Интенсивно будут расти сектор коммерческих услуг и торговля. Оживление ситуации в экономике, положительная динамика реальных денежных доходов населения, являющаяся основным фактором платежеспособного спроса населения, оказали позитивное воздействие на развитие потребительского рынка области.
При этом в торговле будут проявляться следующие тренды:
1. В макроструктуре оборота розничной торговли области доля продажи непродовольственных товаров до 2002 года не превышала долю продовольственных. Но в последние годы наблюдается положительная динамика сокращения доли продовольственных товаров в общем объеме продаж в розничной торговле. Это говорит о росте покупательной возможности жителей Кемеровской области и зрелости покупательского спроса, его смещении в новые товарные группы. Следующим шагом в развитии потребительского спроса области станут увеличение покупок брендированных товаров (одним из проявлений этого станет расширение количества торговых предприятий, работающих под национальными и мировыми торговыми марками на условиях франшизы) и рост так называемого "символического потребления".
2. Рост современных форматов торговли. В первую очередь расширение сегмента розничных сетей, сокращение доли рынков. Хотя невысокий уровень концентрации капитала все еще предопределяет функционирование в основном мелких и средних торговых предприятий в кемеровской торговле. Есть основания считать, что к 2010 году в регионе (прежде всего в Кемерове и Новокузнецке) будут развернуты современные форматы торговли (достигнуто насыщение), включая торговые сети "первого поколения" с якорными объектами в виде предприятий торговли, будут созданы условия для перехода к формированию крупных торгово-развлекательных комплексов, а также обострится конкуренция в сфере торговых услуг. Дальнейшее наращивание объемов торговых, бытовых услуг, общественного питания и сферы развлечений потребует существенной трансформации городской среды (создание пешеходных зон, торговых улиц - так называемых retail-street, развертывание объектов индустрии образа жизни и т.п.). Высока вероятность расширения присутствия в регионе крупнейших федеральных торговых сетей, в том числе торговых операторов сложной бытовой техники и электроники, одежды и других товаров непродовольственной группы. Объем товаров, продаваемых через торговые сети (в первую очередь супермаркеты и гипермаркеты), будет в долгосрочной перспективе повышаться и в течение 510 лет превысит 30% товарооборота, по крайней мере в крупных городах.
3. Повышение разнообразия форматов торговли: гипермаркеты (в настоящее время формат занят красноярской сетью "АЛПИ" и местной сетью "Чибис", открывшей в Кемерове и Белове гипермаркеты "Поляна"); супермаркеты, "магазины у дома" (прежде всего сетей "Кора", "Чибис", "Каравай", "Элис", "Аквамаркет" и др.) и дискаунтеры (на их роль в настоящий момент претендуют магазины "Червонец" торговой сети "Кора", магазины "Экономка" торговой сети "Аквамаркет", сеть "губернских магазинов", где взамен на налоговые и иные льготы устанавливаются розничные цены на 10 - 15% ниже среднеобластных, и др.). Но в данном случае упорядочение форматов пока еще только предстоит, что неизбежно повлечет за собой обострение конкуренции в областной розничной торговле и сфере услуг.
4. Увеличение значимости логистики и создание в регионе складских мощностей классов "А", "В" и "С", обслуживающих торговлю. В связи с этим будет идти постепенное вытеснение традиционных оптовых продавцов и дистрибьюторов прямой работой торговых сетей с производителями.
5. Продвижение продукции под брендом продавца (Private Label). По этому пути уже идет "Сибирская губерния". Кроме того, ряд предприятий перерабатывающей промышленности области одновременно имеет более или менее разветвленную сеть продаж. Например, сеть стритфуда "Подорожник" имеет несколько фабрик по изготовлению бутербродов и горячих блюд, а также сеть их продаж как в Кемеровской области, так и за ее пределами.
Рисунок 16. Оборот розничной торговли, млн. руб.*
________________
* Рисунок 16 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Рисунок 17. Оборот розничной торговли продовольственными
и непродовольственными товарами в Кемеровской области,
млн. руб.*
________________
* Рисунок 17 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Рисунок 18. Оборот общественного питания, млн. руб.*
________________
* Рисунок 18 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Рисунок 19. Объем платных услуг населению в Кемеровской
области, млн. руб.*
________________
* Рисунок 19 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Развитие потребительского рынка, помимо трансформации торговли как отрасли областного хозяйства, имеет еще одну сторону - сильнейшее влияние на производство и потребление в регионе, инновационное воздействие на экономику.
Во-первых, торговые сети работают с наиболее инновационно емким сектором экономики - конечным потреблением. Последнее обновляется и "революционизируется" гораздо быстрее, чем производственная сфера. В этом смысле торговые сети - проводники инноваций на территориях, их заказчики и "провокаторы".