Недействующий


ГУБЕРНАТОР ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 июня 1995 года N 126


Об утверждении Положения о гражданской обороне по Ханты-Мансийскому автономному округу      

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Губернатора Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры от 28 декабря 2004 года N 192
____________________________________________________________________

В целях совершенствования системы Гражданской обороны в Ханты-Мансийском автономном округе, приведения окружных законодательных актов в соответствие с Российским законодательством и на основании Указа Президента РФ "О Гражданской обороне" от 08.05.93 N643, Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 11.11.94, постановления Правительства РФ "О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях" от 18.04.92 N 261:

1. Утвердить Положение о гражданской обороне по Ханты-Мансийскому автономному округу (прилагается).

2. Главам администраций городов и районов, руководителям предприятий, учреждений и организаций Ханты-Мансийского автономного округа пересмотреть и определить до 01.09.95 структуру и состав органов гражданской обороны.

3. Направить настоящее Постановление в Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации.

4. При принятии Закона РФ по гражданской обороне привести в соответствии с ним настоящее Положение (ответственный - начальник штаба по делам ГО и ЧС округа подполковник Чипчай В.Б.).

5. Контроль за выполнением Постановления оставляю за собой.


Первый заместитель
Главы Администрации округа
     В.Т.Бобылев



Приложение
к постановлению Администрации
округа от 15.06.95 N 126

ПОЛОЖЕНИЕ
о гражданской обороне по Ханты-Мансийскому автономному округу

I. Общие положения.

1. Гражданская оборона по Ханты-Мансийскому автономному округу представляет собой составную часть  систем общегосударственных оборонных мероприятий, реализуемых в целях защиты населения, материальных ценностей от опасностей стихийных бедствий, крупных аварий, катастроф, возможного применения противником современных средств поражения и выполняется администрациями округа, городов, районов, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от организационно-правовых форм, принадлежности и подчиненности специально созданными для этого органами управления и силами ГО, расположенными на территории округа, входящими в состав Ханты-Мансийской окружной подсистемы Единой государственной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях.

2. Организация и ведение гражданской обороны - одна из важнейших функций, является составной частью оборонного строительства. Организуется и ведется в соответствии с Конституцией РФ, законодательством РФ, Уставом Ханты-Мансийского автономного округа.

3. В мирное время силы и средства ГО привлекаются к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в ЧС, обусловленных авариями, катастрофами и стихийными бедствиями.

4. Основными задачами гражданской обороны по Ханты-Мансийскому автономному округу являются:

а) проведение мероприятий по обеспечению населения защитными сооружениями ГО, средствами индивидуальной защиты и другим имуществом ГО, эвакуации населения;

б) оповещение об угрозе жизни и здоровья людей и о порядке действия в сложившейся обстановке;

в) защита продовольствия, водоисточников, пищевого сырья, фуража, сельскохозяйственных животных и растений;

г) организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в ходе ликвидации последствий ЧС мирного и военного времени;

д) организация первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения, защита населения от последствий аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий, воздействия современных средств поражения;

е) участие в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на повышение устойчивости функционирования экономики округа, на предупреждение и уменьшение риска возникновения производственных аварий, катастроф и повышение устойчивости функционирования объектов экономики в ЧС мирного и военного времени;

ж) создание и поддержание в готовности пунктов управления, сил и средств ГО, систем связи и оповещения, а также резервов имущества ГО;

з) организация всеобщего обязательного обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при военных действиях, а также в ЧС, вызванных авариями, катастрофами, стихийными и иными бедствиями.

и) обеспечение мобилизационной готовности ГО.

5. Ответственность за состояние ГО, ее готовность к решению поставленных перед ней задач возлагается на глав администраций округа, городов, районов, руководителей предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и принадлежности.

6. Задачи ГО решаются путем проведения комплекса экономических, организационных, инженерно-технических, оборонно-массовых и специальных мероприятий, осуществляемых заблаговременно и в ходе ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий, катастроф и применения противником современных средств поражения.

7. Подготовка ГО на территории Ханты-Мансийского автономного округа осуществляется постоянно с учетом характера возможных стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также развития средств оружия массового поражения и средств защиты от него.

Характер, объемы, сроки и порядок проведения мероприятий по подготовке и ведению ГО определяются начальником ГО Ханты-Мансийского автономного округа .

Мероприятия ГО, требующие капитальных вложений и материально-технических средств, предусматриваются администрацией округа, городов и районов в планах экономического и социального развития в соответствии с существующими нормативными документами.

Все расходы, связанные с реализацией Положения, мероприятий ГО, покрываются в пределах и за счет ежегодно выделяемых на эти цели материальных и, финансовых и иных средств администрациями округа, городов, районов, предприятий, учреждений, организаций.

8. Порядок действия, сроки, объемы, необходимые материальные и технические средства при проведении спасательных и других неотложных работ в ходе ликвидации последствий стихийных бедствий,  крупных аварий,  катастроф и возможного нападения противника определяются в планах ГО по предупреждению и ликвидации последствий крупных аварий, катастроф, стихийных бедствий и на военное время.

9. Мероприятия ГО проводятся на всей территории округа с учетом особенностей каждого города, района, предприятия, учреждения, организации исходя из степени потенциальной опасности и важности объектов, в рациональном сочетании с экономическими, социальными и оборонными мероприятиями.

II. Руководство гражданской обороны, принцип организации
и ее организационная структура.

10. Гражданская оборона организуется на всей территории Ханты-Мансийского автономного округа по территориально-производственному принципу.

11. Руководство ГО округа осуществляет Начальник ГО - Глава Администрации Ханты-Мансийского автономного округа.

Для руководства ГО при Главе Администрации округа создается орган управления - штаб по делам ГО и ЧС и службы ГО округа, который подчинен Главе Администрации. Начальник штаба ГО и ЧС является заместителем Главы Администрации округа по ГО, входит в состав администрации округа, и в порядке службы он подчиняется начальнику Уральского регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также начальнику штаба по делам ГО и ЧС Тюменской области.

Назначение на должность начальника штаба по делам ГО и ЧС округа осуществляется по согласованию с начальником ГО округа.

Специалисты подразделений по делам ГО и ЧС относятся к специалистам ведущих подразделений органов исполнительной власти округа, местного управления, предприятий, учреждений и организаций.

12. Руководство ГО в городах и районах осуществляют начальники ГО - главы администраций городов и районов.

Руководство ГО на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от их организационно-правовых форм и принадлежности осуществляют непосредственно их первые руководители, которые являются по должности начальниками ГО соответственно предприятий, учреждений, организаций.

Начальники ГО всех уровней несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий ГО на подчиненной ему территории и объектах.

В пределах своей компетенции они издают приказы, постановления, распоряжения, инструкции.

13. При главах администраций городов и районов, руководителях учреждений, предприятий, организаций создаются штаб по делам ГО  и ЧС и службы ГО.

Начальник штаба по делам ГО и ЧС является заместителем соответствующего руководителя по ГО.

Решением руководителя предприятия, учреждения, организации штаб по делам ГО и ЧС, возглавляемый заместителем руководителя, создается из числа руководящих работников и специалистов.

Организационная структура и штатная численность подразделений ГО определяется соответственно администрацией округа, района, города, руководителями предприятий, учреждений, организаций исходя из рекомендаций МЧС РФ и Уральского регионального центра.

14. Штаб по делам ГО и ЧС округа, штабы ГО и ЧС категорированных городов работают на правах комитетов соответствующих администраций, комплектуются военнослужащими, гражданским персоналом и являются воинскими учреждениями.

Каждый из указанных штабов является юридическим лицом и имеет гербовую печать со своим наименованием.

15. Деятельность штабов по делам ГО и ЧС регламентируется действующим законодательством РФ, распоряжениями МЧС РФ, а также приказами и распоряжениями Главы Администрации - начальника ГО округа и настоящим Положением.

16. В целях организации выполнения эвакуационных мероприятий ГО в округе, городах, районах, на предприятиях, в учреждениях и организациях создаются эвакокомиссии.

В целях организации выполнения работ и осуществления мероприятий устойчивого функционирования экономического комплекса округа создаются комиссии по повышению устойчивого функционирования городов, районов, предприятий, учреждений, организаций, объектов экономики и округа в целом.

Вышеуказанные комиссии руководствуются положением об этих комиссиях.

17. Для обеспечения выполнения специальных мероприятий ГО и подготовки в этих целях специальных сил и средств создаются службы ГО.

Службы ГО подразделяются на окружные, городские, районные и объектовые. Службы ГО округа создаются на основании решения Главы Администрации округа, городов и районов - решением глав администраций городов, районов, объектовые - решением соответствующих руководителей предприятий, учреждений, организаций. Ответственность за готовность органов управления сил и средств, включаемых в состав служб ГО, возлагаются на начальников служб, а также на руководителей предприятий, учреждений, организаций, на базе которых они созданы.

Задачи, организация и деятельность служб ГО определяются положениями о службах, которые разрабатывают начальники служб. Положения об окружной, городских, районных службах согласовываются с окружным штабом по делам ГО и ЧС и непосредственным руководителем начальника службы, утверждаются главами администраций округа, городов и районов.

Положение об объектовой службе согласовывает начальник штаба ГО и ЧС города, района и утверждает руководитель предприятия, учреждения, организации, в интересах которого она создана. Приказы, распоряжения, инструкции и указания окружных служб ГО обязательны для выполнения всеми городскими, районными и объектовыми службами и подчиненными им структурными подразделениями.

В округе, городах и районах округа создаются службы ГО: служба оповещения и связи, служба охраны общественного порядка, противопожарная, медицинская и экстренной медицинской помощи, инженерная, коммунально-техническая, транспортная, торговли и питания, материально-технического снабжения, информационная служба защиты животных и растений, и другие.

18. Для выполнения мероприятий ГО, проведения спасательных и других неотложных работ в ходе ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных производственных аварий и катастроф в мирное время и при воздействии современных средств поражения в военное время создаются силы ГО.

Силами ГО являются аварийно-спасательные формирования постоянной готовности, невоенизированные формирования и воинские части ГО. Для выполнения и решения задач ГО и ЧС могут привлекаться ведомственные специализированные аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные формирования и аварийно-технические подразделения, медицинские учреждения и строительно-монтажные организации.

Добровольные организации спасателей участвуют в спасательных и других неотложных работах под руководством органов управления ГО.

19. Невоенизированные формирования ГО создаются на базе предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм и принадлежности. Они подразделяются на окружные, городские, районные (территориальные) и объектовые.

Организационно-штатная структура невоенизированных формирований ГО, порядок их комплектования личным составом, нормы и порядок оснащения техникой, материально-техническими средствами разрабатываются и утверждаются МЧС РФ.

Порядок создания, комплектования, обеспечения, стимулирования и применения невоенизированных формирований, их использования в мирное время определяется администрацией округа, городов и районов и руководителями учреждений, предприятий и организаций, на базе которых создаются эти формирования.

Обеспечение невоенизированных формирований автомобильным транспортом, дорожно-строительной и подъемно-транспортной техникой производится за счет собственных ресурсов предприятий, учреждений, организаций.

20. В невоенизированные формирования ГО могут зачисляться граждане РФ, проживающие или работающие в Ханты-Мансийском автономном округе: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет и женщины в возрасте от 18 до 55 лет, за исключением инвалидов, беременных женщин и женщин, имеющих ребенка до восьмилетнего возраста, а также женщин со средним и высшим медицинским образованием, имеющим ребенка до трехлетнего возраста.

В невоенизированные формирования ГО, создаваемые на военное время, не зачисляются военнообязанные, имеющие мобилизационное предписание.

Право зачисления граждан в состав невоенизированных формирований ГО представляется органам исполнительной власти, местного самоуправления, предприятиям, учреждениям, организациям округа.

Решением глав администраций округа, городов и районов могут создаваться штатные аварийно-спасательные формирования постоянной готовности.

Граждане, зачисленные в невоенизированные формирования, принимают участие в спасательных и других неотложных работах, выполняют поставленные перед ними задачи.

Лица, направляемые по решению администрациями округа, городов, районов, предприятий, учреждений, организаций для выполнения работ, связанных с выполнением мероприятий ГО и ликвидацией последствий ЧС, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными и иными бедствиями, подлежат личному страхованию на случай гибели или причинения вреда здоровью за счет средств администраций округа, городов, районов, а также средств предприятий, учреждений и организаций.

21. Руководители территориальных и отраслевых структур управления, руководители предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм и принадлежности разрабатывают планы ГО. План действий штаба по делам ГО и ЧС по предупреждению и ликвидации ЧС, вызванных авариями, катастрофами и стихийными бедствиями и план ГО на военное время, определяют организацию и порядок выполнения мероприятий ГО при приведении ее в готовность в ЧС мирного времени и в военное время.

В документах, регламентирующих деятельность вновь созданных предприятий, организаций и учреждений, отражаются обязанности по ГО в соответствии с настоящим Положением. Уставы предприятий, организаций и учреждений в части обязанностей по ГО согласовываются со штабом по делам ГО и ЧС округа, городов и районов по принадлежности.

Планы ГО вводятся в действие соответствующими руководителями порядком, установленным администрацией округа.

III. Обучение населения гражданской обороне.
Подготовка руководящего состава и невоенизированных формирований.

22. Порядок подготовки населения в области защиты от ЧС определяется Правительством РФ.

Подготовка населения к действиям в ЧС осуществляется на предприятиях, учреждениях, организациях, в том числе в общеобразовательных учреждениях, а также по месту жительства.

Подготовка руководителей и специалистов организаций осуществляется в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в специальных учебно-методических центрах и непосредственно по месту работы по специальным программам.

Все население, проживающее в округе, периодически проходит курс обязательного обучения способам защиты при стихийных бедствиях, производственных авариях, катастрофах и при воздействии современных средств поражения, а также действиям по ликвидации их последствий.

23. Подготовка руководящего состава учреждений, предприятий и организаций, независимо от форм собственности проводится в учебно-методических центрах ГО, в учебных заведениях повышения квалификации, а также непосредственно по месту работы в порядке, установленном МЧС РФ;

подготовка командно-начальствующего состава невоенизированных формирований проводится на окружных, городских курсах ГО округа, а также по месту работы без отрыва от производства, командиры территориальных и ведомственных аварийно-спасательных формирований обучаются в региональном центре подготовки ГО руководящего состава;

рабочие и служащие, не входящие в состав невоенизированных формирований, обучаются по месту работы в порядке, установленном соответствующим руководителем предприятий, учреждений, организаций;

подготовка личного состава невоенизированных формирований ГО проводится по месту работы без отрыва от производства, а также на сборах с отрывом от производства в общей сложности не более 5 дней в год с сохранением среднего заработка и оплаты служебных командировок в соответствии с действующим законодательством.

остального населения - по месту жительства в порядке,  установленном главой администрации города или района.

24. Обучение учащихся дневных общеобразовательных, профессионально-технических училищ, средних специальных учебных заведений и студентов высших учебных заведений проводится по соответствующим программам в учебное время.

25. С целью подготовки органов управления и сил ГО, повышения готовности к решению стоящих перед ними задач проводятся тренировки и учения по планам глав администраций округа, городов и районов, руководителей предприятий и учреждений.

IV. Обязанности и права.

1. Полномочия и обязанности органов власти
Ханты-Мансийского автономного округа.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»