Недействующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 года (с изменениями на 21 марта 2018 года)



Глава 2.1.3. РИСК ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОТСТАВАНИЯ РЕГИОНА


Для региона в условиях возрастающей конкуренции на основных рынках продукции базового сектора источником конкурентных преимуществ могут выступить прежде всего технологии. Соответственно к числу фундаментальных рисков для предприятий Кемеровской области и целых отраслей экономики относится технологическое отставание от регионов-лидеров:


1. Исчерпание резервов основных фондов. Например:


а) в химической промышленности уровень использования эффективных производственных мощностей уже в 2004 году приблизился к 100% (притом показатели износа основных фондов чрезвычайно высоки: 90% - "Химпром", 80% - "Химволокно АМТЕЛ" - Кемеровская область), то есть резервы для существенного роста без технического перевооружения и создания новых производств в последующие годы практически отсутствуют;


б) критическим стало старение основных фондов в машиностроении (износ до 80%);


в) износ основных фондов "Топкинского цемента" - 70%;


г) изношенность парка грузовых вагонов Западно-Сибирской железной дороги достигает 70%;


д) износ основного оборудования в металлургии превышает 60%.


2. Технологическое отставание влечет за собой низкие показатели производительности оборудования (труда), высокие удельные расходы материальных энергоресурсов, устаревшие технологии производства.


3. Нарастают риски, связанные с выпуском морально устаревшей продукции, сосредоточением на выпуске продукции с низкой добавленной стоимостью. В частности, рост объемов производства и реализации продукции машиностроительной отрасли Кемеровской области осуществляется главным образом за счет увеличения выпуска уже освоенной номенклатуры изделий и ее модернизации. В основном это не инновации, а разработки времен советской эпохи. Такой путь ведет к превращению машиностроительных заводов в ремонтные мастерские. Как очень высокие оцениваются риски в секторе производства химических волокон. В черной металлургии для производителей Кемеровской области в ближайшее время ожидается усиление конкурентной борьбы в рыночном сегменте сортового проката (в связи с завершением строительства в Уральском регионе мини-заводов по производству сортового проката и завершением строительства на Магнитогорском металлургическом комбинате стана сортового проката). Для химических предприятий Кемеровской области также следует ожидать сжатия рыночных сегментов для устаревающей продукции. В частности, полиамидные нити, поставляемые для шинной промышленности, постепенно вытесняются с рынка анидными и металлокордом.


4. Отставание в технологическом развитии региона от других российских территорий приводит к тому, что региональный модуль инновационной системы не может обеспечить масштабность инновационно-технологического развития региона (отсутствие возможностей для создания соответствующих рабочих мест, низкая привлекательность для инвестиций в инновационные предприятия и производства, большие издержки на НИОКР, оказание инжиниринговых услуг и проч.).


Риски технологического отставания связаны с утратой конкурентоспособности экономики региона, появлением возможности вытеснения продукции предприятий Кемеровской области с рынков. Для машиностроительных предприятий, выпускающих сложную высокотехнологичную продукцию, данные риски актуализируются уже в среднесрочном периоде. На российский рынок уже пришли крупные игроки мирового рынка горно-шахтного оборудования: JOY (США/Великобритания), DBT и Eickoff (Германия), Glinik и Fazos (Польша) и др., которые заняли прочные позиции на рынке поставщиков машин и оборудования для угледобывающих компаний Кемеровской области. Складывается опасная ситуация, когда угольная промышленность области начинает попадать в зависимость от иностранных поставщиков оборудования, запасных частей и комплектующих. По данным экспертов это во многом является следствием практики так называемых "связанных" иностранных кредитов и займов, которые отягощаются условиями приобретения исключительно импортного оборудования. Кроме того, следует отметить практику приобретения оборудования под залог в виде акций угледобывающих компаний, по некоторым данным часто превышающих размер контрольного пакета, что в случае значительных изменений конъюнктуры рынка угля и невозможности исполнения платежных обязательств может привести даже к неконтролируемому появлению в регионе иностранных собственников угольных компаний.


Для предприятий химической промышленности риски актуализируются в течение ближайших 5 - 7 лет. Для металлургии ситуация чуть более благоприятная, но и там будет нарастать давление на позиции российских металлургов, в первую очередь за счет новых высокотехнологичных проектов в электрометаллургии и импорта.