Таблица 8
Долгосрочный прогноз изменений на локальном рынке Кемеровской области по категориям продовольственных товаров
| |
Категории товаров | Долгосрочный прогноз изменений на локальном рынке (39) ______________ (39) Оцениваются перспективы потребления, возможные изменения ассортимента и уровень конкуренции на локальном рынке Кемеровской области. |
1 | 2 |
Мясо и птица | Потребление: потенциал роста оценивается в 40 процентов
|
| |
Колбасные изделия | Возможная доля собственного производства в структуре потребления: 50 процентов (показатель 2008 года - 36,7 процента).
Ассортимент: прогнозируется развитие ассортимента, в том числе за счет высокого ценового сегмента, усложнение технологий производства, развитие упаковки.
Уровень конкуренции: повысится за счет интенсивного развития товаропроводящей сети, активизации маркетинговых программ производителей, высокая вероятность усиления межрегиональной конкуренции
|
Продукция рыбная пищевая товарная | Потребление: потенциал роста оценивается в 45 процентов.
Ассортимент: будет формироваться преимущественно за счет ввозимой продукции (свежемороженая рыба), однако возможно увеличение доли местной продукции за счет развития локального индустриального рыбоводства, прогнозируется развитие ассортимента рыбных полуфабрикатов, а также высокого ценового сегмента.
Уровень конкуренции: возможно усиление конкуренции за счет увеличения числа малых предприятий, а также организации первичной переработки рыбы в местных рыбоводческих хозяйствах
|
Консервы рыбные | Потребление: потенциал роста в 2 раза.
Ассортимент: развитие ассортимента пресервов рыбных и пресервов из морепродуктов, а также продукции высокого ценового сегмента.
Уровень конкуренции: высокая вероятность усиления позиций федеральных игроков, увеличения ввоза консервов и пресервов рыбных и (особенно) из морепродуктов
|
| |
Цельномолочная продукция | Потребление: потенциал роста оценивается в 20 процентов (в пересчете на молоко, в натуральном выражении).
Ассортимент: вероятны значительные структурные изменения в ассортименте за счет вывода на рынок новых молочных продуктов (функциональных и смешанных).
Уровень конкуренции: высокая вероятность усиления межрегиональной конкуренции в сегменте высокотехнологичной наукоемкой продукции
|
Масло животное | Потребление: ожидается снижение потребления на 10-15 процентов к 2025 году.
Ассортимент: возможно развитие ассортимента за счет удовлетворения актуальных потребностей потребителя (продукция с пониженным содержанием холестерина и пр.).
Уровень конкуренции: рынок сформирован, оценивается как высококонкурентный с преобладанием федеральных игроков и импорта. В связи с сокращением потребления ожидается активизация федеральных игроков на локальном рынке.
Усилится конкурентное давление со стороны продуктов-заменителей: растительных, тропических масел и пр.
|
Сыры жирные | Потребление: потенциал роста оценивается в 2 раза.
Ассортимент: ожидается развитие ассортимента за счет вывода новых продуктов на рынок и развития упаковки.
Ниша нижнего ценового сегмента, а также специальных сыров, сыров с добавками в долгосрочной перспективе может быть занята 1- 2 локальными производителями.
Уровень конкуренции: ожидается усиление конкуренции в среднем и высоком ценовом сегментах, в долгосрочной перспективе часть импорта будет замещена собственным производством, за счет чего повысится уровень межрегиональной конкуренции
|
Хлеб и хлебобулочные изделия | Потребление: ожидается снижение потребления на 15-20 процентов к 2025 году.
Ассортимент: ожидается усложнение ассортимента за счет вывода на рынок брендированной продукции и продукции с высокой добавленной стоимостью.
Уровень конкуренции: межрегиональная конкуренция усилится за счет распространения высокотехнологичных продуктов, а также полуфабрикатов, допекаемых непосредственно в местах продаж
|
Кондитерские изделия | Потребление: потенциал роста оценивается в
15 процентов.
Ассортимент: в сегменте сахаристых кондитерских изделий прогнозируется развитие за счет новых продуктов (новации в рецептуре, учет ценностей здорового образа жизни и т.д.) и высокого ценового сегмента (нижний ценовой сегмент будет развиваться за счет активного внедрения заменителей натуральных ингредиентов в рецептуру).
Для сегмента мучных кондитерских изделий - интенсивное обновление ассортимента.
Уровень конкуренции: в сегменте сахаристых кондитерских изделий конкурентная среда будет формироваться активностью федеральных игроков.
В сегменте мучных кондитерских изделий - усиление конкуренции за счет выхода на рынок малых предприятий и крупных межрегиональных производителей
|
Изделия макаронные | Потребление: не ожидается существенных изменений уровня потребления макаронных изделий.
Ассортимент: традиционный ассортимент стабилен, ожидаются усложнение рецептуры макаронных изделий за счет внедрения различного рода вкусовых добавок, увеличение доли высокого ценового сегмента в структуре продаж.
Уровень конкуренции: рынок оценивается как высококонкурентный с преобладанием федеральных и межрегиональных игроков, в высоком ценовом сегменте преобладает импорт, высока вероятность полного покрытия потребления в регионе за счет ввозимой продукции
|
Алкогольные напитки и пиво | Потребление: не ожидается существенных изменений в уровне потребления, однако высока вероятность снижения показателей официального потребления за счет реализации мер государственной политики в области оборота алкогольной продукции.
Ассортимент: развитие новых рыночных ниш и рецептуры оригинальных алкогольных напитков. При условии роста доходов будет развиваться ассортимент премиального и супер-премиального ценовых сегментов.
Уровень конкуренции: рынок оценивается как высококонкурентный, со значительный долей (в сегменте пива - с преобладанием доли) федеральных игроков.
Развитие нижнего ценового сегмента крепкой алкогольной продукции будет зависеть от эффективности борьбы с контрафактной продукцией.
На рынке пива актуальным останется риск полного замещения локального производства ввозимой продукцией (Алтайский край, Новосибирская, Омская области) |
Таким образом, на локальном рынке существует значительный потенциал роста производства таких категорий продовольственных товаров, как мясо и мясопродукты, молочные продукты (цельномолочная продукция и сыры), продукция рыбная пищевая товарная, включая консервы и пресервы рыбные, кондитерские изделия. Данный потенциал основан на прогнозируемом росте потребления в долгосрочной перспективе.
В категориях масла животного, а также хлеба и хлебопродуктов ожидается существенное снижение объемов потребления в долгосрочной перспективе.
Наиболее высокий уровень конкуренции прогнозируется в категориях консервов и пресервов рыбных, масла животного, кондитерских изделий, макаронных изделий, алкогольных напитков и пива. Помимо обострения внутренней конкуренции на локальном рынке, в данных категориях ожидается усиление давления со стороны межрегиональных производителей и федеральных игроков.
3.1.1.2. Факторы, формирующие производственные издержки предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности Кемеровской области
1) рост цен на электроэнергию и газ
За период с 2004 по 2008 гг. стоимость электроэнергии для промышленных предприятий Кемеровской области увеличилась в 1,7 раза, стоимость газа - более чем в 2 раза (рис. 28).
Рисунок 29. Динамика средних цен в Кемеровской области на приобретенную промышленными организациями электроэнергию и газ, 2004-2008 гг.
(по стоянию на конец периода), руб. за ед. измерения (40)
_________________________
(40) Данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области.
Развитие российского рынка электроэнергии в долгосрочной перспективе характеризуется опережающим ростом средней цены за 1 Квт.ч в условиях полной либерализации оптового рынка электроэнергии, а также сокращением ценового разрыва между стоимостью электроэнергии для промышленных организаций и населения в условиях ликвидации перекрестного субсидирования.
В связи с этим к 2020 году средняя цена на 1 Квт.ч может составить 0,15-0,16 долл. США. (41) Для промышленных потребителей это может означать увеличение затрат на электроэнергию более чем в 4 раза (при существующем курсе рубля).
_________________________
(41) Данные Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Развитие российского рынка газа в долгосрочной перспективе определяется опережающим ростом цен в условиях формирования системы равной доходности для внутренних и внешних потребителей, а также выравниванием цен для всех категорий потребителей к 2015 году.