КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 20 декабря 2007 года N 1413-р

Об утверждении
Концепции региональной информатизации
Кемеровской области до 2010 года

          

Во исполнение распоряжения Коллегии Администрации Кемеровской области от 21.05.2007 N 588-р (в редакции распоряжения Коллегии Администрации Кемеровской области от 04.09.2007 N 1001-р) «О разработке концепции региональной информатизации Кемеровской области до 2010 года»:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию региональной информатизации Кемеровской области до 2010 года (далее-Концепция).

2. Координацию работ по реализации Концепции возложить на управление компьютерных технологий Администрации Кемеровской области (С.Л. Мурашкин).

3. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя Губернатора - руководителя аппарата Администрации Кемеровской области Е.М. Баранова.

4. Распоряжение вступает в силу со дня подписания.     

      И.о.Губернатора
          Кемеровской области В.Мазикин


     Утверждена
           распоряжением Коллегии
           Администрации Кемеровской
          области от 20.12.2007 N 1413-р

КОНЦЕПЦИЯ
региональной информатизации Кемеровской области до 2010 года

СОДЕРЖАНИЕ


1. ВВЕДЕНИЕ

1.1. Общие положения

1.2. Логика и структура Концепции

1.3. Анализ сильных и слабых сторон процессов информатизации Кемеровской области, внешних возможностей и угроз

2. ДОКУМЕНТАЦИОННАЯ ПЛАТФОРМА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПЦИИ

3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ, СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

4. ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

4.1. Построение информационных систем для органов государственной власти и органов местного самоуправления Кемеровской области с использованием уровней иерархии

4.2. Использование ИТ-сервисов в качестве основы для построения информационных систем Кемеровской области

4.3. Унификация требований к информационным системам Кемеровской области

4.3.1. Использование единой архитектуры для построения информационных систем Кемеровской области

4.3.2. Унификация программного и аппаратного обеспечения

4.3.3. Единые базовые инфраструктурные сервисы

4.3.4. Единые стандарты представления и обмена данными

4.3.5. Единый набор интерфейсов программирования

4.3.6. Единые требования и набор процедур по разработке, внедрению и эксплуатации информационных систем

4.3.7. Единые требования к безопасности информационного пространства Кемеровской области

4.3.8. Сертификация решений в сфере региональной информатизации

5. УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ КОНЦЕПЦИИ

5.1. Совершенствование нормативной правовой базы региональной информатизации

5.2. Формирование органов управления информатизацией Кемеровской области

5.3. Механизм реализации Концепции

6. НАБОР МЕРОПРИЯТИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ВНЕДРЕНИЯ ИТ-ИНФРАСТРУКТУРЫ, БАЗОВЫХ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

7. ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

8. ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА


ПРИЛОЖЕНИЕ N1. РЕАЛИЗАЦИЯ ИТ-ИНФРАСТРУКТУРЫ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИЛОЖЕНИЕ N2. РЕАЛИЗАЦИЯ БАЗОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИЛОЖЕНИЕ N3. РЕАЛИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИЛОЖЕНИЕ N4. МЕТОДОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ВВЕДЕНИЕ

Общие положения


Информационные технологии (ИТ) играют постоянно возрастающую роль в жизни современного общества, являясь и самостоятельной отраслью экономики и инструментом, катализатором развития социально-экономических, политических, научных, культурных и иных процессов.

Актуальность разработки определяется необходимостью обеспечить (с учетом современных внешних и внутренних факторов влияния) координацию процессов развития и использования информационных технологий в Кемеровской области с реализуемыми на федеральном и региональном уровнях стратегиями, программами и проектами социально-экономического развития, совершенствования системы государственного управления (административной реформы), развития отрасли информационных технологий.

Также необходимо обозначить ориентиры для субъектов рынка информационных технологий, разрабатывающих собственные стратегии развития и продвижения на территории области.

Логика и структура Концепции

Настоящая Концепция описывает базовые положения региональной информатизации Кемеровской области. Конкретные и специализированные направления информатизации представлены в приложениях к настоящей Концепции:

приложение N1 «Реализация ИТ-инфраструктуры Кемеровской области»;

приложение N2 «Реализация базовых информационных систем Кемеровской области»;

приложение N3 «Реализация специализированных информационных систем Кемеровской области»;

приложение N4 «Методология реализации информатизации Кемеровской области».

Положения Концепции и приложений необходимо подвергать периодической ревизии и корректировке в соответствии с изменениями различных внешних и внутренних факторов влияния.

В развитие Концепции должен быть разработан ряд стратегических документов, в частности:

принципы, структура и сроки создания центра обработки данных Кемеровской области;

принципы, структура и сроки реализации ИТ-инфраструктуры Кемеровской области;

принципы, структура и сроки реализации информационных систем, составляющих информационное пространство Кемеровской области.

 Анализ сильных и слабых сторон процессов информатизации Кемеровской области, внешних возможностей и угроз

В целях выявления сильных и слабых сторон системы информатизации области, внешних возможностей и угроз проведен укрупненный SWOT-анализ.

SWOT-анализ - метод стратегического исследования, разделяющий факторы и явления, влияющие на состояние и динамику развития изучаемого объекта, на четыре категории - Strengths (Cилы), Weaknesses (Слабости), Opportunities (Возможности), Threats (Угрозы). Сильные и слабые стороны рассматриваются как внутренние свойства изучаемого объекта, а возможности и угрозы - как свойства внешней по отношению к изучаемому объекту среды.

Сильные стороны


Важным фактором является наличие общей стратегии социально-экономического развития области. Все программы и проекты в части информатизации следует рассматривать только в контексте достижения общих целей и задач развития, не допуская распыления ресурсов на «процесс ради процесса».

Наличие сильной политической воли, консолидирующей общество на достижение заявленных целей развития.

Со стороны лиц, принимающих решения в органах государственной власти и органах местного самоуправления Кемеровской области, имеет место понимание важности информатизации как инструмента государственного управления.

Высокая урбанизация области при сравнительно небольшой территории позволяет обеспечить большую часть населении услугами связи с меньшими затратами.

Наличие трех региональных оптоволоконных сетей передачи данных.

Идет процесс создания Кузбасского технопарка, который может использоваться как важнейший ресурс при информатизации области.

Слабые стороны
     

Обеспеченность рабочих мест в органах государственной власти и органах местного самоуправления компьютерной техникой недостаточна.

«Лоскутная автоматизация» - наличие большого количества разнородных информационных ресурсов и систем органов власти области, не обладающих единым управлением и возможностью оперативного информационного взаимодействия, отсутствие единых стандартов по их формированию и внедрению.

В существующих информационных системах не обеспечен необходимый уровень безопасности хранимых данных в соответствии с федеральным законодательством.

Недостаточность нормативной правовой базы Кемеровской области, способствующей развитию и использованию ИТ.

В органах государственной власти Кемеровской области наблюдается полная децентрализация - не осуществляется обмен информацией, необходимой для принятия управленческих решений.

Отсутствие реестра государственных услуг, стандартов и административных регламентов предоставления большинства услуг в электронной форме, что затрудняет организацию «электронного правительства» области.

Недостаточно развита общая ИТ-инфраструктура, обеспечивающая эффективное информационное взаимодействие населения, организаций и органов государственной власти Кемеровской области.

Дублирование мероприятий по информатизации, реализуемых в рамках отраслевых областных целевых программ информатизации.

В органах государственной власти и органах местного самоуправления Кемеровской области затруднен процесс укомплектования ИТ-специалистами.

Недостаточно собственных финансовых ресурсов для поддержания и развития ИТ-инфраструктуры.

Не в достаточной мере проводится периодическая профессиональная переподготовка ИТ-специалистов и пользователей ИТ-систем в органах государственного и муниципального управления области.

Уровень оплаты труда квалифицированных ИТ-специалистов, в особенности с небольшим стажем работы, в органах государственного и муниципального управления области является неконкурентоспособным по сравнению с развитыми секторами экономики области.

Возможности

Государственная политика Российской Федерации по использованию инноваций и высоких технологий для социально-экономического развития страны, централизованное выделение на федеральном уровне значительных ресурсов для проведения фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ в данной сфере.

Стабильное и поступательное развитие экономики страны и Кемеровской области как субъекта Российской Федерации, позволяющее разработать и принять трехлетний бюджет в рамках стратегического планирования. Масштабные проекты информатизации крайне редко можно завершить в пределах одного бюджетного года, и необходима гарантия продолжения финансирования в последующие периоды.

Стабильный рост опережающими темпами ИТ-сектора национальной экономики приводит к тому, что он становится одним из приоритетных направлений частных инвестиций и корпоративных стратегий мировых лидеров в сфере ИТ.

Финансирование национальных проектов (образование, медицина, сельское хозяйство и т.д.), включающих в себя ИТ-составляющую.

Совершенствование федеральной нормативной правовой базы, регламентирующей процессы в сфере ИТ.

Угрозы


Согласно индексу готовности российских регионов к электронному правительству - 2004-2005 Кемеровская область находится на 33-м месте, а согласно индексу готовности российских регионов к информационному обществу - 2004-2005 Кемеровская область находится на 38-м месте. При этом за прошедшие годы ситуация не изменилась в лучшую сторону.

Имеет место эффект «отложенного спроса», когда недостаточное финансирование информатизации области в предыдущие периоды привело к необходимости выделения существенных ресурсов для решения накопившихся проблем в настоящем. В условиях конкуренции за бюджетные средства цели информатизации могут показаться менее значимыми по сравнению с другими целями социально-экономического развития области.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»