Об административно-территориальном устройстве
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
(с изменениями на 12 марта 2004 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 7 июля 2004 года N 43-оз
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 14 февраля 1997 года N 12-оз;
Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 10 февраля 1998 года N 9-оз;
Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 16 февраля 1999 года N 12-оз;
Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 30 сентября 1999 года N 49-оз;
Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 марта 2004 года N 12-оз.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
На основании Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 марта 2004 года N 12-оз в названии и по тексту настоящего закона, за исключением статьи 30, а также в приложении к закону слова "Ханты-Мансийского автономного округа" заменены словами "Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".
____________________________________________________________________
Принят Думой
Ханты-Мансийского автономного округа
23 мая 1996 года
Настоящий Закон устанавливает принципы административно-территориального устройства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, определяет порядок образования, объединения и преобразования, изменения и упразднения административно-территориальных единиц, установления и изменения их границ, критерии отнесения населенных пунктов к городским и сельским поселениям, наименования и переименования населенных пунктов и административно-территориальных единиц, а также иные вопросы административно-территориального устройства автономного округа в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Уставом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Статья 2. Правовая основа решения вопросов административно- территориального устройства
Правовую основу решения вопросов административно-территориального устройства автономного округа составляют:
- Конституция Российской Федерации;
- Устав (Основной закон) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
- настоящий Закон;
- иные нормативно-правовые акты автономного округа по вопросам административно-территориального устройства.
Статья 3. Основные понятия
Административно-территориальное устройство - территориальная организация государственного управления автономного округа, представляющая собой единую систему административно-территориальных единиц.
Преобразование административно-территориального устройства - образование, изменение, упразднение административно-территориальных образований, установление и изменение их наименований, границ и административных центров.
Административно-территориальная единица - самостоятельное административно-территориальное образование в границах территории автономного округа (поселение или несколько поселений), имеющее собственное наименование, границы, территориальные органы государственного управления, орган местного самоуправления.
Поселение (населенный пункт) - часть территории, имеющая сосредоточенную застройку в пределах установленной границы и служащая постоянным (в том числе сезонным) местом проживания людей.
Территориальный орган государственного управления - структурное подразделение исполнительной власти автономного округа, обладающее определенным объемом полномочий по осуществлению государственного управления на соответствующей территории.
Территориальные органы государственного управления подразделяются на органы государственного управления общей юрисдикции и специальные органы государственного управления.
Территориальные органы государственного управления общей юрисдикции - структурные подразделения Правительства автономного округа, объем полномочий которых определяется Губернатором автономного округа.
Специальные территориальные органы государственного управления - структурные подразделения органа государственного управления, находящиеся в непосредственном подчинении органа государственного управления автономного округа, либо в двойном подчинении - органу государственного управления автономного округа и органу государственного управления Российской Федерации. К специальным территориальным органам государственного управления относятся: структурные подразделения МВД, Министерства экологии, Министерства природы и другие.
Структура специальных территориальных органов государственного управления, объем их полномочий определяются нормативно-правовыми актами органов государственной власти и управления Российской Федерации и автономного округа.
Статья 4. Принципы административно-территориального устройства автономного округа
1. Административно-территориальное устройство автономного округа основывается на следующих принципах:
а) соответствие исторически сложившейся системе расселения на территории автономного округа;
б) обеспечение эффективного государственного управления и местного самоуправления;
в) создание экономических, финансовых и организационных условий для обеспечения жизнедеятельности населения;
г) обеспечение общественной и экологической безопасности населения;
д) учет географии размещения предприятий и высокой интенсивности освоения природных ресурсов на территории автономного округа;
е) обеспечение рационального недропользования и использования природных ресурсов автономного округа;
ж) обеспечение эффективного использования экономического потенциала территории автономного округа;
з) обеспечение эффективного развития социальной инфраструктуры и системы коммуникаций административно-территориальных единиц автономного округа;
и) развитие национальных культур, культурно-бытовых традиций и исконных видов хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера и иных этнических групп, проживающих на данной территории.
2. Государственные полномочия в административно-территориальных единицах автономного округа возлагаются органами государственного управления автономного округа, как правило, на органы местного самоуправления городов окружного значения, районов в соответствии с законом автономного округа.
Территориальные органы государственного управления автономного округа общей юрисдикции создаются в случае отказа органов местного самоуправлении от принятия государственных полномочий либо в случае существования на территории одного района нескольких муниципальных образований и невозможности возложения государственных полномочий на одно из них.
Статья 5. Категории административно-территориальных единиц в автономном округе
1. Категории административно-территориальных единиц устанавливаются с целью упорядочения взаимодействия территориальных органов государственного управления в соответствующих территориальных образованиях автономного округа.
2. В состав автономного округа входят:
районы;
города окружного значения;
города районного значения;
сельсоветы (сельские округа);
поселки, села и иные поселения.
Статья 6. Критерии образования и преобразования административно-территориальных единиц
1. При образовании и преобразовании сельсоветов учитывается наличие относительно крупного сельского поселения или группы соседствующих небольших поселений, тяготеющих к одному из них как административному, торговому и культурно-бытовому центру, транспортная доступность такого поселения, возможность организации в границах данной территории минимально необходимых коммунально-бытовых и социально-культурных услуг населению.
2. При образовании и преобразовании районов учитывается сложившееся на данной территории сочетание сельскохозяйственного и иного производства, обслуживающего нужды населения, тяготение сельсоветов и городских поселений к определенному центру, состояние путей сообщения и средств связи между поселениями, численность населения и общий экономический потенциал территории, достаточный для функционирования объектов производственной и социальной инфраструктуры межпоселенного значения.
3. При отнесении поселений к категории поселков городского типа должны учитываться наличие производственной и социально-культурной сферы, а также численность и характер занятости населения.
4. При отнесении поселения к районным или окружным городам учитывается численность и характер занятости населения, хозяйственное, социально-культурное и историческое значение данного поселения, его влияние на социально-экономическое развитие прилегающих территорий.
5. При образовании и преобразовании районов в городах (внутригородских) учитывается численность населения города, характер его застройки, интересы рациональной организации управления городским хозяйством и социально-культурным, коммунально-бытовым обслуживанием населения.
1. Территория автономного округа едина и является частью территории Российской Федерации. В границы автономного округа включаются территории административно-территориальных единиц, входящие в состав округа на момент вступления в силу Устава (Основного Закона) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
2. Официальным документом, закрепляющим границы автономного округа, является описание границ округа, содержащее картографические материалы, заверяемое подписью Губернатора автономного округа.
3. Административно-территориальное устройство автономного округа фиксируется на схематической карте территории округа.
4. Изменения в административно-территориальном устройстве автономного округа производятся в соответствии в Уставом округа и настоящим Законом и отражаются в описании границ и схематической карте территории автономного округа
Статья 8. Изменение границ территории автономного округа
1. Изменение границ территории автономного округа не может быть осуществлено без его согласия и закрепляется принятием соответствующего закона автономного округа.
2. Изменение границ автономного округа с другими субъектами Российской Федерации возможно только по взаимному соглашению заинтересованных субъектов Российской Федерации, с последующим утверждением Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Статья 9. Административный центр автономного округа
1. Административным центром автономного округа является город окружного значения Ханты-Мансийск.
2. В административном центре размещаются органы государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, территориальные подразделения федеральных органов государственной власти.
3. Правовой статус города Ханты-Мансийска определяется Уставом (Основным Законом) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, законами автономного округа и Уставом муниципального образования - город Ханты-Мансийск.
4. Органы, исполняющие отдельные государственные полномочия в административном центре автономного округа - городе Ханты-Мансийске, по вопросам исполнения этих полномочий ответственны перед соответствующими органами государственной власти и управления автономного округа.
Статья 10. Город окружного значения
1. Город окружного значения - административно-территориальная единица, являющаяся промышленным или культурным центром в автономном округе, трудоспособное население которой преимущественно занято в промышленности, торговле, науке, управлении, в сфере финансов и других отраслях, характерных для городов, имеющих в основном застройку городского типа, развитую социально-бытовую и коммунальную инфраструктуру.
2. Численность населения города окружного значения должна составлять не менее двадцати пяти тысяч человек.
3. В автономном округе образованы следующие города окружного значения: Белоярский, Когалым, Лангепас, Нефтеюганск, Нижневартовск, Мегион, Нягань, Радужный, Покачи, Сургут, Урай, Ханты-Мансийск, Пыть-Ях, Югорск (пункт дополнен с 25 февраля 1997 года Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 14 февраля 1997 года N 12-оз - см. предыдущую редакцию).
4. Органы, исполняющие отдельные государственные полномочия в городах окружного значения, по вопросам исполнения этих полномочий ответственны перед соответствующими органами государственной власти автономного округа.
Статья 11. Районы в автономном округе
1. Район в автономном округе - административно-территориальная единица, на территории которой могут располагаться два и более поселений.
2. Органы, исполняющие отдельные государственные полномочия в районах, по вопросам исполнения этих полномочий ответственны перед соответствующими органами государственной власти автономного округа.
3. В автономном округе образованы следующие районы: Березовский, Октябрьский, Кондинский, Советский, Нижневартовский, Нефтеюганский, Сургутский, Ханты-Мансийский, Белоярский.
Статья 12. Об административном подчинении Белоярского района
Белоярский район находится в административном подчинении города окружного значения Белоярский.
Статья 13. Районный центр
1. Районный центр - место расположения органов государственного управления района или органа, исполняющего государственные полномочия.
2. Органы, исполняющие отдельные государственные полномочия в районе, расположены в г.Белоярский, г.Сургут, г.Нижневартовск, г.Нефтеюганск, г.Ханты-Мансийск, р.п. Березово, р.п. Октябрьское, р.п. Междуреченский, г. Советский (пункт в редакции, введенной в действие с 25 февраля 1997 года Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 14 февраля 1997 года N 12-оз - см. предыдущую редакцию).
Статья 14. Город районного значения