Недействующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 года (с изменениями на 21 марта 2018 года)



1.1.5.1. Транспортная инфраструктура


Кемеровская область имеет одну из наиболее развитых транспортных систем в восточной части Российской Федерации. Транспортная система включает в себя все виды транспорта (кроме морского), которые ориентированы как на обслуживание пассажиров, так и на грузовые перевозки.


Эксплуатационная длина железных дорог Кемеровской области (в 2000 году) - 1728 км (11,5% общей протяженности железных дорог Сибирского федерального округа, или 5-е место в Сибирском федеральном округе). Плотность железнодорожных путей общего пользования - 181 км на 10 тыс. кв. км территории (в России - 50 км, в Сибирском федеральном округе - 29 км). По плотности железнодорожных линий регион занимает 1-е место в Сибирском федеральном округе.


Северную часть области пересекает Транссибирская железнодорожная магистраль, южную - Южно-Сибирская. Кемеровская область является самым крупным грузоотправителем в Российской Федерации. Во многом это связано с тем, что уголь и черный металл относятся к числу самых массовых грузов, перевозимых по железной дороге в Российской Федерации. По объему погрузки угля и кокса Кемеровское областное отделение Западно-Сибирской железной дороги занимает первое место в России (более 600 тыс. т отправки грузов ежедневно и совместно с Красноярской железной дорогой более 75% погрузки угля в железнодорожный транспорт по стране). Главные направления железной дороги специализированы: Транссибирское - на пропуске поездов с высокими скоростями (пассажирских, межобластных, ускоренных контейнерных); Среднесибирское - на ускоренном пропуске поездов повышенного веса (9 тыс. т) и длины.


В регионе реализуются крупнейшие в стране совместные (регион - ОАО "РЖД" - бизнес) программы развития железнодорожной транспортной инфраструктуры. В 2002 году МПС и Западно-Сибирской железной дорогой принята Программа развития и совершенствования технологий магистрального и промышленного железнодорожного транспорта на период до 2005 года в Кемеровской области, которая реализовывалась совместно с органами государственной власти региона и бизнесом. За 3 года в развитие железнодорожного транспорта вложено 11,2 млрд. руб. (железнодорожники - 6,8, угольщики - 3,9, промышленность - 0,5), а Кемеровское областное отделение ЗСЖД увеличило объемы перевозок на 30 млн. т.


В 2005 году утверждена новая Программа на 2006 - 2008 годы в объеме 17,7 млрд. руб. (железнодорожники - 10,8, угольщики - 6,2, промышленность - 1,5), соглашение о реализации которой заключили ОАО "РЖД", ЗСЖД, Администрация Кемеровской области и 30 крупных грузоотправителей. Кроме того, крупнейшими инвестиционными проектами ОАО "РЖД" на 2007 - 2010 годы (за исключением программы развития скоростного и высокоскоростного движений) утверждены: "Кемеровская область - Азово-Черноморский транспортный узел" - объем инвестиций 36,6 млрд. руб., "Кемеровская область - Дальневосточный транспортный узел" - 27,1 млрд. руб., "Кемеровская область - Северо-Запад" - 29 млрд. руб.


Регион занимает 4-е место в Российской Федерации и 1-е место в Сибирском федеральном округе по объему грузооборота автомобильного транспорта. На автомобильный транспорт в 2005 году приходилось 57% общего объема перевезенных грузов области. Протяженность автомобильных дорог в 2005 году составила 8481 км, в том числе дорог общего пользования - 5339 км, ведомственных - 3142 км. Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием - 8544 км. По территории Кемеровской области проходит автомобильная дорога федерального значения М-53 "Байкал" протяженностью 474 км.


Автомобильное сообщение обеспечивает связь между 20 городами области. На автомобильный транспорт в 2005 году приходилось 57 процентов общего объема перевезенных грузов области. В последнее время наметилась тенденция к улучшению общего состояния дорог на основных направлениях. Наиболее показательным фактором повышения технического состояния дорог является бесперебойное круглогодичное сообщение на пригородных и междугородных маршрутах, однако техническое состояние части автомобильных дорог области по своим параметрам не соответствует техническим нормативам и возросшей интенсивности движения.


В соответствии с программой "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)" и подпрограммой "Автомобильные дороги", которая включает в себя комплекс взаимоувязанных и скоординированных мероприятий, охватывающих основные аспекты деятельности дорожного хозяйства Российской Федерации, в Кемеровской области разработана и утверждена Программа совершенствования и развития сети автомобильных дорог Кемеровской области на период до 2010 года, в соответствии с которой предусматривается развитие следующих межрегиональных коридоров:


- автомобильная дорога Новосибирск - Ленинск-Кузнецкий - Кемерово - Юрга, по которой осуществляется связь Кемеровской области с Новосибирской областью и другими западными регионами;


- подлежит реконструкции по территории Кемеровской области 101,38 км, из них по I технической категории - 70,46 км, II технической категории - 30,92 км;


- автомобильная дорога Бийск - Мартыново - Кузедеево - Новокузнецк с подъездом к г. Таштаголу, по которой осуществляется связь Кемеровской области с югом Алтайского края, Республикой Алтай, Казахстаном и Монголией; по территории области проходит 78,425 км;


- автомобильная дорога Томск - Мариинск обеспечивает связь Кемеровской области с Томской областью и восточными регионами страны. По территории области предусмотрена реконструкция 38,4 км по нормам III технической категории. Принимая во внимание предложения по стратегии развития дороги, изложенные в Программе развития автомобильной дороги Томск - Мариинск, на участке дороги Кемеровской области - Мариинск предлагается выполнить обходы населенных пунктов с. Большая Песчанка, с. Берикуль, с. Тюменево.


Автомобильная дорога М-53 "Байкал" - Тисуль - Шарыпово обеспечивает связь Кемеровской области и Томской области с южными районами Красноярского края, республиками Хакасия и Тыва, а также обеспечивает выход на высокоширотный коридор Пермь - Серов - Ханты-Мансийск - Нефтеюганск - Нижневартовск - Томск и север Тюменской области. По территории Кемеровской области проходит 114 км, из них необходимо построить 2,6 км и реконструировать 114,4 км по нормам III технической категории.


Автомобильная дорога Абакан - Таштагол с подъездом к Междуреченску позволит организовать связь юга Кемеровской области с республиками Хакасия и Тыва. Обоснование инвестиций разрабатывается. По территории Кемеровской области необходимо строительство 200 км дороги.