Недействующий

КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 02 июля 2007 года N 184

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2008-2013 ГОДЫ

(в ред. Постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.08.2007 N 242, от 21.02.2008 N 51, от 18.04.2008 N 151, от 17.07.2008 N 277, от 10.09.2008 N 378, от 14.11.2008 N 486, от 25.12.2008 N 583, от 30.12.2008 N 606, от 31.03.2009 N 135, от 26.10.2009 N 433, от 30.12.2009 N 534, от 04.06.2010 N 235, от 01.11.2010 N 475, от 28.12.2010 N 574, от 08.07.2011 N 315, от 13.10.2011 N 469, от 16.11.2011 N 520, от 23.12.2011 N 604)

(признано утратившим силу Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 29.12.2011 N 620)

В соответствии со статьями 139 и 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в целях создания механизмов, обеспечивающих повышение инвестиционной привлекательности Кемеровской области для привлечения инвестиций в эффективные и конкурентоспособные производства и виды деятельности, способные обеспечить создание собственного инвестиционного потенциала Кемеровской области, а также проведения организационных мероприятий, способствующих привлечению внимания российских и иностранных инвесторов к Кемеровской области, Коллегия Администрации Кемеровской области постановляет:

(в ред. Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 08.07.2011 N 315)

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Повышение инвестиционной привлекательности Кемеровской области" на 2008-2013 годы.

(в ред. Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 01.11.2010 N 475)

2. Управлению по работе со средствами массовой информации Администрации Кемеровской области (С.И. Черемнов) опубликовать настоящее постановление в сборнике "Информационный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области (по экономике и региональному развитию) Д.В. Исламова.

(в ред. Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 01.11.2010 N 475)

4. Постановление вступает в силу с 01.01.2008.

(в ред. Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.08.2007 N 242)

И.о. Губернатора

Кемеровской области

В. Мазикин

Утверждена
постановлением Коллегии Администрации
Кемеровской области от 02.07.2007 N 184
(в ред. Постановления Коллегии Администрации
Кемеровской области от 01.11.2010 N 475)

Долгосрочная целевая программа "Повышение инвестиционной привлекательности Кемеровской области" на 2008 - 2013 годы

Паспорт долгосрочной целевой программы "Повышение инвестиционной привлекательности Кемеровской области" на 2008 - 2013 годы


Наименование программы

Долгосрочная целевая программа "Повышение инвестиционной привлекательности Кемеровской области" на 2008 - 2013 годы
 (далее - Программа)

Дата принятия и наименование решения о разработке Программы

Распоряжение Губернатора Кемеровской области от 11.05.2007  N 77-рг "О разработке долгосрочной целевой программы "Повышение инвестиционной привлекательности Кемеровской области" на 2008 -  2013 годы  (в редакции распоряжений Губернатора Кемеровской области от 05.08.2008 N 101-рг, от 09.10.2009 N 162-рг,  от  13.10.2010 N 154-рг)

Государственный заказчик Программы

Коллегия Администрации Кемеровской области

Директор Программы

Заместитель  Губернатора Кемеровской  области (по экономике и региональному развитию) Д.В. Исламов

Основные разработчики Программы

Администрация Кемеровской области

Цели Программы

Создание механизмов, обеспечивающих повышение
 инвестиционной привлекательности Кемеровской области для привлечения инвестиций в эффективные и
 конкурентоспособные производства и виды деятельности,
 способные обеспечить создание собственного  
 инвестиционного потенциала Кемеровской области, а также проведение организационных мероприятий, способствующих  привлечению внимания российских и иностранных инвесторов к Кемеровской области

Задачи Программы

Постоянное совершенствование законодательного, организационного и инфраструктурного обеспечения инвестиционной и производственной деятельности в Кемеровской области;

 создание инвестиционного имиджа Кемеровской области, демонстрация привлекательных для потенциальных инвесторов характеристик экономики Кемеровской области;

 обеспечение участия предприятий, находящихся на территории Кемеровской области, в федеральных и долгосрочных целевых программах, создании особых экономических зон в Кемеровской области, в других механизмах привлечения инвестиционных ресурсов для реализации приоритетных проектов и их эффективного использования, повышения инвестиционного потенциала и снижения инвестиционных рисков;

 развитие кредитно-финансовых механизмов и внедрение финансовых технологий, направленных на развитие инвестиционной и производственной деятельности Кемеровской области;

 повышение эффективности деятельности органов государственной власти Кемеровской области в сфере поддержки инвестиционной и производственной деятельности;

 проведение информационно-аналитического мониторинга состояния инвестиционной и производственной деятельности в Кемеровской области и на этой основе разработка мер дальнейшего ее развития;

 содействие субъектам инвестиционной и производственной деятельности Кемеровской области в разработке и освоении выпуска новых видов продукции, в разработке проектной документации инвестиционных предложений, отвечающих приоритетным направлениям инвестиционной политики Кемеровской области;

 повышение уровня информационного обеспечения субъектов инвестиционной и производственной деятельности

Срок реализации Программы

2008 - 2013 годы

Основные мероприятия Программы
 (перечень подпрограмм)

Совершенствование действующего законодательства в сфере поддержки инвестиционной и производственной деятельности на территории Кемеровской области;

 повышение эффективности взаимодействия между участниками инвестиционного процесса в Кемеровской области;

 мобилизация инвестиционных ресурсов и государственная
 поддержка реализации инвестиционных программ и проектов  по приоритетным направлениям развития Кемеровской области

Основные исполнители Программы
 (в ред. Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 16.11.2011 N 520 )

Администрация Кемеровской области,
 департамент жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области

Объёмы и источники финансирования Программы

В 2008 - 2013 годах общий объем финансирования Программы составит 622838  тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
 2008 год - 160370 тыс. рублей,
 2009 год - 217643 тыс. рублей,
 2010 год -  4184 тыс. рублей,
  2011 год -  43095 тыс. рублей,
 2012 год -  96448 тыс. рублей,
 2013 год - 101098 тыс. рублей,
 в том числе по источникам финансирования:
 за счет средств областного бюджета - 393639 тыс. рублей,  в том числе по годам реализации:
 2008 год - 157070 тыс. рублей,
 2009 год -  3133 тыс. рублей,
 2010 год -  1684 тыс. рублей,
 2011 год -  40352 тыс. рублей,
 2012 год -  93375 тыс. рублей,
 2013 год -  98025 тыс. рублей;

 из них:
 средства областного бюджета на безвозвратной основе - 183077 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
 2008 год - 11338 тыс. рублей,
 2009 год -  3133 тыс. рублей,
 2010 год -  1684 тыс. рублей,
 2011 год - 12272 тыс. рублей,
 2012 год - 75000 тыс. рублей,
 2013 год - 79650 тыс. рублей
 (абз. 1-23 в ред. Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 23.12.2011 N 604 )
 субсидии местным бюджетам из областного бюджета -
 210562  тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
 2008 год - 145732 тыс. рублей,
 2009 год - 0,
 2010 год - 0,
 2011 год - 28080 тыс. рублей,
 2012 год - 18375 тыс. рублей,
 2013 год - 18375 тыс. рублей;

 иные не запрещенные законодательством источники финансирования:
 бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда Российской Федерации - 212010 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
 2008 год - 0,
 2009 год - 212010 тыс. рублей,
 2010 год - 0,
 2011 год - 0,
 2012 год - 0,
 2013 год - 0;

 средства местных бюджетов - 5019 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
 2008 год - 3300 тыс. рублей,
 2009 год - 0,
 2010 год - 0,
 2011 год - 573 тыс. рублей,
 2012 год - 573 тыс. рублей,
 2013 год - 573 тыс. рублей;

 внебюджетные источники - 12170 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
 2008 год - 0,
 2009 год - 2500 тыс. рублей,
 2010 год - 2500 тыс. рублей,
 2011 год - 2170 тыс. рублей,
 2012 год - 2500 тыс. рублей,
 2013 год - 2500 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Создание визитной карточки Кемеровской области - инструмента по поддержанию высокого имиджа Кемеровской области для мирового и российского инвестиционного сообщества, эффективное взаимодействие субъектов рынка инвестиций и органов государственной власти и органов местного самоуправления;

 увеличение объемов налоговых поступлений в бюджет (каждый рубль государственных средств, направленных на стимулирование инвестиционной активности, привлечет (оценочно) не менее семи рублей дополнительных финансовых ресурсов в реальный сектор экономики Кемеровской области и от трех рублей налоговых поступлений);

 создание к 2013 году до 5000 новых рабочих мест в рамках реализуемых региональных инвестиционных проектов на условиях частно-государственного партнерства;

 реализация инвестиционных проектов по приоритетным направлениям Кемеровской области, повышение социальной стабильности;

 стимулирование деятельности инициаторов инвестиционных предложений по разработке проектной документации, что позволит привлечь дополнительные источники финансирования проектов, в том числе из средств Инвестиционного фонда Российской Федерации

Организация контроля за выполнением Программы

Государственный заказчик Программы, Губернатор Кемеровской области

1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами


Кемеровская область по совокупности природно-климатических, географических условий, обеспеченности квалифицированными кадрами и прочих факторов является достаточно привлекательным регионом.

На протяжении ряда лет Кузбасс лидирует в Сибирском федеральном округе по объему инвестиций в основной капитал. Среди субъектов Российской Федерации в 2006 году Кемеровская область занимала 11-е место. По итогам 2006 года Кемеровская область вошла в "двадцатку" регионов России с наибольшими объемами инвестиций в основной капитал.

Согласно экспертным оценкам в рейтинге инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации Кемеровская область находится в группе регионов со средним потенциалом и умеренным риском.

На 2007 год рейтинговым агентством "Эксперт РА - АК&М" Кемеровской области впервые присвоен кредитный рейтинг по национальной шкале на уровне А - высокий уровень надежности с низким риском несвоевременного выполнения обязательств и стабильными перспективами экономического развития и инвестиционной активности. Международным рейтинговым агентством Fitch Ratings Ltd присвоены высокие международные долгосрочные кредитные рейтинги в национальной и иностранной валютах на уровне BB- , долгосрочный рейтинг - по национальной шкале A+. Краткосрочный рейтинг присвоен на уровне B. По всем долгосрочным рейтингам прогноз "стабильный".

Важную роль в инвестиционной деятельности Кузбасса играют иностранные инвестиции. За последние семь лет их объем увеличился более чем в 150 раз. За этот период в экономику Кемеровской области было вложено около 700 млн. долларов США.

Кроме того, если в 2000 - 2001 годах отношение объема инвестиций к объему валового регионального продукта составляло 17 процентов, что уже было значительно выше, чем в среднем по России, то в 2006 году оно составило 26,7 процента.

Как показывает мировой опыт, интенсивный экономический рост наступает при норме инвестирования 30 процентов. Кемеровская область уже приближается к данному пороговому значению, и, учитывая тот факт, что и в среднесрочной перспективе прогнозируется рост объемов инвестиций в основной капитал, можно уверенно сказать, что Кузбасс встал на инвестиционный путь развития.

О повышении инвестиционной активности говорит и динамика кредитов банковской системы в реальный сектор экономики - в 2006 году произошло увеличение в 1,7 раза к уровню 2005 года.

Однако проведенный комплексный анализ сильных и слабых сторон мероприятий по развитию и государственной поддержке инвестиционной и производственной деятельности в Кемеровской области показал, что уровень инвестиционной активности не полностью соответствует потребностям экономического развития Кузбасса и требуется решение данной проблемы программными методами.

Промышленный комплекс Кемеровской области имеет одну из самых крупных фондоемкостей в Западной Сибири (около 20 процентов производственных фондов Западной Сибири с уровнем износа от 45 до 70 процентов), в связи с чем в 2006 году более 55,6 процента инвестиций в основной капитал промышленных предприятий направлялись на создание и обновление основных фондов. Однако даже существующие объемы инвестиций примерно в 1,3 - 1,5 раза меньше требуемого уровня. Так, только потребность предприятий угольной промышленности в инвестициях на техническое перевооружение составляет ежегодно более 18 млрд. рублей.

Экономика Кемеровской области еще не достигла планки инвестиционного развития, составляющей 30 процентов от доли инвестиций в валовом региональном продукте Кемеровской области (уровень развитых стран). Данная ситуация объясняется спецификой экономики Кузбасса, его сырьевой направленностью, которая ограничивается ресурсным и рыночным спросом.

Продолжает оставаться актуальной проблемой утечка капитала из экономики Кемеровской области (из-за большого объема ввозимых товаров народного потребления и продукции машиностроения, в том числе горношахтного, из других регионов и из-за рубежа).

Динамичное развитие экономики невозможно без наличия благоприятных условий для привлечения инвестиций, в том числе совершенствования нормативной правовой базы в инвестиционной сфере.

В Кемеровской области приняты и действуют законы, стимулирующие инвестиционную и производственную деятельность, включающие:

льготы по налогам и сборам в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Кемеровской области;

изменение срока уплаты налогов и сборов в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации и Кемеровской области;

предоставление государственных гарантий Кемеровской области в качестве обеспечения исполнения обязательств по банковским кредитам, привлекаемым в процессе реализации инвестиционных проектов;

предоставление субсидий для компенсации части процентной ставки по банковским кредитам, полученным инвесторами на реализацию проектов;

участие Кемеровской области в открытых акционерных обществах;

разработка и (или) экспертиза приоритетных инвестиционных проектов Кемеровской области.

В то же время требуется постоянный мониторинг действующего федерального и областного законодательства с целью его совершенствования.

Отсутствие более полной информации о предприятиях-товаропроизводителях и потенциальных инвесторах также влияет на ход инвестиционных процессов в Кузбассе и создает определенные сложности в осуществлении эффективного поиска для сотрудничества.

Появились новые инструменты инвестирования у Правительства Российской Федерации, в том числе на условиях частно-государственного партнерства. Однако не все бизнес-планы имеющихся в Кемеровской области инвестиционных проектов соответствуют международным стандартам. На квалифицированную разработку таких проектов у большинства инициаторов нет средств. Необходимо изыскивать, привлекать дополнительные источники финансирования, стимулируя деятельность по разработке проектной документации.

Разовое привлечение инвестиций также недостаточно, что диктует необходимость использования стратегического подхода к управлению инвестиционными процессами в Кемеровской области. Кроме того, привлечение инвестиций невозможно без хорошо отлаженной и постоянно развивающейся инвестиционной инфраструктуры.

Тем не менее при всех сложностях современной ситуации существуют возможности для инвестиционной деятельности в Кузбассе отечественных и зарубежных компаний.

В настоящее время к экономике Сибирского федерального округа, в который входит Кемеровская область, проявляется большой интерес со стороны отечественных и иностранных инвесторов. Все 12 регионов указанного округа имеют различный инвестиционный потенциал и уровень риска, что обуславливает разнообразие инвестиционных стратегий данных субъектов Российской Федерации и уровней инвестиционной активности в них.

Экономика Кемеровской области будет развиваться сбалансировано лишь тогда, когда будут развиваться отрасли, менее подверженные конъюнктурным колебаниям и ориентированные на внутренний спрос. Необходим уход от сырьевой направленности региона. Здесь наиболее перспективными направлениями являются развитие производств, производящих конечную продукцию высокого передела обрабатывающих секторов экономики с более высокой добавленной стоимостью, а также развитие инфраструктуры. В Кузбассе имеются все возможности для создания замкнутых циклов по производству такой продукции в угольной промышленности, развитию углехимических комплексов, созданию мини-электростанций на бортах шахт и разрезов, лесопереработке, развитию туризма, созданию особых экономических зон технико-внедренческого, промышленно-производственного и туристско-рекреационного типов, технопарка.

Наряду с крупными инвестиционными проектами, требующими больших финансовых вложений, есть отрасли, такие как легкая, пищевая и перерабатывающая промышленность, производящие недостаточно товаров народного потребления, в том числе и конкурентоспособных.

В этой сфере открывается широкий спектр возможностей для инвестиционных вложений в производство товаров народного потребления, где уже есть и цеха, и промплощадки на территориях закрытых шахт и обанкротившихся предприятий, на базе которых возможно создание небольших и мобильных производств, которые не требуют больших финансовых вложений, поскольку уже имеют производственные мощности, квалифицированные кадры, гарантированные рынки сбыта продукции.

В настоящее время необходимо постоянно демонстрировать наиболее привлекательные стороны Кузбасса с помощью активной и грамотно поставленной информационной работы. Создаваемый с ее помощью имидж Кемеровской области следует при этом рассматривать как хорошо зарекомендовавший себя товар: он должен быть мгновенно узнаваемым и вызывать у потенциального покупателя (инвестора) чувство доверия.

Программа представляет собой комплексный план действий по созданию благоприятной среды для субъектов инвестиционной деятельности и призвана обеспечить проведение последовательной и эффективной инвестиционной политики государственными органами исполнительной власти Кемеровской области и органами местного самоуправления, что будет способствовать увеличению объемов инвестиций в основной капитал, экономическому росту, повышению социальной стабильности.

2. Цели и задачи Программы


Целями Программы являются создание механизмов, обеспечивающих повышение инвестиционной привлекательности Кемеровской области для привлечения инвестиций в эффективные и конкурентоспособные производства и виды деятельности, способные обеспечить создание собственного инвестиционного потенциала Кемеровской области, а также проведение организационных мероприятий, способствующих привлечению внимания российских и иностранных инвесторов к экономике Кемеровской области.

Задачи Программы:

постоянное совершенствование законодательного, организационного и инфраструктурного обеспечения инвестиционной и производственной деятельности в Кемеровской области;

создание инвестиционного имиджа Кемеровской области, демонстрация привлекательной для потенциальных инвесторов характеристики экономики Кемеровской области;

обеспечение участия предприятий, находящихся на территории Кемеровской области, в федеральных и долгосрочных целевых программах, создании особых экономических зон в Кемеровской области, в других механизмах привлечения инвестиционных ресурсов для реализации приоритетных проектов и их эффективного использования, повышения инвестиционного потенциала и снижения инвестиционных рисков;

развитие кредитно-финансовых механизмов и внедрение финансовых технологий, направленных на развитие инвестиционной и производственной деятельности Кемеровской области;

повышение эффективности деятельности органов государственной власти Кемеровской области в сфере поддержки инвестиционной и производственной деятельности;

проведение информационно-аналитического мониторинга состояния инвестиционной и производственной деятельности в Кемеровской области и на этой основе разработка мер дальнейшего ее развития;

содействие субъектам инвестиционной и производственной деятельности Кемеровской области в разработке и освоении выпуска новых видов продукции, в разработке проектной документации инвестиционных предложений, отвечающих приоритетным направлениям инвестиционной политики Кемеровской области;

повышение уровня информационного обеспечения субъектов инвестиционной и производственной деятельности.

3. Система программных мероприятий

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»