ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 февраля 2011 года N 45
Об утверждении комплексной программы "Развитие жилищного строительства
в Кемеровской области" на 2011 - 2015 годы
(с изменением на 6 июля 2012 года, внесенным Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 03.07.2012 N 241)
В целях реализации протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 16 августа 2010 г. N ВП-П9-43пр "О развитии жилищного строительства" Коллегия Администрации Кемеровской области п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемую комплексную программу "Развитие жилищного строительства в Кемеровской области" на 2011 - 2015 годы.
2. Департаменту документационного обеспечения Администрации Кемеровской области (Т.Н.Вовченко), управлению по работе со средствами массовой информации Администрации Кемеровской области (С.И.Черемнов) и департаменту информационных технологий Кемеровской области (С.Л.Мурашкин) обеспечить размещение настоящего постановления на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области (по строительству) М.А. Макина.
(п.3 с изменением, внесенным Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 03.07.2012 N 241)
Губернатор
Кемеровской области
А.М.Тулеев
Комплексная программа "Развитие жилищного строительства в Кемеровской области"
на 2011-2015 годы
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Комплексная программа "Развитие жилищного строительства в Кемеровской области" на 2011-2015 годы (далее - Программа) |
Дата принятия решения о разработке Программы | Протокол совещания у Председателя Правительства Российской Федерации от 16 августа 2010 г. N ВП-П9-43пр |
Государственный заказчик Программы | Коллегия Администрации Кемеровской области |
Директор Программы | Заместитель Губернатора Кемеровской области (по строительству) М.А.Макин |
Разработчик Программы | Департамент строительства Кемеровской области |
Цели Программы | Формирование рынка доступного жилья, отвечающего требованиям современных стандартов качества, безопасности и энергоэффективности; |
Задачи Программы | Создание условий для развития массового строительства жилья экономического класса, в том числе малоэтажного, с пороговым значением стоимости квадратного метра согласно приказу Минрегиона России; |
Важнейшие целевые показатели Программы | Годовой объем ввода жилья (кв.м общей площади, жилых единиц), в том числе жилья экономического класса, малоэтажного и многоэтажного жилья; |
Сроки реализации Программы | 2011 - 2015 годы |
Перечень подпрограмм | Подпрограммы: |
Объемы и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования Программы в 2011 - 2015 годах за счет всех источников финансирования - 148 906,8 млн. рублей, в том числе по годам: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | Реализация Программы должна обеспечить достижение в 2015 году следующих показателей (по сравнению с 2009 годом): |
Организация контроля за выполнением Программы | Государственный заказчик Программы, Губернатор Кемеровской области |
I. Характеристика проблемы
В результате преобразований, проведенных на федеральном уровне, сформированы рыночные механизмы жилищной политики при сохранении государственных гарантий обеспечения жильем социально незащищенных и иных категорий граждан, установленных законодательством Российской Федерации и Кемеровской области.
Информация, характеризующая жилищный фонд, его техническое состояние, распределение по формам собственности и ввод в эксплуатацию, приведена в приложении N1 к Программе.
Успешной реализации государственной жилищной политики препятствует ряд нерешенных проблем:
отсутствие части документов территориального планирования и градостроительного зонирования в большинстве муниципальных районов, городских и сельских поселений, связанное с нехваткой средств местных бюджетов для разработки вышеуказанной документации (состояние разработки градостроительной документации и необходимый объем средств указаны в приложении N2 к Программе);
ограниченные возможности точечной застройки с использованием существующих инженерной, социальной и транспортной инфраструктур;
отсутствие сформированных и обеспеченных инженерной инфраструктурой площадок комплексной жилищной застройки;
сложность в получении кредитных ресурсов юридическими лицами в целях комплексного освоения земельных участков;
недостаточная платежеспособность населения, в том числе молодых семей;
отсутствие резерва снижения рыночной стоимости жилья (в приложении N3 к Программе приведены данные о стоимости строительства и рыночных ценах на рынке жилья в Кемеровской области);
высокая доля (4,7 процента) ветхого и аварийного жилья в общей площади жилого фонда (на 01.01.2010 - 2,8 млн. кв. м) (приложение N4 к Программе);
неудовлетворительные темпы обеспечения жильем граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (срок ожидания в очереди - 10 лет);
высокий износ производственных мощностей промышленности строительных материалов, в первую очередь, машин и оборудования (характеристика промышленности строительных материалов Кемеровской области приведена в приложении N5 к Программе);
нехватка профессиональных подготовленных кадров, в первую очередь, среди рабочих специальностей, низкая производительность труда (характеристика трудового потенциала отрасли представлена в приложении N6 к Программе).
Кроме того, территория Кемеровской области находится в районе с расчетной сейсмической интенсивностью от 6 до 8 баллов. Сложные сейсмические условия усиливаются техногенным воздействием предприятий угольно-добывающей промышленности. Подземные выработки в непосредственной близости от населенных пунктов оказывают негативное влияние на безопасность проживания в городах - угольных центрах области. В ряде случаев решение данной проблемы возможно путем сейсмоусиления существующих зданий (г. Прокопьевск, г. Киселевск, г. Калтан, г. Осинники). Однако в некоторых поселениях необходимо строительство жилых домов с целью переселения граждан из зон максимального риска (г. Полысаево) или в случаях, когда реконструкция и сейсмоусиление объектов экономически нецелесообразно (г. Новокузнецк).
Оценка потребности и платежеспособного спроса населения
По результатам выборочного обследования населения городских округов потребность в улучшении жилищных условий по различным причинам (как объективного, так и субъективного характера) испытывает от 50 до 60 процентов населения (в зависимости от населенного пункта). Вместе с тем лишь 40 процентов семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеют возможность приобрести жилье за счет собственных и заемных средств.
По данным Кемеровостата, по состоянию на 1 января 2010 г. 73 378 семей и одиноко проживающих граждан состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, из них:
18 015 проживающих в ветхом и аварийном жилфонде;
9 738 молодых семей;
3 275 инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов;
2 133 многодетных семьи;
614 участников и инвалидов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним;
граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, - 573 человека;
граждан, подвергшихся воздействию радиационных аварий и катастроф, и приравненных к ним лиц, - 52 человека;
малоимущих граждан - 37 115 семей.
В большинстве это семьи, не имеющие возможности улучшить жилищные условия, исходя из собственных доходов и имущества. Для выполнения государственных обязательств по обеспечению жилыми помещениями граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися, необходимо строительство около 3 млн. кв. м общей площади жилья за счет бюджетных средств. Расчетная потребность населения в жилье в целом составляет 20 млн. кв. м. Из них, по оценкам, платежеспособным спросом может быть обеспечено строительство порядка 8 млн. кв. м общей площади жилья.
Потребность в строительстве жилья для граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Категория граждан | Площадь жилых помещений, тыс.кв.м |
Малоимущие граждане | 1 490 |
Семьи, проживающие в ветхом и аварийном жилфонде | 721 |
Молодые семьи | 390 |
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов | 131 |
Многодетные семьи | 85 |
Ветераны боевых действий | 51 |
Вынужденные переселенцы | 23 |
Инвалиды Великой Отечественной войны, семьи погибших военнослужащих и семьи, приравненные к ним | 16 |
Семьи погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий | 12 |
Участники Великой Отечественной войны | 9 |
Военнослужащие - ветераны Афганистана | 9 |
Лица, принимавшие участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС | 2 |
Инвалиды боевых действий | 2 |
Лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда" | 0,5 |
Военнослужащие, уволенные в запас или отставку | 0,3 |
ИТОГО: | 2 935 |
Результаты, достигнутые в рамках реализации долгосрочной целевой программы "Жилище" на соответствующий период, свидетельствуют о необходимости применения программно-целевого метода, позволяющего повысить эффективность использования бюджетных средств в ходе выполнения мероприятий Программы. Государственная жилищная политика направлена на эффективное функционирование рынка жилья, улучшение условий и качества жизни населения, способствует обеспечению социальной стабильности в обществе. Данное направление носит комплексный характер и не может быть осуществлено в пределах одного финансового года.
Использование программно-целевого метода направлено на создание условий для эффективного управления ресурсами, в том числе финансовыми.
II. Основные цели и задачи Программы. Сроки ее реализации
Цели и задачи Программы определяются долгосрочными стратегическими целями и приоритетными задачами государственной жилищной политики и направлены на комплексное решение проблемы развития жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.
Основными целями Программы являются:
обеспечение устойчивого функционирования и развития жилищной сферы;
формирование рынка доступного жилья, отвечающего требованиям современных стандартов качества, безопасности и энергоэффективности;
стимулирование инвестиционной активности в жилищном строительстве;
поддержка платежеспособного спроса;
выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установленных федеральным законодательством и законами Кемеровской области;
обеспечение безопасных условий проживания граждан.
Основными задачами Программы являются: