КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(утратил силу с 21 октября 2013 года - Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 21.10.2013 N 813-р
(Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области, 22.10.2013)
_________________________________
(с изменениями на 19 января 2011 года, внесенными Распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 19.01.2011 N 35-р)
В целях создания условий для дальнейшего развития субъектов малого и среднего предпринимательства, формирования эффективного конкурентоспособного сектора экономики в Кемеровской области и во исполнение распоряжения Коллегии Администрации Кемеровской области от 07.09.2009 N860-р "О формировании комплексной системы планирования в Кемеровской области":
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития малого и среднего предпринимательства в Кемеровской области на период до 2025 года.
2. Департаменту документационного обеспечения (Т.Н. Вовченко), управлению по работе со средствами массовой информации (С.И.Черемнов) и управлению компьютерных технологий Администрации Кемеровской области (С.Л. Мурашкин) обеспечить размещение настоящего распоряжения на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".
3. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области С.Н. Кузнецова.
(п.3 в редакции Распоряжения Коллегии Администрации Кемеровской области от 19.01.2011 N 35-р)
4. Распоряжение вступает в силу со дня подписания.
Губернатор
Кемеровской области А.М. Тулеев
КОНЦЕПЦИЯ
развития малого и среднего предпринимательства
в Кемеровской области на период до 2025 года
Структура Концепции
1. Общие положения | 4 |
1.1. Цели и задачи | 4 |
1.2. Приоритеты государственной политики Российской Федерации | 6 |
1.3. Приоритеты социально-экономического развития Сибирского федерального округа | 7 |
1.4. Приоритеты, заложенные в стратегии социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 года | 8 |
1.5. Этапы и перспективы реализации приоритетных направлений развития предпринимательства | 9 |
1.6. Ожидаемые результаты развития предпринимательства | 13 |
2. Анализ текущего состояния малого и среднего предпринимательства | 14 |
2.1. Нормативно-правовая база регулирования деятельности малого и среднего предпринимательства | 14 |
2.2 Действующая нормативная правовая база регулирования деятельности малого и среднего предпринимательства на региональном уровне | 15 |
2.3. Анализ состояния малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, Сибирском федеральном округе, Кемеровской области, муниципальных образованиях Кемеровской области | 37 |
3. Анализ сценариев развития малого и среднего предпринимательства в Кемеровской области | 108 |
3.1. Факторы развития, обеспечивающие возможность достижения поставленной цели | 108 |
3.2. Проблемы малого и среднего предпринимательства, влияющие на возможность достижения поставленной цели | 113 |
3.3. Анализ и оценка рисков | 115 |
3.4. Альтернативные сценарии развития малого и среднего предпринимательства | 123 |
4. Механизмы, используемые для достижения поставленной цели | 131 |
5. Перечень первоочередных мероприятий | 134 |
6. Приложения | 140 |
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Цели и задачи
Цели Концепции: создание условий для ускоренного развития эффективного конкурентоспособного сектора экономики - малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) - и повышение на этой основе его вклада в формирование ВВП, а также обеспечение роста занятости экономически активного населения предпринимательством в Кемеровской области в интересах ускорения социально-экономического развития региона, повышения качества жизни населения и преодоления неравномерности развития МСП в муниципальных образованиях области.
Для обеспечения развития МСП на территории Кемеровской области необходимо решение следующих задач:
1. Формирование благоприятных институциональных, законодательных и иных условий, способствующих эффективному развитию МСП в Кемеровской области:
1.1. Выявление и анализ места и роли МСП в формировании оптимальной структуры экономики региона и показателей роста.
1.2.Оптимизация существующей в регионе инфраструктуры поддержки малых и средних предприятий, в том числе имущественной, финансовой поддержки, разносторонней поддержки МСП в приоритетных сферах региональной экономики, внешнеэкономической деятельности, в области инноваций и промышленного производства, поддержки в области подготовки кадров.
1.3. Расширение благоприятных условий для создания малых и средних предприятий в Кемеровской области в производственной сфере и сфере услуг, для расширения инновационных видов деятельности в сфере МСП.
1.4. Создание и развитие системного консалтинга, в том числе для анализа рынков новых видов продукции, для стимулирования развития МСП как "проводника" инноваций, а также в приоритетных направлениях и инновационных отраслях экономики региона.
1.5. Формирование и развитие региональной системы информационной и консалтинговой поддержки МСП и ее интегрирование в единую информационно-консультационную систему (ИКС) поддержки МСП Сибирского федерального округа.
1.6. Развитие региональной законодательной базы, направленной на стимулирование предпринимательской инициативы населения, повышение социальной ответственности бизнеса.
1.7. .Разработка эффективных моделей функционирования гибкой программной поддержки малых и средних предприятий, реализуемой как на уровне региона, так и непосредственно в территориях и муниципальных образованиях.
2. Формирование эффективного конкурентоспособного сектора МСП в региональной экономике на основе инновационных изменений, "сервисной" модернизации, стратегических взаимодействий с крупным бизнесом, согласованности действий с органами управления на региональном и муниципальном уровнях:
2.1. Стимулирование инновационной деятельности МСП путем расширения спектра законодательно установленных региональных стимулов для развития взаимовыгодных экономических связей между крупным, средним и малым бизнесом, а также для повышения технического уровня производимой продукции.
2.2. "Доращивание" стартующего малого бизнеса до успешных средних и крупных предприятий, а также налаживание кооперационных связей МСП и крупного бизнеса (увеличение числа совместных предпринимательских проектов между малыми, средними и крупными предприятиями).
2.3. Содействие в развитии международных и межрегиональных связей МСП, поддержка сотрудничества с международными организациями и административно-территориальными образованиями иностранных государств.
2.4. Содействие повышению экспортного потенциаламалых и средних предприятий, переходу к импортозамещающим технологиям, активизации внешнеэкономической деятельности МСП.
2.5. Развитие финансово-кредитных механизмов, направленных на поддержку МСП, ориентированных на стимулирование модернизации и инноваций.
2.6. Обеспечение взаимодействия между МСП и органами власти посредством проведения совместных мероприятий на основе постоянного диалога между органами власти и объединениями предпринимателей при содействии структур поддержки предпринимателей.
2.7. Развитие молодежного предпринимательства.
2.8. Стимулирование и поддержка начинающих субъектов МСП.
2. 9. Развитие и поддержка малых и средних предприятий, действующих в сфере внутреннего и въездного туризма.
2.10. Поддержка малых и средних предприятий, созданных бюджетными научными и образовательными учреждениями, по приоритетным направлениям инновационной деятельности, включая проведение НИОКР, разработку и проектирование новых образцов инновационной продукции.
2.11. Содействие формированию и функционированию перспективных моделей организации и управления бизнесом с учетом прогрессивного зарубежного и российского опыта.
3. Обеспечение ускоренного экономического роста и устойчивости МСП путем расширения позиционирования МСП в региональной экономике в целях инновационно-ориентированного развития экономики Кемеровской области:
3.1. Содействие обеспечению экономической безопасности действующих малых и средних предприятий.
3.2. Улучшение координации существующих программ развития и поддержки малых и средних предприятий, расширение спектра их действия.
3.3. Содействие коммерциализации инновационных проектов и продвижению инновационной продукции на региональном, национальном и международном уровнях.
3.4. Повышение роли МСП в структуре занятости населения в условиях интенсификации регионального развития Кемеровской области.
3.5. Повышение качества жизни населения в регионе и нивелирование уровней развития малых и средних предприятий в муниципальных образованиях.
1.2. Приоритеты государственной политики Российской Федерации
Приоритеты государственной политики на федеральном уровне изложены в системных стратегических документах Российской Федерации, основными целями государственной политики в области развития МСП в Российской Федерации являются:
обеспечение оптимального уровня конкуренции в секторе МСП при снижении уровня внутренних административных барьеров;
обеспечение благоприятных условий для развития субъектов МСП;
обеспечение конкурентоспособности субъектов МСП, как фактора системной модернизации экономики с целью обеспечения перехода на инновационный путь развития;
оказание содействия субъектам МСП в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;
обеспечение занятости населения и содействие самозанятости в направлении развития человеческого потенциала;
увеличение роли общественных (ассоциаций, союзов) и саморегулируемых организаций как институтов развития МСП;
увеличение доли производимых субъектами МСП товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;
увеличение доли уплаченных субъектами МСП налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
1.3. Приоритеты социально-экономического развития Сибирского федерального округа
Концепция развития МСП Кемеровской области соответствует долгосрочным приоритетам социально-экономического развития Сибирского федерального округа, нашедшим отражение в Концепции формирования системы устойчивого развития малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации Сибирского федерального округа, утвержденной на совместном заседании Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, Совета законодателей Сибирского федерального округа и совета Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации "Сибирское соглашение" от 2 июня 2009 г. N 9, которая предусматривает формирование и функционирование четырехуровневой системы управления процессами поддержки и создания условий развития МСП в Сибирском федеральном округе. Данная многоуровневая система включает межрегиональный уровень (Сибирский федеральный округ), региональный уровень (субъект Российской Федерации), муниципальный уровень (городской округ, муниципальный район, городское поселение), поселенческий уровень (сельское поселение).
Основными приоритетами управления процессами поддержки и создания условий развития МСП путем создания системы устойчивого развития МСП в субъектах Российской Федерации Сибирского федерального округа являются:
содействие развитию экономического потенциала субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа через создание благоприятных условий развития МСП;
развитие региональных центров поддержки предпринимательства на базе организаций поддержки предпринимательства, определенных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа;
создание и развитие муниципальных центров поддержки предпринимательства, выполняющих функции "одного окна", в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа на базе организаций поддержки предпринимательства, определенных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа;
создание единой программно-технологической системы информационной поддержки малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации Сибирского федерального округа;
формирование единой региональной системы информационных массивов для обеспечения предпринимательской деятельности в субъектах Российской Федерации Сибирского федерального округа.