Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2012 ГОДА

Глава 2.1.15. Сроки и этапы реализации Программы


Реализация Программы ограничивается периодом до 2012 года. Мероприятия Программы планируется осуществить в один этап. Конечный результат Программы должен быть достигнут к 2012 году.

Конкретные сроки реализации каждого проекта (мероприятия) указаны в приложении 2.

Система программных мероприятий является совокупностью институциональных и правовых преобразований, конкретных инвестиционных проектов и некоммерческих (социальных, экологических и др.) мероприятий, выполнение которых обеспечивает реализацию Программы в целом.

Реализация Программы экономического и социального развития Кемеровской области до 2012 года намечается по основным сферам деятельности, по каждой из которых определен комплекс программных мероприятий с указанием ожидаемых результатов. Основным принципом при группировке служит целевая направленность всех инвестиционных проектов и мероприятий, реализация которых предполагается в период действия Программы. Согласно указанному принципу мероприятия были сгруппированы в соответствии с основными задачами социально-экономического развития Кемеровской области на среднесрочную перспективу.

Главным содержанием Программы является совокупность программных мероприятий, выполнение которых обеспечивает осуществление Программы в целом, решение поставленных Программой задач и достижение связанных с этими задачами целей. Согласно Программе в период до 2012 года подлежит выполнению 1097 мероприятий.

В рамках достижения стратегической подцели "достижение долгосрочной конкурентоспособности в секторах специализации экономики региона" и поставленных к решению задач предстоит осуществить комплекс взаимосвязанных программных мероприятий.

Задачу по формированию конкурентоспособных кластеров в экономике Кемеровской области предусматривается решать в рамках реализации следующих направлений:

развитие национального энерго-металлургического кластера, что предусматривает наращивание сырьевой базы в горнодобывающем секторе экономики региона и прежде всего комплекс мероприятий по повышению качества обогащения на горнодобывающих и металлургических предприятиях, расширению мощностей по добыче угля и железорудного сырья, снятию инфраструктурных ограничений на развитие производства предприятий энерго-металлургического сектора экономики, за счет развития сетевого хозяйства энергосистемы региона, введение новых энергетических мощностей, реализацию проектов по расширению транспортных коридоров перевозок угля и черных металлов, сети подъездных путей к местам разработки угольных месторождений, обновление подвижного состава и погрузочно-разгрузочной инфраструктуры железнодорожного транспорта региона, рост передела в базовой цепочке производства стоимости в кластере энерго-металлургических предприятий региона, за счет строительства энергетических комплексов, формирования в Кемеровской области национального центра сервисного и технологического обеспечения горнодобывающей промышленности, реализации целевых программ по развитию металлургического комплекса области;

создание технопарка в сфере высоких технологий:

Таблица 32

Краткая характеристика проекта технопарка

Наименование

Описание

1

2

1. Название проекта

Создание технопарка в сфере высоких технологий

2. Информация о предприятии - заявителе

Администрация Кемеровской области

3. Краткая характеристика проекта (суть проекта)

Основной специализацией технопарка станет инновационная деятельность в угольной промышленности. Также технопарк будет специализироваться на выпуске высокотехнологичной продукции в области машиностроения, углехимии, IT-технологий.
 Приоритетными являются также проекты в области медицины, экологии, безопасности, образования. Технопарк будет играть ключевую роль в ликвидации технологического разрыва между российскими и западными предприятиями, следствием чего станут сокращение уровня смертельного травматизма и повышение производительности, а также улучшение экологической ситуации.

4. Оценка необходимых инвестиций

Сумма инвестиций на строительство и реконструкцию объектов технопарка оценивается в 2837,8 млн. рублей, в том числе:
 826,0 млн. рублей - на создание инженерной инфраструктуры;

 2011,8 млн. рублей - на создание производственно-деловой инфраструктуры.
 По источникам финансирования инвестиции распределяются следующим образом:
 300 млн. рублей - средства федерального бюджета (за счет включения Кемеровской области в Государственную программу "Создание технопарков в сфере высоких технологий на территории Российской Федерации");

 413 млн. рублей - средства областного бюджета;

 2124,8 млн. рублей - средства частных инвесторов.
 За счет средств государства планируется построить инженерную инфраструктуру технопарка. Средства частных инвесторов будут направлены на строительство коммерческой инфраструктуры (общественно-деловые центры, выставочные комплексы, гостиницы, лабора торно-производственные объекты).

5. Обоснование необходимости реализации проекта

Создание технопарка в сфере высоких технологий на территории Кемеровской области ведется в рамках государственной программы "Создание технопарков в сфере высоких технологий на территории Российской Федерации".
 Создание технопарка отвечает как задачам Программы развития Кемеровской области на период с 2005 по 2010 г., так и Концепции стратегии социально-экономического развития региона до 2025 г., а также является основным приоритетом Комплексной программы социально-экономического развития города Кемерово до 2021 г.
 Экономика региона, основу которого составляет промышленный комплекс, динамично развивается. При этом в структуре промышленного производства доминируют добывающий и металлургический секторы, а доля объемов отгруженных инновационных товаров в общем объеме отгруженных товаров собственного производства составляет 0,7 процента.
 С целью обеспечения устойчивости региональной экономики Кузбасс сегодня идет по пути инновационного развития. Подтверждением этому является освоение новых видов экономики, создание на территории области инновационной инфраструктуры, высокотехнологичных предприятий и производств на основе современных информационных и телекоммуникационных технологий, качественно новых условий для реализации трудового и творческого потенциала населения региона.
 В регионе существует разрыв между наукой и предприятиями, нет наработанных форм взаимодействия. Создание технопарка может стать катализатором для развития научно-образовательного комплекса и стимулировать проникновение передовых научных разработок в промышленность (в том числе угольную, химическую, горное машиностроение), информационные технологии, экологию, медицину и т. д.

6. Описание проделанной работы

В настоящее время в рамках реализации проекта проведена следующая работа.
 Определены основные площадки строительства технопарка.
 Разработана Концепция создания технопарка в сфере высоких технологий на территории Кемеровской области (Компания-разработчик - ООО "Стратеджи Партнерс", г. Москва).
 Кемеровская область была включена в государственную программу "Создание технопарков в сфере высоких технологий на территории Российской Федерации" (распоряжение Правительства РФ от 25.12.2007 N 1912-р), в соответствии с которой на строительство объектов инженерной инфраструктуры технопарка в 2008-2010 гг. предусмотрено выделение средств из федерального бюджета - 300 млн. рублей, из областного бюджета - 413 млн. рублей.
 Представлена в Мининформсвязи России и Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации бюджетная заявка на ассигнование из федерального бюджета.
 Определен перечень строительства и реконструкции объектов технопарка, разработана проектно-сметная документация на строительство объектов электроэнергетики.
 В ноябре 2007 года создано ОАО "Кузбасский технопарк", которое будет осуществлять организационную и контролирующую функцию при строительстве объектов технопарка, а также осуществлять взаимодействие с резидентами и инвесторами технопарка.
 Ведется постоянная работа с потенциальными инвесторами и резидентами. Создана база проектов по основным профилям технопарка (порядка 160), аккредитовано свыше 70 участников технопарка.

7. Эффективность проекта

Реализация проекта позволит обеспечить устойчивый рост инновационной составляющей валового регионального продукта на основе государственной поддержки и создания благоприятных условий для развития всех компонент инновационной сферы.
 По предварительным оценкам совокупный макроэкономический эффект (объем созданного ВВП в экономике России) в результате реализации проекта составит к 2010 году 6,5 млрд. рублей в год, а налоговые поступления 1,1 млрд. рублей в год, к 2020 году - 25 млрд. рублей в год и 10,4 млрд. рублей в год соответственно.
 Объем отгруженной инновационной продукции в 2020 году увеличится к уровню 2009 года более чем в 8 раз. При этом доля отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции промышленного производства к 2020 году увеличится до 2,6 процента. (в 2009 году - 1 процент).

8. Социальные эффекты от реализации проекта

В рамках технопарка будет создано4 800 новых рабочих мест в сфере высоких технологий.

формирование регионального кластера предприятий на рынке сельскохозяйственной продукции и пищевых продуктов, в том числе за счет осуществления прямой государственной поддержки регионального агропромышленного комплекса, проведения мероприятий по сохранению и восстановлению плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Кемеровской области, осуществления программ по энергосбережению в агропромышленном производстве области, реализация системы инвестиционных проектов в сфере АПК, направленных на модернизацию материально-технической базы отрасли;

капитализация природно-рекреационного потенциала региона, в первую очередь за счет комплекса мероприятий по организационной поддержке развития туризма, реализации комплекса инвестиционных проектов, направленных на развитие туристической инфраструктуры региона, осуществления программ развития молодежного и детского туризма в Кемеровской области.

Задачу по формированию новых институтов привлечения инвестиций в регион предусматривается решать через следующие направления деятельности:

создание системы территориального маркетинга, в том числе разработка инвестиционного паспорта Кемеровской области, составление ресурсной карты Кемеровской области, использование Интернет - ресурсов для продвижения информации об инвестиционной привлекательности Кемеровской области, реализация комплекса мероприятий по представлению Кемеровской области мировому и российскому инвестиционному сообществу, распространению информации об инвестиционных предложениях и приоритетных проектах области через посольства, торговые и экономические представительства зарубежных стран, международные объединения деловых кругов, издание справочника инвестора, получение Кемеровской областью кредитного рейтинга инвестиционной привлекательности, реализация системы мер по обеспечению государственной поддержки инвестиционной деятельности;

формирование развернутой системы территорий развития бизнеса, что подразумевает разворачивание сети индустриальных, технологических и инновационных парков на базе строительства новых энергетических мощностей (строительство индустриального парка со специализацией в области производства минеральных удобрений на базе проекта создания новой ТЭС в г. Белово), создание в Кемеровской области национального центра по разработке и реализации инновационных технологических решений в сфере использования угля;

формирование институтов поддержки фундаментальных исследований, в том числе создание областного электронного банка данных по основным производственным (социально-экономическим, технико-технологическим, экологическим и др.) проблемам отраслей (секторов) экономики и социальной сферы Кемеровской области, промышленных и иных предприятий (организаций) области, широкое применение государственного заказа на проведение научно-исследовательскими коллективами НИОКР по основным направлениям развития экономики, участие в системе поддержки проектов фундаментальных научных исследований РФФИ, привлечение научных работников, ведущих специалистов предприятий и организаций Кемеровской области к участию в работе научно-исследовательских коллективов, осуществление грантовой поддержки ведущих научных школ, научных коллективов, отдельных ученных и исследователей.

Задачу по государственной поддержке малого бизнеса в Кемеровской области предполагается решать по следующим ключевым направлениям:

развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и расширение предоставляемых ею услуг, в том числе через содействие в самоорганизации малых предприятий по отраслевому и территориальному принципу, участие субъектов малого предпринимательства в выставках и ярмарках, проводимых на территории Российской Федерации и за рубежом, оказание финансовой поддержки открытия объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, формирование системы центров по оказанию информационных, консультационных, юридических и других услуг малому предпринимательству;

кредитно-финансовая и имущественная поддержка малого предпринимательства, в первую очередь через предоставление кредитов, лизинга оборудования для субъектов малого предпринимательства, субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, развитие системы кредитных потребительских кооперативов, обучение специалистов муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства и других некоммерческих организаций навыкам и технологиям финансово-кредитной поддержки малого бизнеса, расширение доступа предпринимательства к областной, муниципальной и иной собственности (недвижимость), предлагаемой для сдачи в аренду или подлежащей продаже, формирование системы субконтрактации для малых предприятий, применение иных мер финансовой поддержки малого предпринимательства;

повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти Кемеровской области и органов местного самоуправления в Кемеровской области по поддержке малого предпринимательства, содействие в реализации муниципальных программ в приоритетных сферах развития малого предпринимательства;

статистическое, научно-методическое и информационное обеспечение малого предпринимательства и его государственной поддержки, в том числе проведение мониторинговых социологических обследований малого предпринимательства, выборочных обследований субъектов малого предпринимательства по направлениям, требующим оперативного принятия решений, формирование информационно-статистических массивов, пропаганда через СМИ принципов и идеологии свободного предпринимательства и освещение передового опыта развития малого предпринимательства;