Недействующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 года (с изменениями на 21 марта 2018 года)




3.2.7.2. Поддержка и развитие местных инициатив


Поддержка и развитие в регионе местных инициатив в качестве основного инструмента активизации местного самоуправления, решения социальных и экономических проблем территорий. Данная практика широко распространена в Европе. Для целей поддержки местных инициатив может быть использован Фонд муниципального развития (далее - ФМР), распределение средств которого может осуществляться на конкурсной основе и на условиях софинансирования с местным самоуправлением.


Сами проекты в среднесрочной перспективе должны быть направлены в первую очередь на:


1. Решение вопросов улучшения внутриобластной системы коммуникаций, комплексного территориального планирования, выстраивания системы согласования стратегий и программ развития входящих в агломерации муниципальных образований (поддержка совместных проектов различных муниципальных образований).


2. Развитие городской среды, решение проблемы ветхого жилищного фонда. Кемеровская область относится к субъектам Федерации, имеющим наибольший удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда. В целом износ жилищного фонда области приближается к 50%. По состоянию на начало 2007 года сносу по ветхости и аварийности подлежит 3,3 млн. кв. метров (5,8%, это в 3 раза больше, чем в среднем по России). Средний процент износа основных фондов ЖКХ составляет 60 - 70%, в том числе отопительных котельных - 67%. В полной замене нуждается 30% магистральных и внутриквартальных тепловых, 52% водопроводных и 43% канализационных сетей. Суммарные потери в сетях в отдельных случаях достигают 30 - 40% произведенной тепловой энергии; 20% всех инженерных сетей нуждается в немедленной реконструкции. Хотя объем ремонта коммунальных сетей ежегодно растет, тем не менее он составляет от 50 до 80% от норматива. Износ канализационных сетей приводит к увеличению выбросов неочищенных стоков в реку Томь, тем самым ухудшая экологическую ситуацию не только в Кемеровской области, но и смежных областях, находящихся в Обском бассейне.


3. Обеспечение экологического благополучия региона.


4. Поддержка малого бизнеса. Развитие последнего позволяет повысить устойчивость экономики муниципальных образований, может способствовать ее структурной перестройке. По числу малых предприятий Кемеровская область занимает 13-е место в Российской Федерации и 2-е место в Сибирском федеральном округе. За три года оборот предприятий малого бизнеса возрос в 2,6 раза (15-е место в Российской Федерации, 3-е место в Сибирском федеральном округе). В 2006 году предпринимательством было занято около 200 тыс. человек, что составляет 15,7% занятых в экономике области. В области зарегистрировано 15,8 тыс. малых предприятий. По видам экономической деятельности малые предприятия распределяются следующим образом: "Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования" (45,5%), "Операции с недвижимым имуществом" (16%), "Строительство" (12,6%), "Обрабатывающие производства" (11,4%). Из числа малых предприятий по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" 17,3% приходится на производство машин и оборудования, 15,5% - производство пищевых продуктов, включая напитки и табак, 9,6% - обработку древесины и производство изделий из дерева, 9,3% - металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, 8,3% - текстильное и швейное производство. Сегодня работают 20 муниципальных фондов, Государственный фонд поддержки малого предпринимательства Кемеровской области, а также бизнес-инкубаторы, учебные и учебно-деловые центры. В целом вклад малого бизнеса в ВРП Кемеровской области должен возрасти с 22% в 2006 году до 32 - 40% в 2020-м.


В настоящий момент в регионе реализуются разнообразные государственные программы, так или иначе ориентированные на поддержку малого бизнеса, использующие разнообразный инструментарий: совершенствование действующего законодательства в сфере поддержки малого предпринимательства; развитие инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства и расширение предоставляемых ею услуг; кредитно-финансовая и имущественная поддержка малого предпринимательства; содействие органам местного самоуправления в поддержке малого предпринимательства; статистическое, научно-методическое и информационное обеспечение малого предпринимательства и его государственной поддержки.


В то же время у области есть значительный потенциал в улучшении условий развития малого бизнеса, совершенствовании институциональной среды, в которой он работает. Это потребует от региональных и муниципальных (а от них малый бизнес зависит в большей степени, чем от органов государственной власти субъекта Федерации) властей значительного объема нормотворческих и организационных действий.


Условия и факторы развития малого предпринимательства в Кемеровской области в сравнении с другими регионами СФО (данные опросов представителей малого предпринимательства по 75 регионам РФ, "ОПОРА", ВЦИОМ, 2006 год, %).