Недействующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 года (с изменениями на 21 марта 2018 года)



3.2.1.1. Стимулирование геолого-разведочных работ (далее - ГРР)


В настоящий момент сложная ситуация с низкими показателями воспроизводства разведанных запасов полезных ископаемых взамен списанных, сложившаяся в конце 90-х - начале 2000-х годов, постепенно выправляется. По данным Федерального агентства по недропользованию, в целом по Российской Федерации в 2000 - 2004 годах отношение прироста разведанных запасов полезных ископаемых к добыче по углю имело наивысшие значения (82,9%), а по железным рудам - одни из самых наименьших (12,7%). Кемеровская область стабильно входит в десятку регионов с наибольшим финансированием геолого-разведочных работ из федерального бюджета (однако проигрывает лидерам по объемам инвестиций - Якутии, Бурятии, Красноярскому краю - по объемам инвестиций в разы). Кроме того, крупные добывающие компании создают собственные подразделения, которые получают соответствующие разрешения и проводят геолого-разведочные работы, в том числе для определения соответствия запасов ранее проведенным исследованиям и оценкам.


Стимулирование ГРР на объектах нераспределенного фонда недр должно иметь целью привлечение средств частных инвесторов для развития сырьевой базы области и обеспечиваться предоставлением участков недр на бесконкурсной основе по факту открытия новых месторождений (что предусмотрено действующим законодательством). Для этого, однако, требуется изменение подзаконных актов Министерства природных ресурсов РФ в части методики определения факта открытия месторождения, который в настоящее время не имеет однозначного толкования. В связи с этим обратиться с нормативной инициативой о восстановлении формулы, существовавшей в действовавшем в период НЭПа "Горном положении СССР" 1927 года. В соответствии с ним месторождение считалось открытым, если оно ранее отсутствовало в государственном кадастре месторождений.


Стимулирование ведения ГГР на объектах распределенного фонда недр должно иметь целью достижение степени разведанности участков, отвечающей современным требованиям к достоверности геологической информации, обеспечивающей надлежащий уровень промышленной безопасности, полноты и эффективности использования недр на стадии принятия проектных решений и эксплуатации предприятий. В основе стимулирования должны быть положены ныне отмененные государственные требования к оценке подготовленности месторождений к промышленному освоению. С целью повышения точности оценок и снижения уровня административного влияния исполнение упомянутых требований должно базироваться на количественных методах оценки достоверности геологической информации (данные методы, в соответствии с новой Классификацией запасов твердых полезных ископаемых, с 1 января 2008 года должны применяться при классификации запасов в обязательном порядке). Еще одним элементом стимулирования должно стать ограничение на правомерность разведки участков подземными горными выработками в случае, если они не были предварительно изучены с помощью разведочного бурения. Складывающаяся практика строительства угледобывающих предприятий и их участков при отсутствии данных разведочного бурения с представлением сети горных выработок пускового комплекса в качестве разведочных выработок (например, по участку Малиновский Глубокий - нижние горизонты шахты "Алардинская" ОАО "ОУК Южкузбассуголь") чревата значительными ошибками в части обеспечения рационального использования недр и снижением уровня промышленной безопасности ведения горных работ.


Для активизации ГГР необходимо снижение удельных расходов на ее проведение (по отношению к метру геолого-разведочной скважины). Общая стоимость одного метра сейчас уже находится на уровне 6000 руб. (включая работы по бурению, отбору керна, его опробованию, геофизическим исследованиям, испытаниям, подготовке геологического отчета) и во многом связана с высокой долей в ней условно постоянных затрат. Для ее снижения необходимо вернуться к практике лицензирования геологоразведки как вида деятельности, особо оговорив минимально возможное количество буровых станков и объем бурения.


Интенсивное развитие минерально-сырьевой базы угольной отрасли области должно обеспечиваться реальной реализацией положения 2-й части Налогового кодекса Российской Федерации в части установления нулевой ставки за право пользования недрами при отработке некондиционных запасов. Представляется, что установление данной ставки платежа должно происходить в случае отработки некондиционных, ранее списанных и забалансовых запасов, по технологиям, не предусмотренным к применению основным проектом предприятия или рассмотренным при разработке технико-экономических обоснований кондиций для подсчета запасов. Естественно, что применению таких технологий должны предшествовать соответствующие проектные работы, согласования и утверждения.


Однако главным фактором интенсивного развития сырьевой базы должно стать создание в центре разработки инновационных технологий угледобычи и представление на рынке новых инновационных технологий извлечения запасов в нетрадиционных горно-геологических условиях, комплексно обеспеченных горной техникой и нормативно-методической базой.