Высокий уровень износа коммунальных инфраструктур, недостаточный уровень развития транспортных инфраструктур и отсутствие продуманного комплекса мер в сфере развития городской среды препятствуют росту экономики области и стимулируют миграционную убыль населения.
Необходимо направить усилия на повышение уровня жизни в населенных пунктах области, инвестировать в создание территорий, отвечающих современным стандартам качества.
Кроме того, существует опасность ухудшения экологической и техногенной обстановки в области. Каждая пятая тонна выбросов вредных веществ в атмосферу и почти каждая третья тонна выбросов вредных веществ в водоемы в СФО РФ приходятся на предприятия Кемеровской области. Фиксируется значительное число техногенных аварий, многие из которых сопровождаются гибелью людей.
1.1.4.1. Транспортная инфраструктура
В Кемеровской области хорошо развита дорожная сеть. Север области пересекает Транссибирская железнодорожная магистраль, юг - Южносибирская. Область имеет прямое железнодорожное сообщение со всеми регионами страны. Кузбасское отделение Западно-Сибирской железной дороги - мощная транспортная система, не имеющая себе равных в России по отправлению грузов. Оно обеспечивает 85 процентов дорожной и 16 процентов общесетевой погрузки всей Российской Федерации. Специфической особенностью Кузбасского отделения является то, что магистральный транспорт работает в едином технологическом ритме с основными промышленными производствами области.
Автомобильное сообщение обеспечивает связь между 20 городами области. Протяженность сети автомобильных дорог общего пользования Кемеровской области составляет 6,761 тыс. км, в том числе областных - 5,34 тыс. км и территориальных - 1,421 тыс. км. Из общей протяженности автомобильных дорог 6,622 тыс. км имеют твердое покрытие, в том числе областных - 5,34 тыс. км и территориальных - 1,282 тыс. км. Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием равна 0,069 км/км2. Количество мостовых сооружений и путепроводов на дорогах области - 487 протяженностью 19,310 тыс. пог. м, из них:
на областных автомобильных дорогах - 345 общей протяженностью 15,910 тыс. пог. м, в том числе металлических - 40 протяженностью 3,838 тыс. пог. м;
на территориальных автомобильных дорогах - 142 протяженностью 3,4 тыс. пог.м., в том числе металлических - 40 протяженностью 1,012 тыс. пог. м.
По территории Кемеровской области пролегают автомобильные дороги федерального значения: М-53 "Байкал" Новосибирск-Иркутск протяжённостью 467,468 км (покрытие в асфальтобетоне), в том числе II категории - 115,28 км, III категории - 350,088 км, IV категории - 2,1 км. Количество мостовых сооружений и путепроводов: через автодороги - 3/187,2 пог. м, через железные дороги - 4/236,38 пог. м.
На территории Кемеровской области действуют 3 аэропорта: международный аэропорт Кемерово, аэропорт федерального значения Новокузнецк и аэропорт местного значения в г. Таштаголе.
По реке Томь транспортные предприятия области осуществляют пассажирские перевозки на линиях Кемерово - Новокузнецк и Кемерово - Томск.
1.1.4.1.1. Грузовые перевозки транспортом общего пользования
Основными грузоперевозчиками в Кемеровской области являются предприятия железнодорожного и автомобильного транспорта. В структуре перевозки грузов сохраняется "лидерство" автомобильного транспорта, предприятиями которого перевезено в 2006 году 61,3 процента грузов (349 млн. тонн). По железной дороге было отправлено 220 млн. тонн (37,7 процента). По сравнению с 2005 годом объемы перевезенных грузов выросли на 17 процентов.
Диаграмма 31. Динамика грузооборота транспорта общего пользования, в процентах к 2000 году
Грузооборот транспорта общего пользования в 2006 году составил 50 млрд. тонно-километров, что на 6 процентов больше, чем годом ранее. В 2001-2006 годах динамика грузооборота носила повышающий характер, единственный спад был зафиксирован в 2002 году. За шесть лет объем грузооборота в области вырос на 18 процентов.
На долю железнодорожного транспорта приходится почти 95,7 процента от общего объема грузооборота. Последние годы предприятия железнодорожного транспорта демонстрируют стабильные показатели работы. В 2002-2006 годах в среднем за год объем перевезенных грузов увеличивался на 5,4 процента, а грузооборот - на 6,6 процента. 81,5 процента всех перевезенных грузов - это каменный уголь, еще 9 процентов приходится на черные металлы и железную руду. В 2006 году значительно увеличились объемы транспортировки лесных грузов - 115 процентов, цемента - 125 процентов и химикатов - 111 процентов.
Кузбасское отделение Западно-Сибирской железной дороги обслуживает более 1200 крупных и средних промышленных предприятий Кемеровской области. Протяженность железнодорожных путей общего пользования составляет 1 685 км.
На долю автомобильного транспорта приходится 4,3 процента грузооборота Кемеровской области. Статистические данные свидетельствуют о том, что развитие автомобильных грузоперевозок идет менее успешно, чем железнодорожных. В 2006 году наблюдалось увеличение грузооборота (+ 32,3 процента), до этого на протяжении нескольких лет (2001 - 2004 гг.) показатель неизменно снижался.
1.1.4.1.2. Пассажирские перевозки
Динамика основных показателей развития пассажирского транспорта в 2001-2005 годах характеризуется отрицательными значениями. В 2006 году в Кемеровской области всеми видами транспорта общего пользования было перевезено 526 млн. пассажиров, по сравнению с 2005 годом их число возросло на 4,8 процента. Таким образом, по сравнению с 2000 годом количество пассажиров транспорта общего пользования сократилось на 30,5 процента. При этом показатель пассажирооборота сократился за шесть лет на 31 процент.
Диаграмма 32. Динамика пассажирооборота транспорта общего пользования, в процентах к 2000 году
В 2006 году пассажирооборот всех видов транспорта составил 7,5 млрд. пассажиро-километров. Ведущая роль в пассажирских перевозках принадлежит автобусному транспорту. На его долю приходится 63 процента пассажирооборота Кемеровской области, удельный вес железнодорожного транспорта - 28,5 процента. В 2006 году на автомобильном транспорте наблюдался прирост пассажирооборота (11 процентов). Но этот рост не смог компенсировать высокие темпы падения показателя по железнодорожному транспорту (- 25 процентов). В итоге пассажирооборот по всем видам транспорта по сравнению с 2005 годом несколько изменился (- 2 процента).
Реализация ежегодно принимаемых региональных целевых программ "Транспорт" позволила за последние два года обновить парк автобусов, выполняющих областной государственный и муниципальные заказы по перевозке пассажиров, на 26 процентов. За 2005 - 2006 годы транспортным предприятиям передано 480 автобусов. В результате возросли качество и культура обслуживания пассажиров.
В 2006 году введены в действие новые железнодорожные линии - 19,3 км, вторые пути - 0,55 км, автомобильные дороги с твердым покрытием - 11,2 км, в том числе общего пользования - 5,4 км, ведомственные и частные - 5,8 км, трамвайные пути - 2,6 км.
Автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения Кемеровской области составляют 6,77 тыс. км, из них 98,2 процента с твердым покрытием. В рейтинге российских регионов по показателю "густота автомобильных дорог с твердым покрытием" Кемеровская область занимает 52-е место, а среди "соседей" по Сибирскому федеральному округу 2-е место (выше показатель только в Алтайском крае).
Густота железнодорожных дорог общего пользования в области самая высокая среди всех сибирских регионов. На 10 тыс. квадратных километров территории приходится 176 км железнодорожных путей. В среднем по регионам СФО - 29 км, а по стране - 50 км.
С увеличением интенсивности деловых связей и расширением потока туристов огромную важность приобретает развитие авиационного транспорта. Аэропорт Кемерово, являясь аэропортом федерального значения, открытым для международных полетов, осуществляет воздушное сообщение более чем с 20 городами России и с 7 странами дальнего зарубежья - Таиланд, Турция, Кипр, Объединенные Арабские Эмираты, Германия, Китай, Монголия.
В 2006 году на техперевооружение аэропорта Кемерово было направлено 74 млн. рублей - выполнен ремонт служебных и бытовых зданий, площади аэропорта, приобретена спецтехника. В результате возрос объем перевозки грузов и пассажиров, расширилась география полетов из аэропортов г. Кемерово и г. Новокузнецка. Количество международных пассажиров в 2006 году увеличилось более чем в 2 раза (208 процентов к уровню 2005 года). Следует предусмотреть выделение дополнительных инвестиций.