Недействующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 года (с изменениями на 21 марта 2018 года)



3.2.1.3. Развитие новых разработок угля, а также железорудного сырья (далее - ЖРС), иных природных ресурсов в регионе


По прогнозам Института угля и углехимии СО РАН, ИСЭМ СО РАН, к 2010 году в Кемеровской области будет добываться 190 млн. т угля с постепенным ростом добычи к 2020 году до 240 млн. т и 275 - 330 млн. т - 2030-му. Согласно другим прогнозам рост будет еще больше (208 - 210 млн. т к 2010 году). Эти прогнозы делаются в соответствии с долгосрочными расчетами потребности российских предприятий энергетики и возможностями расширения экспортных поставок угля. В связи с этим объемы добычи должны быть сбалансированы с прогнозами и планами потребителей, рассчитаны и согласованы в топливном балансе страны и отдельных топливных балансах по энергосистемам (регионам). Следовательно, должен существовать план распределения фонда недр, а также план подготовки запасов к лицензированию разработки, рассчитанный по всему Кузнецкому бассейну.


За последние два - три года Министерством природных ресурсов Российской Федерации выдано 76 лицензий на разработку угольных месторождений Кемеровской области. По мнению ряда специалистов, исходя из горно-геологических условий, возможностей развития транспортной инфраструктуры и экологических ограничений объем добычи в Кемеровской области не должен превышать 185 млн. т угля. Превышение данных объемов добычи потребует специального планирования разработок, выходящих за рамки отдельных не только производственных комплексов, но даже отдельных компаний (согласования экологических требований, транспортного и энергетического обеспечения).


По железорудному сырью такой план должен охватывать не только Кемеровскую область, но и всю Восточную Сибирь, что связано с географией поставок ЖРС для кемеровских металлургов, а также с тем, что производственные программы ОАО "Евразруда" на деле охватывают не только Кузнецкий бассейн, но и Хакасию, и юг Красноярского края. С одной стороны, дефицит ЖРС стимулирует запуск новых проектов в различных территориях Сибири и Дальнего Востока, с другой стороны, расчеты показывают, что реализация всех уже заявленных проектов приведет к локальному перепроизводству ЖРС в восточных территориях России, росту объемов экспортных поставок для китайских производителей, а в конечном итоге к снижению цен на ЖРС на азиатских рынках и снижению цен на черные металлы. Это же позволит определить государственную политику в отношении новых проектов в металлургии.