Развитие Кемеровской области во многом будет зависеть от того, насколько успешно справится регион с решением инфраструктурных задач:
1. Развитием энергетики Кемеровская энергосистема в 2006 году продемонстрировала одни из самых высоких по ОЭС Сибири (наряду с хакасской и томской энергосистемами) и в целом по стране темпы роста энергопотребления (около 4%) (объем потребления в 2005 году - 33,5 млрд. кВт/ч, в 2006 году - 34,8 млрд. кВт/ч.). В энергетике, согласно расчетам экспертов ГидроОГК, реализация только части проектов программы развития Кемеровской области (24 новые шахты, обогатительные фабрики и т.п.) предполагает увеличение годового потребления электроэнергии в 1,01 млрд. кВт/ч, что потребует ввода дополнительных мощностей с нагрузкой в 202,17 МВт. Но даже больше, чем промышленный сектор, вырастет к 2020 году потребление энергии в жилищно-коммунальном хозяйстве и коммерческом секторе. Потребность в электроэнергии на территории операционной зоны Кузбасского РДУ "СО-ЦДУ ЕЭС" в течение 2006 - 2020 годов, по данным департамента ТЭК Администрации Кемеровской области, будет монотонно расти с 34,8 млрд. кВт/ч год до 40 млрд. (на 15,8%). По прогнозам Минпромэнерго России потребление электроэнергии в Кемеровской области в 2020 году возрастет до 63 - 67 млрд. кВт/ч, или на 81 - 92%. Программой восстановления генерирующих мощностей ОАО "Кузбассэнерго" предусмотрен в период до 2020 года демонтаж 741 МВт энергомощностей при вводе 608 МВт (выбытие 133 МВт). Без ввода новых генерирующих мощностей и развития электросетевого комплекса региона дефицит энергомощностей с учетом темпов социально-экономического развития области до 2020 года оценивается в 1500 - 1600 МВт. В то же время приказом РАО "ЕЭС России" утверждена программа ввода новых генерирующих мощностей на Ново-Кемеровской ГРЭС 115 МВт, расширение Томь-Усинской ГРЭС на 660 МВт с последующим вводом еще 660 МВт (итого 1320 МВт), в стадии проработки вопрос расширения Кузнецкой ТЭЦ на 600 МВт. В Кемеровской области в настоящее время уже существуют инфраструктурные ограничения на подключение новых потребителей, особенно в южном районе. Это является серьезным фактором, сдерживающим социально-экономическое развитие региона.
2. Сегодня Кемеровская область является самым крупным грузоотправителем в Российской Федерации. По объему погрузки угля и кокса Кемеровское областное отделение Западно-Сибирской железной дороги занимает первое место в России. Здесь каждый день грузится в среднем более 600 тыс. т продукции промышленных предприятий. В структуре вывоза энергоресурсов из Сибири углеводородное топливо согласно "Энергетической стратегии России до 2020 года" по-прежнему будет играть лидирующую роль. Его доля в вывозе ТЭР из Сибири в 2015 - 2020 годах составит 89 - 90% (в 2000 году - 93%). До 2020 года вывоз угля в европейскую часть страны должен возрасти (по сравнению с 2000 годом) в 1,9 - 2,5 раза и составит 75 - 100 млн. т. Но уже очевидно, что прогноз, заложенный в Стратегию, будет существенно превышен. Транспортные ограничения являются чрезвычайно значимыми для региона, в первую очередь из-за того, что он слишком далеко от основных рынков сбыта продукции: Кемеровская область удалена примерно на 5 тыс. км по железной дороге от дальневосточных портов и на 5,5 - 6,5 тыс. км - от портов на Балтике и в Мурманске. Таким образом, для производителей Кемеровской области транспортные расходы могут составлять более половины цены FOB при поставке угля на экспорт. Обеспечить вывоз таких объемов невозможно без:
а) развития системы железнодорожных сообщений, например строительства вторых путей, развития станций и восстановления двухпутного движения по среднесибирскому ходу (сейчас перевозки лимитирует однопутный мост в районе Камня-на-Оби);
б) развития портовой инфраструктуры, предназначенной для обработки кузнецкого экспорта;
в) сбалансированной и прогнозируемой тарифной политики на транспорте. Существующие принципы тарифообразования на перевозки углей с предоставлением исключительных тарифов грузовладельцам были одобрены Правительством РФ в 90-е годы в пакете мер по поддержке угольной отрасли. Тарифы на перевозки были снижены на 50% с ежегодной индексацией тарифов ниже уровня инфляции. В совокупности с другими мерами поддержки это позволило не только сохранить отрасль, но и сделать ее достаточно прибыльной и обеспечить выход российского угля на внешние рынки. Однако это же заложило диспропорции в тарифах на перевозку угля и создало ее убыточность, которая составляет 15% для внутрироссийских перевозок и 23% - для экспортных.
3. Возможным ограничением развития Кемеровской области в долгосрочной перспективе может стать дефицит инфраструктурно подготовленных участков для разворачивания новых индустриальных парков.
Таким образом, риски инфраструктурных ограничений являются для Кемеровской области чрезвычайно значимыми в силу большой энерго-, ресурсо- и фондоемкости базового сектора экономики и необходимости больших затрат на подготовку и эксплуатацию инфраструктур.