Недействующий

ЗАКОН

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА


Об охране окружающей природной среды и экологической защите населения
автономного округа

(с изменениями на 12 ноября 2001 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 7 декабря 2004 года N 71-оз
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 2 августа 1999 года N 38-оз (отменен);
     Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 30 сентября 1999 года N 53-оз;
     Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 9 октября 2000 года N 69-оз;
     Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 19 марта 2001 года N 15-оз;
     Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 12 ноября 2001 года N 66-оз.
____________________________________________________________________


Принят
Думой Ханты-Мансийского
 автономного округа
23 января 1998 года

Настоящий Закон автономного округа в соответствии с федеральным законодательством регулирует отношения по охране окружающей природной среды и обеспечению экологической защиты населения округа, отношения по установлению особенностей порядка государственного управления в названной сфере с учетом экологического статуса автономного округа, а также отношения, возникающие в процессе реализации органами государственной власти и органами местного самоуправления автономного округа полномочий по регулированию отношений в области охраны окружающей природной среды и по осуществлению контроля за соблюдением природоохранного и экологического законодательства юридическими и иными лицами на территории автономного округа.

Целью настоящего Закона является обеспечение защиты конституционных прав населения автономного округа на благоприятную окружающую природную среду, определение правовых, экономических и организационных условий охраны окружающей природной среды, обеспечение контроля за экологической безопасностью населения автономного округа и ведение экологического мониторинга; закрепление обязательного для всех хозяйствующих субъектов требований экологического характера в процессе подготовки и ведения хозяйственной и иной деятельности, оказывающей воздействие на окружающую природную среду автономного округа; установление принципа обязательного страхования экологических рисков при ведении отдельных видов производственной деятельности на территории автономного округа.

Земельные, водные и лесные отношения, а также отношения, связанные с использованием недр, воздушного пространства, животного мира и биоресурсов (не относящиеся к охране окружающей природной среды и обеспечению экологической защиты населения), регулируются соответствующим федеральным законодательством и законодательством автономного округа.

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия и определения, используемые в Законе


В настоящем Законе используются следующие основные понятия и определения:

Экологическая защита - комплекс мер управленческого, правового и экономического характера, обеспечивающих необходимое качество (состояние) окружающей природной среды для сохранения здоровья населения автономного округа, сохранения и воспроизводства экосистем, а также комплекс требований к антропогенному и техногенному воздействию на окружающую природную среду и  экосистемы на территории автономного округа в целях сохранения условий для жизнедеятельности, воспроизводства и социального развития населения автономного округа.

Окружающая природная среда - совокупность природных компонентов в их взаимосвязи (атмосферного воздуха, воды, почвы, недр, животного и растительного мира) ландшафтов и экосистем, являющихся средой жизнедеятельности и социального развития населения автономного округа и оказывающих влияние на качество жизни, состояние здоровья человека.

Охрана окружающей природной среды - комплекс правовых, экономических и управленческих мер, направленных на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности и сохранение здоровья населения, растительного и животного мира, улучшение качества воздуха, воды, почв, ландшафта, устойчивости экосистем, а также на воспроизводство природных ресурсов и населения.

Хозяйствующие субъекты - лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, способную оказывать влияние на состояние окружающей природной среды.

Обосновывающая документация - подготовленная в установленном законодательством порядке документация, содержащая проектные и иные решения и экспертные оценки по реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности, способной оказывать влияние на состояние окружающей природной среды.

Экологические требования - закрепленные в актах федерального законодательства и законодательства автономного округа правила и условия воздействия на окружающую природную среду, государственные стандарты качества окружающей природной среды, условия ведения экологического мониторинга и определения фонового уровня загрязнения, а также процедурные нормы проектирования, организации и ведения хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую природную среду.

Экологический контроль - проверка в соответствие с установленным федеральным законодательством и законодательством автономного округа производственной и иной деятельности, а также обосновывающей документации на соответствие экологическим требованиям, нормативам и государственным стандартам.

Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Законом


Настоящий Закон регулирует отношения в сфере охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической защиты населения автономного округа, отношения по установлению органами государственной власти автономного округа в рамках своих полномочий особенностей порядка государственного управления в названной сфере, а также отношения по реализации органами государственной власти, включая специально уполномоченные органы в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов, а также органами местного самоуправления автономного округа своих полномочий по регулированию отношений в области охраны окружающей природной среды и осуществлению контроля за соблюдением природоохранного законодательства на территории автономного округа.

Статья 3. Законодательство автономного округа об охране
окружающей природной среды и экологической
защите населения     

Правовыми основами охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической защиты населения автономного округа являются Конституция Российской Федерации, Устав Ханты-Мансийского автономного округа, федеральное законодательство по вопросам охраны окружающей природной среды и санитарно - эпидемиологического благополучия населения, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, использования и охраны соответствующих видов природных ресурсов, а также положения ратифицированных Российской Федерацией международных договоров и заключенных и вступивших в силу межгосударственных и межправительственных соглашений в области охраны окружающей природной среды в части, относящейся к территории автономного округа.

Законодательство автономного округа в сфере охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической защиты населения включает в себя настоящий Закон, другие законы и иные нормативные акты (включая правовые акты органов местного самоуправления автономного округа), не противоречащие федеральному законодательству по вопросам охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической защиты населения.

Статья 4. Государственное обеспечение охраны окружающей
природной среды и экологической защиты населения
на территории автономного округа


Конституционные права населения и иных лиц, проживающих на территории автономного округа, на благоприятную окружающую природную среду, здоровье и экологическую защиту обеспечивают органы государственной власти, включая специально уполномоченные органы в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов, органы местного самоуправления автономного округа, которые несут ответственность за принятие управленческих решений в области охраны окружающей природной среды.

Реализация задач по охране окружающей природной среды и экологической защите населения в автономном округе обеспечивается:

-координацией деятельности системы государственных органов, обеспечивающих природоохранную деятельность и экологическую защиту населения;

-государственным и общественным контролем за хозяйственной и иной деятельностью, связанной с потреблением природных ресурсов, использованием ландшафтов и воздействием на экосистемы;

-обязательностью проведения экологической экспертизы при проектировании, организации и реализации хозяйственной и иной деятельности, связанной с потреблением природных ресурсов, использованием ландшафтов и воздействием на экосистемы;

-страхованием рисков причинения ущерба окружающей природной среде;

-государственной системой мониторинга окружающей природной среды и прогнозирования изменений ее состояния;

-ведением государственных кадастров природных ресурсов и лимитированием их использования;

-социально-экономической и экологической оценкой проектов использования природных ресурсов с учетом общественного мнения;

-планированием государственных мероприятий по охране окружающей природной среды и государственным контролем за их исполнением;

-экологическим воспитанием и образованием и пропагандой экологических знаний среди населения.

Статья 5. Объекты окружающей природной среды на территории
автономного округа, подлежащие охране и экологическому
контролю


Охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения и разрушения на территории автономного округа подлежат:

-естественные и урбанизированные экологические системы и генетический фонд;

-земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность;

-природные ландшафты;

-животный мир, микроорганизмы;

-озоновый слой атмосферы и атмосферный воздух;

-государственные природные заповедники, государственные природные заказники, национальные парки, природные парки, памятники природы, другие особо охраняемые природные территории.

Статья 6. Принципы охраны окружающей природной среды и
обеспечения экологической защиты населения на
территории автономного округа


Охрана окружающей природной среды и экологическая защита населения на территории автономного округа основывается на следующих принципах:

-приоритет охраны жизни и здоровья человека над экономическим ростом;

-рациональное использование природных ресурсов с учетом возможностей их воспроизводства;

-разумное сочетание экологической безопасности (недопущение негативных последствий для окружающей природной среды и здоровья человека и состояния экосистем) и экономических критериев при использовании промышленных технологий и оборудования, а также при производстве продукции;

-государственная регламентация хозяйственной и иной деятельности посредством лимитирования воздействия на окружающую природную среду;

-обязательность проведения предварительной государственной экологической экспертизы проектов размещения, строительства и эксплуатации промышленных объектов;

-ответственность за экологические и связанные с ними социальные, экономические и иные негативные последствия хозяйственных и управленческих решений при осуществлении деятельности, связанной с использованием природных ресурсов (воздействием на окружающую природную среду, природные ландшафты и экосистемы);

-платность за пользование природными ресурсами и недрами;

-платность за загрязнение окружающей природной среды в результате промышленной деятельности;

-экономическое стимулирование природоохранных мероприятий;

-унификация стандартов качества природной среды и нормативов воздействия на нее с учетом международных стандартов;

-лицензирование специального природопользования, в том числе лицензирование деятельности в области обращения с отходами;

-формирование дополнительных отраслевых принципов защиты и воспроизводства отдельных видов природных ресурсов;

-соблюдение экологических интересов последующих поколений;

-доступность информации о состоянии и качестве окружающей природной среды для населения;

-участие граждан и общественных организаций, проживающих на территории автономного округа в осуществлении общественного экологического контроля и экологического мониторинга;

-международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды и применение международно-правовых принципов.

Статья 7. Экологический статус автономного округа


Ханты-Мансийский автономный округ является территорией с высоким уровнем фонового загрязнения в результате антропогенного и техногенного воздействия и повышенным риском производственных аварий и пожаров на нефтегазопромыслах. Территория характеризуется комплексом географических, климатических, демографических и этнографических особенностей, обуславливающих необходимость применения дополнительных (против федеральных стандартов) требований к условиям охраны окружающей природной среды, законодательным мерам ее охраны, обеспечения экологической защиты населения, лимитирования воздействия на окружающую природную среду, порядка проведения государственной экологической экспертизы, а также к принятию организационно-управленческих мер, связанных с природопользованием и природоохранной деятельностью.

Статья 8. Контроль трансграничного воздействия на окружающую
природную среду

         

Органы государственной власти автономного округа, территориальные подразделения Государственного комитета по охране окружающей среды Российской Федерации, Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Министерства природных ресурсов Российской Федерации принимают меры по организации экологического мониторинга на территориях, пограничных с другими субъектами Российской Федерации, предупреждению трансграничного загрязнения окружающей природной среды граничащих с округом территорий.

В целях координации природоохранной деятельности на территориях, граничащих с территорией автономного округа, заключаются соглашения между автономным округом и другими субъектами Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством.

Статья 9. Права проживающих на территории автономного округа
граждан на благоприятную для жизни и здоровья окружающую природную среду и экологическую защиту


Все лица, проживающие на территории автономного округа, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства, в соответствии с федеральным законодательством имеют право на благоприятную для жизнедеятельности окружающую природную среду, достоверную информацию о ее состоянии и качестве, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением, катастрофами и авариями экологического характера, а также на объединение в общественные экологические организации (часть дополнена Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 19 марта 2001 года N 15-оз - см. предыдущую редакцию).


Органы государственной власти и управления автономного округа, органы местного самоуправления автономного округа, хозяйствующие субъекты, их должностные лица, несут ответственность в установленном законодательством порядке за нарушение закрепленных частью 1 настоящей статьи прав граждан, проживающих на территории автономного округа, а также за нарушения природоохранного законодательства, стандартов качества окружающей природной среды и лимитов ее загрязнения.

Статья 10. Обязанности проживающих на территории автономного
округа лиц и хозяйствующих субъектов в области
охраны окружающей природной среды

Лица, проживающие на территории автономного округа и хозяйствующие субъекты в соответствии с федеральным законодательством, обязаны  (абзац дополнен Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 19 марта 2001 года N 15-оз - см. предыдущую редакцию):

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»