Недействующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 года (с изменениями на 21 марта 2018 года)



Таблица 56



Особенности затратной и результативной моделей финансового управления

Затратная модель

Результативная модель

1

2

1. Цель бюджета - утвердить суммы расходов каждому из государственных органов, учреждений, иных бюджетополучателей по дробным статьям различных типов бюджетной классификации в целях их жесткого контроля

1. Задача бюджета - установление приоритетов расходов, предоставление простора для оперативного управления, создание стимулов для экономии средств. Расходы привязаны к функциям, программам, услугам, видам деятельности и их результатам

2. Объектом бюджетных расходов являются государственные органы (учреждения). Приоритетной является экономическая и ведомственная структуры бюджета. Имеет место избыточная спецификация расходов

2. Расходы распределяются по видам деятельности и функциям, предусматривающим определенные конечные результаты. Приоритетными являются функциональная и программная структуры бюджетных расходов

3. Планирование бюджета проводится снизу вверх. При планировании главным является обоснование потребности в ресурсах (финансовых, кадровых и проч.). Бюджет устанавливается на один год. Ожидаемые результаты деятельности, как и ее результативность, не обосновываются. Планирование идет в основном в разрезе ведомств и их смет

3. Планирование осуществляется сверху вниз. Исходным при планировании деятельности является обоснование приоритетов и ожидаемых результатов. Бюджетные расходы привязываются к показателям результатов через расчеты результативности с выделением факторов и мероприятий, обеспечивающих ее рост. Основным становится программный метод планирования. Устанавливаются долгосрочные переходящие лимиты ассигнований с их ежегодной корректировкой

4. Управление бюджетом сводится главным образом к контролю его исполнения по статьям расходов и бюджетным росписям. Перераспределение средств между статьями и разделами не допускается или крайне затруднено. Остатки средств на бюджетном счете ликвидируются в конце года. При управлении бюджетом главным является принцип "используй или потеряешь"

4. Руководителям государственных органов и их подразделений предоставляется возможность оперативного управления средствами (переброски между статьями и периодами расходов). Лимитируется лишь общая сумма ассигнований (глобальный бюджет) на определенные функции и виды деятельности. Фиксированная величина бюджета стимулирует его относительную экономию за счет рационализации деятельности

5. Преобладает внешний контроль, осуществляемый центральными или специализированными ведомствами. Проводится предварительное подтверждение расходных и доходных операций вышестоящими или специализированными контрольными органами

5. Приоритет отдается упреждающему внутреннему контролю. Ответственность за принятие решений делегируется на нижние уровни. Проводится мониторинг и последующий внешний аудит финансов и результатов деятельности. Предварительного подтверждения расходов и доходов в рамках установленных лимитов ассигнований не требуется

6. Оценка деятельности осуществляется на основе соответствия расходных и доходных операций нормам и правилам их осуществления. Стимулы рационализации деятельности и экономии средств отсутствуют

6. Оценка деятельности ведется по достигнутым результатам в соответствии с планами. Финансы контролируются в рамках агрегированных лимитов ассигнований по программам, видам деятельности и функциям. Сэкономленные средства (или часть их) могут быть использованы по усмотрению руководства органа - для развития деятельности или дополнительной оплаты труда


б) формирование программно-целевого бюджета на основе областных целевых и ведомственных программ, последовательное сокращение его непрограммной части;


в) изменение примерно управления расходами бюджета (развитие системы аутсорсинга оказания государственных (муниципальных) и бюджетных услуг, отдельных управленческих процессов), формирование финансовых резервов для покрытия временных кассовых разрывов, разработка эффективной методологии управления бюджетным долгом;


г) среднесрочное бюджетное планирование, основанное на утверждении для всех ГРБС, утверждаются среднесрочные лимиты (на 3 года), которые год от года корректируются в минимальной степени;


д) внедрение системы мотивации государственных служащих на достижение результата (бонусы руководителям за счет перераспределения процента экономии, санкции за недостигнутый результат и т.д.), решение вопроса о порядке представления субъектами бюджетного планирования (главными распорядителями, распорядителями и получателями средств областного бюджета) докладов о результатах и основных направлениях своей деятельности;


е) изменение системы бухгалтерского учета (учет по классификации услуг) в государственном секторе и форм государственной отчетности исполнительных органов и контроля за их деятельностью (повышение публичности бюджетного процесса, акцентирование контроля на результатах при формальном контроле соответствия лимитам по факту расходов и по начислениям).


4. Стимулирование бюджетной и административной реформ в муниципальных образованиях Кемеровской области, а также развитие стратегического управления на муниципальном уровне. Использование для этого бюджетных фондов: фонда софинансирования социальных расходов (ФССР) и образование фонда муниципального развития (ФМР).