КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 24 ноября 2009 года N 1087-р



Об утверждении программы
"Развитие комплексной системы защиты прав потребителей в Кемеровской области" на 2009-2011 годы

(с изменениями на 19 января 2011  года)

________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
Распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 22.09.2010 N 760-р;
Распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 19.01.2011 N 35-р.
________________________________________________________________


В целях создания условий для эффективного функционирования системы защиты прав потребителей в Кемеровской области, повышения качества и безопасности товаров, работ и услуг, обеспечения контроля органами местного самоуправления за соблюдением законных прав граждан:

1. Утвердить программу "Развитие комплексной системы защиты прав потребителей в Кемеровской области" на 2009-2011 годы.

2. Рекомендовать органам местного самоуправления Кемеровской области принять муниципальные программы защиты прав потребителей.

3. Департаменту документационного обеспечения Администрации Кемеровской области (Т.Н. Вовченко), управлению по работе со средствами массовой информации Администрации Кемеровской области (С.И.Черемнов) и управлению компьютерных технологий Администрации Кемеровской области (С.Л. Мурашкин) обеспечить размещение настоящего распоряжения на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".

4. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области С.Н. Кузнецова.

(п.4 в редакции Распоряжения Коллегии Администрации Кемеровской области от 19.01.2011 N 35-р)


5. Распоряжение вступает в силу со дня подписания.

 И.о.Губернатора
Кемеровской области В.П.Мазикин


Утверждена
распоряжением Коллегии
Администрации Кемеровской области
от 24 ноября 2009 г. N 1087-р

     

Программа
"Развитие комплексной системы защиты прав потребителей в Кемеровской области"
на 2009-2011 годы


Паспорт программы
"Развитие комплексной системы защиты прав потребителей в Кемеровской области" на 2009-2011 годы

     Наименование программы

     Развитие комплексной системы защиты прав потребителей в Кемеровской области на 2009-2011 годы (далее - Программа)

     Государственный заказчик Программы

     Коллегия Администрации Кемеровской области

     Директор Программы
(позиция с изменением, внесенным Распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 22.09.2010 N 760-р)

     Заместитель Губернатора Кемеровской области

С.Н. Кузнецов

     Основные разработчики Программы
(позиция с изменением, внесенным Распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 19.01.2011 N 35-р)

 Департамент промышленности, торговли

  и предпринимательства Кемеровской области

     Цель программы

 Создание в Кемеровской области эффективной и доступной системы защиты прав потребителей

     Задачи Программы

     Повышение правовой грамотности и информированности населения Кемеровской области в вопросах защиты прав потребителей, формирование навыков рационального потребительского поведения;

     повышение уровня правовой грамотности хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке Кемеровской области;

     защита населения Кемеровской области от недоброкачественных товаров, работ, услуг;

     стимулирование повышения качества продукции, товаров, работ, услуг, предоставляемых на потребительском рынкеКемеровской области;

     содействие органам местного самоуправления Кемеровской области в решении задач по защите прав потребителей;

     развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров, работающих в системе защиты прав потребителей;

     поддержка общественных организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению защиты прав потребителей в Кемеровской области



1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами


Политика защиты прав потребителей заняла прочные позиции в социально-экономических преобразованиях, происходящих в России в последние годы.

Успех социально-экономических реформ заключается не только в повышении реальных доходов населения, в развитии и укреплении социальной сферы, но и в реальной возможности для граждан в реализации своих потребительских прав, рациональном использовании полученных доходов на приобретение товаров, работ, услуг. Причем важно, чтобы они были качественными и безопасными для граждан, для здоровья и имущества потребителей, а также для окружающей среды.

Правовой основой защиты прав потребителей в Российской Федерации послужило принятие Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ряда других нормативных правовых актов.

В настоящее время организационную основу потребительской политики составляет сформированная система защиты прав потребителей. В Кемеровской области со времени принятия Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" работают механизмы защиты прав потребителей.

На практике отработаны схемы реализации Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" Контролирующие органы в целях предупреждения и пресечения нарушений прав потребителей системно осуществляют мероприятия в наиболее проблемных секторах потребительского рынка, в пределах компетенции рассматриваются обращения граждан, проводятся консультации по вопросам защиты прав потребителей, принимаются меры к добровольному урегулированию споров между потребителем и продавцом. В необходимых случаях к виновным лицам применяются меры административного воздействия.

Одним из приоритетных направлений деятельности по защите прав потребителей является судебная защита интересов неопределенного круга потребителей, которая позволяет пресечь неправомерные действия недобросовестных хозяйствующих субъектов на уровне угрозы нарушения прав потребителей, не доводя до необходимости восстановления нарушенных прав.

Вместе с тем развитие современного рынка товаров и услуг привело к новым проблемам правового, экономического, организационного и социального характера.

Появление новых методов продажи товаров: посредством сетевых супермаркетов, развитие дистанционного способа продаж и т.д., не всегда положительно сказывается на потребительских отношениях.

В современных условиях для поддержки потребителей необходимо постоянное воздействие государства на организацию и поддержание упорядоченных отношений в сфере потребительской политики, воспитание новых членов общества, подготовленных к защите своих потребительских прав цивилизованным путем.

Необходима своевременная и комплексная оценка последствий для потребителей новаций на современном потребительском рынке товаров и услуг (например в таких сферах, как дистанционная торговля, потребительский кредит и т.д.), оценка результатов изменения законодательства в сфере защиты прав потребителей, выявление пробелов в нем и подготовка предложений по совершенствованию нормативной базы.

Для повышения эффективности защиты прав потребителей на территории Кемеровской области необходим переход на новый качественный уровень защиты прав потребителей, для чего требуются новые организационные подходы, объединение усилий всех структур, прямо или косвенно влияющих на эту сферу общественных отношений, в том числе органов местного самоуправления и общественных объединений потребителей.

Реализация комплекса мероприятий, которые предусмотрены Программой, позволит решить обозначенные выше задачи, что будет способствовать дальнейшему повышению уровня защищенности потребителей, снижению социальной напряженности в обществе.

2. Цели и задачи Программы


Целью Программы является создание в Кемеровской области эффективной и доступной системы защиты прав потребителей.

Задачами Программы являются:

повышение правовой грамотности и информированности населения Кемеровской области в вопросах защиты прав потребителей, формирование навыков рационального потребительского поведения;

повышение уровня правовой грамотности хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке Кемеровской области;

защита населения Кемеровской области от недоброкачественных товаров, работ, услуг;

стимулирование повышения качества продукции, товаров, работ, услуг, предоставляемых на потребительском рынкеКемеровской области;

содействие органам местного самоуправления Кемеровской области в решении задач по защите прав потребителей;

развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров, работающих в системе защиты прав потребителей;

поддержка общественных организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению защиты прав потребителей в Кемеровской области.

3. Система программных мероприятий


В рамках настоящей Программы будут реализованы следующие основные мероприятия:

определение основных направлений деятельности в области защиты прав потребителей на потребительском рынке Кемеровской области;

комплекс мер по разъяснительной работе с изготовителями и продавцами товаров, исполнителями работ и услуг в сфере защиты прав потребителей;

совершенствование системы оказания правовой помощи потребителям;

нормативно-правовое обеспечение Программы;

привлечение на рынок товаров, работ и услуг квалифицированных кадров, имеющих специальное профессиональное образование;

организация системного обучения учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений среднего профессионального образования основам правовых знаний в сфере защиты прав потребителей;

комплекс мер по просвещению населения в сфере защиты прав потребителей;

осуществление мер по совершенствованию системы контроля за безопасностью товаров (работ, услуг).

Описание программных мероприятий:

1) реализация мер по определению основных направлений деятельности в области защиты прав потребителей на потребительском рынке Кемеровской области

Мероприятие предусматривает организацию взаимодействия уполномоченных федеральных органов исполнительной власти с органами местного самоуправления, общественными организациями в сфере защиты прав потребителей и надзора на потребительском рынке в целях эффективной реализации гражданско-правовых форм защиты прав потребителей. На практике реализация данного направления будет осуществляться через межведомственный координационный совет по защите прав потребителей в Кемеровской области (далее - совет).

В рамках работы совета будет осуществляться деятельность в следующих направлениях:

подготовка предложений по улучшению взаимодействия органов и организаций, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей;

обеспечение методической помощи специалистам органов местного самоуправления, осуществляющих свою деятельность в сфере защиты прав потребителей;

разработка предложений по основным направлениям деятельности в области защиты прав потребителей на потребительском рынке;

2) обобщение и распространение положительного опыта работы органов исполнительной власти области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений по вопросам реализации законодательства о защите прав потребителей на территории Кемеровской области

Реализация данного мероприятия должна повысить эффективность реализации Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей";

3) комплекс мер по разъяснительной работе с изготовителями и продавцами товаров, исполнителями работ и услуг в сфере защиты прав потребителей

Деятельность по разъяснительной работе среди хозяйствующих субъектов должна осуществляться в качестве превентивных мер, которые позволят минимизировать нарушения законодательства по защите прав потребителей на стадиях изготовления, хранения и реализации продукции, а также на стадиях заключения договоров на исполнение услуг, выполнение работ.

Практическими формами проявления такой работы могут быть семинары, конференции, круглые столы и т.д., организованные для хозяйствующих субъектов по профильным видам деятельности;

4) совершенствование системы оказания правовой помощи потребителям

Защита прав и законных интересов потребителей, оказание потребителям правовой помощи предусматривает:

рассмотрение обращений граждан и их консультирование;

составление претензий и исковых заявлений;

предъявление исков в суды в защиту прав и законных интересов отдельных потребителей (групп потребителей, неопределенного круга потребителей);

обобщение судебной практики в области защиты прав потребителей;

5) нормативно-правовое обеспечение Программы

Правовое обеспечение Программы предусматривает проведение следующих мероприятий:

подготовку предложений о внесении изменений в действующие и разработке новых нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам защиты прав потребителей;

подготовку рекомендаций по формированию муниципальных программ по защите прав потребителей;

6) организация системного обучения учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений среднего профессионального образования основам правовых знаний в сфере защиты прав потребителей

Организация работы по системному обучению учащейся молодежи имеет большое значение и должна стать одним из элементов в структуре строительства правового государства. Это направление деятельности предусматривает:

организацию обучения в общеобразовательных и специальных учреждениях по основам законодательства о защите прав потребителей;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»