Недействующий

О Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности в Кемеровской области до 2025 года (с изменениями на 12 декабря 2013 года)

     Таблица 8

Долгосрочный прогноз изменений на локальном рынке Кемеровской области по категориям продовольственных товаров

Категории
товаров

Долгосрочный прогноз изменений на локальном рынке (39)
______________

(39) Оцениваются  перспективы потребления, возможные изменения ассортимента и уровень конкуренции на локальном рынке Кемеровской области.

1

2

Мясо и птица  

Потребление: потенциал роста оценивается в 40 процентов


Колбасные изделия

Возможная доля собственного производства в структуре потребления: 50 процентов (показатель 2008 года - 36,7 процента).

Ассортимент: прогнозируется развитие ассортимента, в том числе за счет высокого ценового сегмента, усложнение технологий производства, развитие упаковки.

Уровень конкуренции: повысится за счет интенсивного развития товаропроводящей сети, активизации маркетинговых программ производителей, высокая вероятность усиления межрегиональной конкуренции

Продукция рыбная пищевая товарная

Потребление: потенциал роста оценивается в 45 процентов.

Ассортимент: будет формироваться преимущественно за счет ввозимой продукции (свежемороженая рыба), однако возможно увеличение доли местной продукции за счет развития локального индустриального рыбоводства, прогнозируется развитие ассортимента рыбных полуфабрикатов, а также высокого ценового сегмента.

Уровень конкуренции: возможно усиление конкуренции за счет увеличения числа малых предприятий, а также организации первичной переработки рыбы в местных рыбоводческих хозяйствах

Консервы рыбные

Потребление: потенциал роста в 2 раза.

Ассортимент: развитие ассортимента пресервов рыбных и пресервов из морепродуктов, а также продукции высокого ценового сегмента.

Уровень конкуренции: высокая вероятность усиления позиций федеральных игроков, увеличения ввоза консервов и пресервов рыбных и (особенно) из морепродуктов

Цельномолочная продукция

Потребление: потенциал роста оценивается в 20 процентов (в пересчете на молоко, в натуральном выражении).

Ассортимент: вероятны значительные структурные изменения в ассортименте за счет вывода на рынок новых молочных продуктов (функциональных и смешанных).

Уровень конкуренции: высокая вероятность усиления межрегиональной конкуренции в сегменте высокотехнологичной наукоемкой продукции

Масло животное

Потребление: ожидается снижение потребления на 10-15 процентов к 2025 году.

Ассортимент: возможно развитие ассортимента за счет удовлетворения актуальных потребностей потребителя (продукция с пониженным содержанием холестерина и пр.).

Уровень конкуренции: рынок сформирован, оценивается как высококонкурентный с преобладанием федеральных игроков и импорта. В связи с сокращением потребления ожидается активизация федеральных игроков на локальном рынке.

Усилится конкурентное давление со стороны продуктов-заменителей: растительных, тропических масел и пр.

Сыры жирные

Потребление: потенциал роста оценивается в 2 раза.

Ассортимент: ожидается развитие ассортимента за счет вывода новых продуктов на рынок и развития упаковки.

Ниша нижнего ценового сегмента, а также специальных сыров, сыров с добавками в долгосрочной перспективе может быть занята 1- 2 локальными производителями.

Уровень конкуренции: ожидается усиление конкуренции в среднем и высоком ценовом сегментах, в долгосрочной перспективе часть импорта будет замещена собственным производством, за счет чего повысится уровень межрегиональной конкуренции

Хлеб и хлебобулочные изделия

Потребление: ожидается снижение потребления на 15-20 процентов к 2025 году.

Ассортимент: ожидается усложнение ассортимента за счет вывода на рынок брендированной продукции и продукции с высокой добавленной стоимостью.

Уровень конкуренции: межрегиональная конкуренция усилится за счет распространения высокотехнологичных продуктов, а также полуфабрикатов, допекаемых непосредственно в местах продаж

Кондитерские изделия

Потребление: потенциал роста оценивается в

15 процентов.

Ассортимент: в сегменте сахаристых кондитерских изделий прогнозируется развитие за счет новых продуктов (новации в рецептуре, учет ценностей здорового образа жизни и т.д.) и высокого ценового сегмента (нижний ценовой сегмент будет развиваться за счет активного внедрения заменителей натуральных ингредиентов в рецептуру).

Для сегмента мучных кондитерских изделий - интенсивное обновление ассортимента.

Уровень конкуренции: в сегменте сахаристых кондитерских изделий конкурентная среда будет формироваться активностью федеральных игроков.

В сегменте мучных кондитерских изделий - усиление конкуренции за счет выхода на рынок малых предприятий и крупных межрегиональных производителей

Изделия макаронные

Потребление: не ожидается существенных изменений уровня потребления макаронных изделий.

Ассортимент: традиционный ассортимент стабилен, ожидаются усложнение рецептуры макаронных изделий за счет внедрения различного рода вкусовых добавок, увеличение доли высокого ценового сегмента в структуре продаж.

Уровень конкуренции: рынок оценивается как высококонкурентный с преобладанием федеральных и межрегиональных игроков, в высоком ценовом сегменте преобладает импорт, высока вероятность полного покрытия потребления в регионе за счет ввозимой продукции

Алкогольные напитки и пиво

Потребление: не ожидается существенных изменений в уровне потребления, однако высока вероятность снижения показателей официального потребления за счет реализации мер государственной политики в области оборота алкогольной продукции.

Ассортимент: развитие новых рыночных ниш и рецептуры оригинальных алкогольных напитков. При условии роста доходов будет развиваться ассортимент премиального и супер-премиального ценовых сегментов.

Уровень конкуренции: рынок оценивается как высококонкурентный, со значительный долей (в сегменте пива - с преобладанием доли) федеральных игроков.

Развитие нижнего ценового сегмента крепкой алкогольной продукции будет зависеть от эффективности борьбы с контрафактной продукцией.

На рынке пива актуальным останется риск полного замещения локального производства ввозимой продукцией (Алтайский край, Новосибирская, Омская области)


Таким образом, на локальном рынке существует значительный потенциал роста производства таких категорий продовольственных товаров, как мясо и мясопродукты, молочные продукты (цельномолочная продукция и сыры), продукция рыбная пищевая товарная, включая консервы и пресервы рыбные, кондитерские изделия. Данный потенциал основан на прогнозируемом росте потребления в долгосрочной перспективе.

В категориях масла животного, а также хлеба и хлебопродуктов ожидается существенное снижение объемов потребления в долгосрочной перспективе.

Наиболее высокий уровень конкуренции прогнозируется в категориях консервов и пресервов рыбных, масла животного, кондитерских изделий, макаронных изделий, алкогольных напитков и пива. Помимо обострения внутренней конкуренции на локальном рынке, в данных категориях ожидается усиление давления со стороны межрегиональных производителей и федеральных игроков.

3.1.1.2. Факторы, формирующие производственные издержки предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности Кемеровской области

1) рост цен на электроэнергию и газ

За период с 2004 по 2008 гг. стоимость электроэнергии для промышленных предприятий Кемеровской области увеличилась в 1,7 раза, стоимость газа - более чем в 2 раза (рис. 28).



Рисунок 29. Динамика средних цен в Кемеровской области на приобретенную промышленными организациями электроэнергию и газ, 2004-2008 гг.

(по стоянию на конец периода), руб. за ед. измерения     (40)

_________________________

(40) Данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области.


Развитие российского рынка электроэнергии в долгосрочной перспективе характеризуется опережающим ростом средней цены за 1 Квт.ч в условиях полной либерализации оптового рынка электроэнергии, а также сокращением ценового разрыва между стоимостью электроэнергии для промышленных организаций и населения в условиях ликвидации перекрестного субсидирования.

В связи с этим к 2020 году средняя цена на 1 Квт.ч может составить 0,15-0,16 долл. США. (41) Для промышленных потребителей это может означать увеличение затрат на электроэнергию более чем в 4 раза (при существующем курсе рубля).

_________________________

(41) Данные Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.


Развитие российского рынка газа в долгосрочной перспективе определяется опережающим ростом цен в условиях формирования системы равной доходности для внутренних и внешних потребителей, а также выравниванием цен для всех категорий потребителей к 2015 году.