Недействующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 года (с изменениями на 21 марта 2018 года)



Глава 2.1.4. РИСК НЕДОСТАТОЧНОГО ИНФРАСТРУКТУРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


Развитие Кемеровской области во многом будет зависеть от того, насколько успешно справится регион с решением инфраструктурных задач:


1. Развитием энергетики Кемеровская энергосистема в 2006 году продемонстрировала одни из самых высоких по ОЭС Сибири (наряду с хакасской и томской энергосистемами) и в целом по стране темпы роста энергопотребления (около 4%) (объем потребления в 2005 году - 33,5 млрд. кВт/ч, в 2006 году - 34,8 млрд. кВт/ч.). В энергетике, согласно расчетам экспертов ГидроОГК, реализация только части проектов программы развития Кемеровской области (24 новые шахты, обогатительные фабрики и т.п.) предполагает увеличение годового потребления электроэнергии в 1,01 млрд. кВт/ч, что потребует ввода дополнительных мощностей с нагрузкой в 202,17 МВт. Но даже больше, чем промышленный сектор, вырастет к 2020 году потребление энергии в жилищно-коммунальном хозяйстве и коммерческом секторе. Потребность в электроэнергии на территории операционной зоны Кузбасского РДУ "СО-ЦДУ ЕЭС" в течение 2006 - 2020 годов, по данным департамента ТЭК Администрации Кемеровской области, будет монотонно расти с 34,8 млрд. кВт/ч год до 40 млрд. (на 15,8%). По прогнозам Минпромэнерго России потребление электроэнергии в Кемеровской области в 2020 году возрастет до 63 - 67 млрд. кВт/ч, или на 81 - 92%. Программой восстановления генерирующих мощностей ОАО "Кузбассэнерго" предусмотрен в период до 2020 года демонтаж 741 МВт энергомощностей при вводе 608 МВт (выбытие 133 МВт). Без ввода новых генерирующих мощностей и развития электросетевого комплекса региона дефицит энергомощностей с учетом темпов социально-экономического развития области до 2020 года оценивается в 1500 - 1600 МВт. В то же время приказом РАО "ЕЭС России" утверждена программа ввода новых генерирующих мощностей на Ново-Кемеровской ГРЭС 115 МВт, расширение Томь-Усинской ГРЭС на 660 МВт с последующим вводом еще 660 МВт (итого 1320 МВт), в стадии проработки вопрос расширения Кузнецкой ТЭЦ на 600 МВт. В Кемеровской области в настоящее время уже существуют инфраструктурные ограничения на подключение новых потребителей, особенно в южном районе. Это является серьезным фактором, сдерживающим социально-экономическое развитие региона.


2. Сегодня Кемеровская область является самым крупным грузоотправителем в Российской Федерации. По объему погрузки угля и кокса Кемеровское областное отделение Западно-Сибирской железной дороги занимает первое место в России. Здесь каждый день грузится в среднем более 600 тыс. т продукции промышленных предприятий. В структуре вывоза энергоресурсов из Сибири углеводородное топливо согласно "Энергетической стратегии России до 2020 года" по-прежнему будет играть лидирующую роль. Его доля в вывозе ТЭР из Сибири в 2015 - 2020 годах составит 89 - 90% (в 2000 году - 93%). До 2020 года вывоз угля в европейскую часть страны должен возрасти (по сравнению с 2000 годом) в 1,9 - 2,5 раза и составит 75 - 100 млн. т. Но уже очевидно, что прогноз, заложенный в Стратегию, будет существенно превышен. Транспортные ограничения являются чрезвычайно значимыми для региона, в первую очередь из-за того, что он слишком далеко от основных рынков сбыта продукции: Кемеровская область удалена примерно на 5 тыс. км по железной дороге от дальневосточных портов и на 5,5 - 6,5 тыс. км - от портов на Балтике и в Мурманске. Таким образом, для производителей Кемеровской области транспортные расходы могут составлять более половины цены FOB при поставке угля на экспорт. Обеспечить вывоз таких объемов невозможно без:


а) развития системы железнодорожных сообщений, например строительства вторых путей, развития станций и восстановления двухпутного движения по среднесибирскому ходу (сейчас перевозки лимитирует однопутный мост в районе Камня-на-Оби);


б) развития портовой инфраструктуры, предназначенной для обработки кузнецкого экспорта;


в) сбалансированной и прогнозируемой тарифной политики на транспорте. Существующие принципы тарифообразования на перевозки углей с предоставлением исключительных тарифов грузовладельцам были одобрены Правительством РФ в 90-е годы в пакете мер по поддержке угольной отрасли. Тарифы на перевозки были снижены на 50% с ежегодной индексацией тарифов ниже уровня инфляции. В совокупности с другими мерами поддержки это позволило не только сохранить отрасль, но и сделать ее достаточно прибыльной и обеспечить выход российского угля на внешние рынки. Однако это же заложило диспропорции в тарифах на перевозку угля и создало ее убыточность, которая составляет 15% для внутрироссийских перевозок и 23% - для экспортных.


3. Возможным ограничением развития Кемеровской области в долгосрочной перспективе может стать дефицит инфраструктурно подготовленных участков для разворачивания новых индустриальных парков.


Таким образом, риски инфраструктурных ограничений являются для Кемеровской области чрезвычайно значимыми в силу большой энерго-, ресурсо- и фондоемкости базового сектора экономики и необходимости больших затрат на подготовку и эксплуатацию инфраструктур.