки производства, рентабельность, условия ценообразования и общехозяйственную конъюнктуру, а также складывающиеся на товарных рынках цены;
4) продукция, товар, услуга - далее продукция;
5) цена (тариф, расценка, ставка и др., далее - цена) - выраженная в валюте Российской Федерации стоимость единицы товара (продукции, работ, услуг). Цена может выражаться в валюте иностранных государств только в случаях, в порядке и на условиях, определяемых законодательством Российской Федерации;
6) оптовая цена - цена, по которой предприятия изготовители и посредники реализуют продукцию другим предприятиям и сбытовым организациям крупными партиями;
7) розничная цена - цена на товар, продаваемый в личное потребление в малых, единичных количествах; цена товара в розничной торговле;
8) фиксированная цена - цена, устанавливаемая на определенном уровне, изменение которой возможно только по решению соответствующего исполнительного органа государственной власти или субъекта ценообразования, утвердившего ее;
9) предельная цена - максимальная и минимальная цены, выше и ниже которых предприятия - субъекты ценообразования не могут устанавливать цену своей продукции;
10) регулируемая цена - цена, складывающаяся на рынке в процессе государственного воздействия на цену;
11) декларированная цена - цена, зарегистрированная органами по ценам на основе декларации субъекта ценообразования о намерении повысить регулируемые или свободные (рыночные) цены;
12) нормативная рентабельность для отдельных видов продукции - средняя рентабельность при производстве аналогичных видов продукции, на которые не применяется государственное регулирование цен;
13) орган по ценам - соответствующий исполнительный орган государственной власти автономного округа или специализированное структурное подразделение органа местного самоуправления муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющие функции по регулированию и контролю цен в автономном округе (пункт дополнен с 31 декабря 2004 года Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21 декабря 2004 года N 85-оз, - см. предыдущую редакцию).
Другие понятия гражданского, финансового, налогового, бюджетного и других отраслей законодательства, используемые в настоящем Законе, применяются в том значении, в котором они используются в этих отраслях законодательства.
Регулирование цен в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре проводится в целях:
1) преодоления кризисных явлений и инфляции в экономике автономного округа;
2) смягчения негативных экономических и социальных последствий в условиях становления рыночных отношений;
3) свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств;
4) содействия развитию конкуренции и создания предпосылок развития конкурентоспособных производителей в перспективных секторах экономики;
5) защиты равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
6) ограничения негативных последствий монополистической деятель-ности в порядке, предусмотренном антимонопольным законодательством.
Ценовая политика в автономном округе проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, автономного округа и решениями органов местного самоуправления муниципальных образований (часть дополнена с 31 декабря 2004 года Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21 декабря 2004 года N 85-оз, - см. предыдущую редакцию).
Наряду с принципом свободного установления цен в условиях рыночного хозяйственного механизма на территории автономного округа проводится прямое, косвенное регулирование цен на отдельные виды продукции, а также осуществляются наблюдение и контроль за ценами.
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры осуществляет регулирование и контроль цен в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в соответствии с законодательством.
В систему исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры входит орган по ценам, реализующий государственную ценовую политику в автономном округе.
Субъектами ценообразования, на которые распространяется действие настоящего Закона, являются юридические лица всех форм собственности и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, осуществляющие свою деятельность на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Дисциплина цен предусматривает соблюдение субъектами ценообразования действующего законодательства по политике цен.
К нарушениям дисциплины цен относятся:
1) отклонение от уровня фиксированных цен;
2) превышение (занижение) предельных цен;
3) превышение предельного уровня рентабельности;
4) превышение предельных размеров надбавок, наценок;
5) нарушение порядка декларирования цен;
6) непредставление документов или представление заведомо недостоверных (ложных) сведений органам по ценам;
7) установление монопольно низких и (или) монопольно высоких цен в соответствии с определениями Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках";
8) включение в стоимость продукции фактически не выполненных работ или выполненных не в полном объеме, учтенном в стоимости этой продукции;
9) включение в стоимость ремонтно-строительных, строительно-монтажных работ, финансируемых за счет средств бюджетов всех уровней, фактически не выполненных работ или выполненных не в полном объеме, учтенном в стоимости этих работ;
10) установление разного уровня цен и тарифов на однородную продукцию субъектами ценообразования, по характеру своей деятельности обязанными в соответствии со статьей 426 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации заключать публичный договор (за исключением случаев, когда законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей);
11) применение свободных оптовых цен, тарифов, наценок и надбавок, не согласованных с потребителем в установленном порядке;
12) прочие нарушения дисциплины цен, прямо не урегулированные настоящим Законом, к которым могут быть применены нормы, регулирующие сходные нарушения, если это не противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации.
1. Регулируемая цена складывается на рынке в процессе государст-венного воздействия на цену.
Формирование регулируемых цен на рынках автономного округа определяется законодательными актами Российской Федерации, настоящим Законом, другими нормативными правовыми актами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
2. Формирование цен во внешнеэкономической деятельности происхо-дит в процессе взаимоотношений субъектов ценообразования автономного округа и иностранных государств под влиянием конъюнктуры, складывающейся на мировых товарных рынках в определенный момент времени, за исключением иных случаев, установленных нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
Оптовая цена изготовителя на товары народного потребления, продукцию производственно-технического назначения, услуги применяется при расчетах изготовителей и импортеров со всеми потребителями, кроме населения, с посредниками, включая торгово-закупочные, снабженческо-сбытовые и иные предприятия и организации, в том числе с гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, если последние приобретают продукцию для целей предпринимательской деятельности. Оптовая цена изготовителя устанавливается на условиях франко-станция (порт, пристань) отправления, а при одногороднем отпуске - франко-склад предприятия - поставщика, если иное не установлено законодательством Российской Федерации или договором.
Оптовая цена изготовителя включает в себя себестоимость, прибыль и сумму налогов, необходимых к уплате в соответствии с налоговым законодательством.
Прибыль определяется как положительная разница между выручкой от реализации (без налогов, включаемых в цену) и затратами на производство и реализацию продукции, включаемыми в себестоимость.
Оптовые цены на импортную продукцию включают в себя импортную стоимость (фактурную стоимость), указанную в счете поставщика и пересчитанную на рубли по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату принятия грузовой таможенной декларации к таможенному оформлению с добавлением установленных сборов (платежей) за таможенное оформление товара, а по товарам, подлежащим обложению импортными пошлинами, - на величину этих пошлин с добавлением всех расходов по закупке и доставке продукции; издержки импортера, связанные с транспортировкой, хранением и реализацией продукции на территории Российской Федерации, а также прибыль импортера.
Оптовая цена посредника применяется при расчетах посредников с потребителями (кроме населения) товаров народного потребления, продукции производственно-технического назначения.
Оптовая цена посредника включает в себя оптовую цену изготовителя и снабженческо-сбытовую надбавку.
Снабженческо-сбытовая надбавка включает в себя издержки обращения посредника на реализацию продукции, кроме стоимости приобретенного товара, налоги согласно действующему законодательству Российской Федерации и прибыль.