Ранее действовавшие региональные целевые программы, направленные на развитие системы образования Кемеровской области ("Образование Кузбасса", "Развитие профессионального образования в Кемеровской области", "Патриотическое воспитание граждан в Кемеровской области"), доказали свою эффективность и результативность.
В рамках этих программ ежегодно проводились мероприятия по совершенствованию организационных и экономических механизмов развития образовательной сферы.
Анализ обобщенных экономических показателей развития системы образования за 2006 и начало 2007 года свидетельствует о стабилизации положения в сфере общего и профессионального образования Кемеровской области.
Реализация программ позволила укрепить материально-техническую базу более 400 образовательных учреждений (оснащение образовательных учреждений области современным учебно-лабораторным, учебно-наглядным оборудованием, компьютерной техникой). Уровень оснащенности общеобразовательных учреждений современным учебно-лабораторным оборудованием составил 45,2 процента, компьютерной техникой - 95 процентов.
Достигнуто некоторое увеличение оснащенности образовательных учреждений системами пожарной и антитеррористической безопасности. В настоящее время автоматическая пожарная сигнализация действует в 787 учреждениях Кемеровской области (детские сады, школы, детские дома, школы-интернаты) - это 36,4 процента от общего числа учреждений; 1436 образовательных учреждений (66,4 процента) оборудованы кнопками экстренного вызова милиции.
Несмотря на достигнутые в предыдущие годы позитивные результаты, в системе образования Кемеровской области существует ряд проблем и рисков, к которым относятся:
недостаточные условия для обеспечения современного качества образования;
несоответствие ресурсного обеспечения образовательных учреждений (современным учебно-лабораторным, учебно-наглядным оборудованием, компьютерной техникой, учебниками и учебными пособиями) задачам, поставленным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 1756-р;
несоответствие между реальной обеспеченностью образовательных учреждений системами безопасности (система видеонаблюдения, автоматической пожарной сигнализации, оповещения людей о пожаре, громкоговорящей связи) и современными нормативными требованиями пожарной и антитеррористической безопасности;
недостаточные условия для реализации социальной активности обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений;
отсутствие необходимого количества мест в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с потребностями населения;
недостаточное внедрение и использование современных информационных технологий и дистанционных форм обучения в воспитательно-образовательном процессе образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы;
отсутствие эффективного механизма обеспечения преемственности общего и профессионального образования, доступности высшего образования и объективности вступительных испытаний;
недостаточные условия для формирования личностного и профессионального самоопределения и выбора учащимися индивидуальной образовательной траектории;
рост правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних;
недостаточные условия для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
отсутствие точного, научно обоснованного прогноза потребности экономики и социальной сферы Кемеровской области в подготовке квалифицированных рабочих и специалистов на среднесрочную и долгосрочную перспективу;
несоответствие объёмов ежегодного выпуска квалифицированных рабочих и специалистов с начальным профессиональным образованием (35 процентов от общего числа выпускников образовательных учреждений профессионального образования Кемеровской области) их доле в численном составе и профессионально-квалификационной структуре занятого населения Кемеровской области (54 процента от общего числа работающих);
дублирование в подготовке кадров по отдельным группам востребованных населением, но не обеспеченных рабочими местами профессий;
снижение уровня способности и готовности отечественной системы образования, средств массовой информации оказывать активное, эффективное противодействие негативным общественным настроениям и процессам.
Для решения существующих проблем и последовательного развития системы образования в Кемеровской области необходим программно-целевой подход и планирование соответствующих мероприятий.