Недействующий
Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»


ЗАКОН

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА


Об административно-территориальном устройстве
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

(с изменениями на 12 марта 2004 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 7 июля 2004 года N 43-оз
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 14 февраля 1997 года N 12-оз;
     Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 10 февраля 1998 года N 9-оз;
     Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 16 февраля 1999 года N 12-оз;

     Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 30 сентября 1999 года N 49-оз;
     Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 марта 2004 года N 12-оз.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________

   На основании Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 марта 2004 года N 12-оз в названии и по тексту настоящего закона, за исключением статьи 30, а также в приложении к закону слова "Ханты-Мансийского автономного округа" заменены словами "Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".

____________________________________________________________________     

 

Принят Думой
Ханты-Мансийского автономного округа
23 мая 1996 года


ГЛАВА 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона


Настоящий  Закон устанавливает принципы административно-территориального устройства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, определяет порядок образования, объединения и преобразования, изменения и упразднения административно-территориальных единиц,  установления и изменения их границ, критерии отнесения населенных пунктов к городским и сельским поселениям, наименования и переименования населенных пунктов и административно-территориальных единиц,  а также иные вопросы административно-территориального устройства автономного округа в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Уставом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Статья 2. Правовая основа решения вопросов административно- территориального устройства


Правовую основу решения вопросов административно-территориального устройства автономного округа составляют:

-  Конституция Российской Федерации;

- Устав (Основной закон) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

- настоящий Закон;

- иные нормативно-правовые акты автономного округа по вопросам административно-территориального устройства.

Статья 3. Основные понятия

     

Административно-территориальное устройство - территориальная организация государственного управления автономного округа, представляющая собой единую  систему административно-территориальных единиц.

Преобразование административно-территориального устройства - образование, изменение, упразднение административно-территориальных образований, установление и изменение их наименований,  границ и  административных центров.

Административно-территориальная единица - самостоятельное   административно-территориальное образование в границах территории автономного округа (поселение или несколько поселений), имеющее собственное наименование, границы, территориальные органы государственного управления, орган местного самоуправления.

Поселение (населенный пункт) - часть территории, имеющая  сосредоточенную застройку в пределах установленной границы и служащая постоянным (в том числе сезонным)  местом проживания людей.

Территориальный орган государственного управления - структурное подразделение исполнительной власти автономного округа, обладающее определенным объемом полномочий по осуществлению государственного управления на соответствующей территории.

Территориальные органы государственного управления подразделяются на органы государственного управления общей юрисдикции и специальные органы государственного управления.

Территориальные органы государственного управления общей юрисдикции - структурные подразделения Правительства автономного округа, объем полномочий которых определяется Губернатором автономного округа.

Специальные территориальные органы государственного управления - структурные подразделения органа государственного управления, находящиеся в непосредственном подчинении органа государственного управления автономного округа, либо в двойном подчинении  - органу государственного управления автономного округа и органу государственного управления Российской Федерации. К специальным территориальным органам государственного управления относятся: структурные подразделения МВД, Министерства экологии, Министерства природы и другие.

Структура специальных территориальных органов государственного управления, объем их полномочий определяются нормативно-правовыми актами органов государственной власти и управления Российской Федерации и  автономного округа.

Статья 4. Принципы административно-территориального устройства автономного округа

     

1. Административно-территориальное устройство автономного округа основывается на следующих принципах:

а) соответствие исторически сложившейся системе расселения на территории автономного округа;

б) обеспечение эффективного государственного управления и местного самоуправления;

в) создание экономических, финансовых и организационных условий для обеспечения жизнедеятельности населения;

г) обеспечение общественной и экологической безопасности населения;

д) учет географии размещения предприятий и высокой интенсивности освоения природных ресурсов на территории автономного округа;

е) обеспечение рационального недропользования и использования природных ресурсов автономного округа;

ж) обеспечение эффективного использования экономического потенциала территории автономного округа;

з) обеспечение  эффективного  развития социальной инфраструктуры и системы коммуникаций административно-территориальных единиц автономного округа;

и) развитие национальных культур, культурно-бытовых традиций и исконных видов хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера и иных этнических групп, проживающих на данной территории.

2. Государственные полномочия в административно-территориальных единицах автономного округа возлагаются органами государственного управления автономного округа, как правило, на органы местного самоуправления городов окружного значения, районов в соответствии с законом автономного округа.

Территориальные органы государственного управления автономного округа общей юрисдикции  создаются в случае отказа органов местного самоуправлении от принятия государственных полномочий либо в случае существования на территории одного района нескольких муниципальных образований и невозможности возложения государственных полномочий на одно из них.

Статья 5. Категории административно-территориальных единиц в автономном округе

     

1. Категории административно-территориальных единиц устанавливаются с целью упорядочения взаимодействия территориальных органов  государственного управления в  соответствующих территориальных образованиях автономного округа.

2. В состав автономного округа входят:

районы;

города окружного значения;

города районного значения;

сельсоветы (сельские округа);

поселки, села и иные поселения.

Статья 6. Критерии образования и преобразования административно-территориальных единиц

     

1. При образовании  и преобразовании сельсоветов учитывается наличие относительно крупного сельского поселения или группы соседствующих небольших поселений, тяготеющих к одному из них как административному, торговому и культурно-бытовому центру, транспортная доступность такого поселения, возможность организации в границах данной территории минимально необходимых коммунально-бытовых и социально-культурных услуг населению.

2. При образовании и преобразовании районов учитывается сложившееся на данной территории сочетание сельскохозяйственного и иного производства, обслуживающего нужды населения, тяготение сельсоветов и городских поселений к определенному центру, состояние путей сообщения и средств связи между поселениями, численность населения и общий экономический потенциал территории, достаточный для функционирования объектов производственной и социальной инфраструктуры межпоселенного значения.

3. При отнесении поселений к категории поселков городского типа должны учитываться наличие производственной и социально-культурной сферы, а также численность и характер занятости населения.

4. При отнесении поселения к районным или окружным городам учитывается численность и характер занятости населения, хозяйственное, социально-культурное и историческое значение данного поселения, его влияние на социально-экономическое развитие прилегающих территорий.

5. При образовании и преобразовании районов в городах (внутригородских) учитывается численность населения города, характер его застройки, интересы рациональной организации управления городским хозяйством и социально-культурным, коммунально-бытовым обслуживанием населения.

ГЛАВА 2. Административно-территориальное устройство автономного округа

Статья 7. Территория автономного округа

     

1. Территория автономного округа едина и является  частью территории Российской Федерации. В границы автономного округа включаются территории административно-территориальных единиц, входящие в состав округа на момент вступления в силу Устава (Основного Закона) Ханты-Мансийского автономного  округа - Югры.

2. Официальным документом, закрепляющим границы автономного округа, является описание границ округа, содержащее картографические материалы, заверяемое подписью Губернатора автономного округа.

3. Административно-территориальное устройство автономного округа фиксируется на схематической карте территории округа.

4. Изменения в административно-территориальном устройстве автономного округа производятся в соответствии в Уставом округа и настоящим Законом и отражаются в описании границ и схематической карте территории автономного округа

Статья 8. Изменение границ территории автономного округа

     

1. Изменение границ территории автономного округа не может быть осуществлено без его согласия и закрепляется принятием соответствующего закона автономного округа.

2. Изменение границ автономного округа с другими субъектами Российской Федерации возможно только по взаимному соглашению заинтересованных  субъектов  Российской  Федерации, с последующим утверждением Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Статья 9. Административный центр автономного округа

     

1. Административным центром автономного округа является город окружного значения Ханты-Мансийск.

2. В административном центре размещаются органы государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, территориальные подразделения федеральных органов государственной власти.

3. Правовой статус города Ханты-Мансийска определяется Уставом (Основным Законом) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, законами автономного округа и Уставом муниципального образования - город Ханты-Мансийск.

4. Органы, исполняющие отдельные государственные полномочия в административном центре автономного округа - городе Ханты-Мансийске, по вопросам исполнения этих полномочий ответственны перед соответствующими органами государственной власти и управления автономного округа.

Статья 10. Город окружного значения

     

1. Город окружного значения - административно-территориальная единица, являющаяся промышленным или культурным центром в автономном округе, трудоспособное население которой преимущественно занято в промышленности, торговле, науке, управлении, в сфере финансов и других отраслях, характерных для городов, имеющих в основном застройку городского типа, развитую социально-бытовую и коммунальную инфраструктуру.

2. Численность населения города окружного значения должна составлять не менее двадцати пяти тысяч человек.

3. В автономном округе образованы следующие города окружного значения: Белоярский, Когалым, Лангепас, Нефтеюганск, Нижневартовск, Мегион, Нягань, Радужный, Покачи, Сургут, Урай, Ханты-Мансийск, Пыть-Ях, Югорск (пункт дополнен с 25 февраля 1997 года Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 14 февраля 1997 года N 12-оз - см. предыдущую редакцию).

4. Органы, исполняющие отдельные государственные полномочия в городах окружного значения, по вопросам исполнения этих полномочий ответственны перед соответствующими органами государственной власти автономного округа.

Статья 11. Районы в автономном округе

     

1. Район в автономном округе - административно-территориальная единица, на территории которой могут располагаться два и более поселений.

2. Органы, исполняющие отдельные государственные полномочия в районах, по вопросам исполнения этих полномочий ответственны перед соответствующими органами государственной власти автономного округа.

3. В автономном округе образованы следующие районы: Березовский, Октябрьский, Кондинский, Советский, Нижневартовский, Нефтеюганский, Сургутский, Ханты-Мансийский,  Белоярский.

Статья 12. Об административном подчинении Белоярского района

     

Белоярский район находится в административном подчинении города окружного значения Белоярский.

Статья 13. Районный центр

     

1. Районный центр - место расположения органов государственного управления района или органа, исполняющего государственные полномочия.

2. Органы, исполняющие отдельные государственные полномочия в районе, расположены в г.Белоярский, г.Сургут, г.Нижневартовск, г.Нефтеюганск, г.Ханты-Мансийск, р.п. Березово,   р.п. Октябрьское, р.п. Междуреченский, г. Советский (пункт в редакции, введенной в действие с 25 февраля 1997 года Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 14 февраля 1997 года N 12-оз - см. предыдущую редакцию).

Статья 14. Город районного значения