Недействующий

ЗАКОН

КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 12 декабря 2006 года N 169-ОЗ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СРЕДНЕСРОЧНОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЗДОРОВЬЕ КУЗБАССОВЦЕВ" НА 2007 2009 ГОДЫ

КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ ЗАКОН ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КРАТКОСРОЧНОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЗДОРОВЬЕ КУЗБАССОВЦЕВ" НА 2007 ГОД

Принят Советом народных депутатов Кемеровской области

29 ноября 2006 г.

(в ред. Законов Кемеровской области от 26.03.2007 N 34-ОЗ, от 27.12.2007 N 190-ОЗ)

(утратил силу в связи с истечением срока действия)


Настоящий Закон принят в целях укрепления здоровья населения Кемеровской области, улучшения качества и доступности медицинской помощи, предупреждения распространения социально значимых заболеваний, снижения общей смертности, обеспечения безопасного материнства и здоровья детей.

Статья 1.


Утвердить краткосрочную региональную целевую программу "Здоровье кузбассовцев" на 2007 год согласно приложению к настоящему Закону.

(в ред. Закона Кемеровской области от 27.12.2007 N 190-ОЗ)

Статья 2.


Финансирование мероприятий краткосрочной региональной целевой программы "Здоровье кузбассовцев" на 2007 год осуществляется за счет средств областного бюджета.

(в ред. Закона Кемеровской области от 27.12.2007 N 190-ОЗ)

Статья 3.


Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2007 года, но не ранее дня, следующего за днем его официального опубликования.

Губернатор

Кемеровской области

А.М. Тулеев

г. Кемерово

12 декабря 2006 года


N 169-ОЗ


Приложение
к Закону Кемеровской области
от 12.12.2006 N 169-ОЗ
"Об утверждении краткосрочной
региональной целевой программы "Здоровье кузбассовцев"
на 2007 год"
(в ред. Закона Кемеровской области
от 27.12.2007 N 190-ОЗ)

Краткосрочная региональная целевая программа "Здоровье кузбассовцев" на 2007 год "ПАСПОРТ краткосрочной региональной целевой программы "Здоровье кузбассовцев" на 2007 год

(в ред. Закона Кемеровской области от 27.12.2007 N 190-ОЗ)


Наименование программы

Краткосрочная региональная целевая программа "Здоровье кузбассовцев" на 2007 год (далее - Программа)

Дата принятия и наименование решения о разработке Программы

Распоряжение Губернатора Кемеровской области от 27.07.2006 N 97-рг "О разработке среднесрочной региональной целевой программы "Здоровье кузбассовцев" на 2007 - 2009 годы"

Государственный заказчик Программы

Коллегия Администрации Кемеровской области

Директор Программы

Заместитель Губернатора Кемеровской области К.В. Шипачев

Основнойразработчик Программы

Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области

Цели Программы

Укрепление здоровья населения Кемеровской области, улучшение качества и доступности медицинской помощи, предупреждение распространения социально значимых заболеваний, снижение общей смертности, обеспечение безопасного материнства и здоровья детей

Задачи Программы

Обеспечение оказания населению высококвалифицированной медицинской помощи, в том числе с использованием современных медицинских технологий;

 укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений, оснащение оборудованием первоочередной необходимости;

 улучшение лекарственного обеспечения больных сахарным диабетом, артериальной гипертонией, туберкулезом, онкологическими и другими социально значимыми заболеваниями;

 обеспечение доступности медицинской помощи контингенту особого внимания - участникам Великой Отечественной войны, лицам, подвергшимся воздействию радиации, детям, инвалидам;

 совершенствование областной службы медицины катастроф;

 формирование у населения мотивации к здоровому образу жизни

Срок реализации Программы

2007 год

Основные
 мероприятия Программы (перечень
 подпрограмм)

Подпрограммы:
 "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера";

 "Вакцинопрофилактика";

 "Лекарственное обеспечение";

 "Техническое перевооружение здравоохранения";

 "Развитие высокотехнологичных видов медицинской помощи";

 "Развитие первичной медицинской помощи";

 "Здоровое поколение";

 "Охрана и укрепление здоровья старшего поколения";

 "Государственная поддержка организации оздоровления и отдыха населения Кемеровской области";

 "Утилизация медицинских отходов"

Основной исполнитель Программы

Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области

Объемы и источники финансирования Программы

Средства областного бюджета - 316,542 млн. рублей

Ожидаемые конечные результаты Программы

Медицинский эффект:
 повышение эффективности лечения и диагностики туберкулеза, онкологических заболеваний, сахарного диабета, инфекционных заболеваний;

 повышение эффективности проводимых в случае чрезвычайных обстоятельств лечебно-профилактических мероприятий;

 снижение количества граждан, которым впервые устанавливается группа инвалидности;

 снижение заболеваемости в связи с временной утратой трудоспособности;

 снижение обращаемости за неотложной и экстренной медицинской помощью на догоспитальном этапе;

 снижение общей смертности населения.
 Экономический эффект:
 снижение затрат на медицинскую помощь.
 Социальный эффект:
 улучшение качества жизни больных;

 повышение социальной адаптации больных

Организация контроля за выполнением Программы

Государственный заказчик Программы, Губернатор Кемеровской области, а также Совет народных депутатов Кемеровской области

В соответствии с Перечнем поручений по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 года и в рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" на ближайшую перспективу приоритетами, направленными на достижение основных целей государственной политики в области здравоохранения, являются:

снижение заболеваемости населения социально значимыми заболеваниями, обуславливающими потерю трудоспособности, высокую смертность, снижение репродуктивного потенциала нации, распространение которых несёт особую угрозу здоровью граждан и национальной безопасности;

совершенствование методов профилактики и ранней диагностики при социально значимых заболеваниях;

повышение эффективности лечения и реабилитации при социально значимых заболеваниях.

Главным в финансовой политике здравоохранения Кемеровской области является её адресность. Это приоритетное направление текущих расходов бюджета здравоохранения и средств соответствующих целевых программ на решение первостепенных задач здравоохранения.

Анализ структуры заболеваемости и причин смертности населения Кемеровской области указывает на необходимость принятия стратегических решений на государственном уровне по следующим основным классам социально значимых заболеваний, входящих в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний, представляющих опасность для окружающих":

сахарный диабет;

туберкулез;

болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ);

злокачественные новообразования;

инфекции, передающиеся преимущественно половым путем;

вирусные гепатиты;

психические расстройства и расстройства поведения;

болезни системы кровообращения.

Необходимость комплексного решения проблем, связанных с социально значимыми заболеваниями, программно-целевым методом обусловлена рядом объективных причин, в том числе:

масштабностью, сложностью и многообразием проблем профилактики, лечения и реабилитации больных при социально значимых заболеваниях, что предполагает разработку и осуществление комплекса программных мероприятий, взаимоувязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям;

необходимостью выполнения в рамках единой программы крупных по объему и требующих длительных сроков реализации инвестиционных и научно-технических проектов;

потребностью в координации усилий органов государственной власти различных уровней и негосударственных организаций, в том числе общественных объединений.

Целесообразность использования программно-целевого метода решения проблемы социально значимых заболеваний подтверждается результатами реализации действующей с 2002 года федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002 - 2006 годы)", в задачи которой входили: стабилизация эпидемиологической ситуации, снижение преждевременной смертности, заболеваемости, инвалидизации, увеличение продолжительности жизни при указанных заболеваниях. Об эффективности использования данного метода, в частности, свидетельствует стабилизация, начиная с 2003 - 2004 годов, показателей заболеваемости и смертности по таким классам заболеваний, как сахарный диабет, инфекции, передаваемые половым путем, злокачественные новообразования.

Вместе с тем в Кемеровской области сохраняется напряженной ситуация по туберкулезу. Показатель заболеваемости туберкулезом за 2005 год составил 137,1 случая заболевания на 100 тысяч населения (по сравнению с 2004 годом рост на 5 процентов). Смертность от туберкулёза по Кемеровской области практически в 1,5 раза превышает среднероссийский показатель. Недостаточный охват населения профилактическими осмотрами (в том числе флюорографическим и микробиологическим исследованиями) на туберкулез, низкий уровень достоверности бактериальной диагностики приводят к росту смертности и инвалидизации в связи с туберкулезом.

При этом сохраняются слабая материально-техническая база противотуберкулезных учреждений, лабораторной службы, высокая изношенность флюорографического оборудования. Реализация Программы позволит создать условия для обследования пациентов в общей лечебной сети на качественном оборудовании, укрепить материально-техническую базу противотуберкулезных учреждений, в первую очередь детских отделений и референс-лаборатории государственного учреждения здравоохранения "Областной клинический противотуберкулезный диспансер", продолжить работу по бесперебойному централизованному обеспечению противотуберкулезных учреждений Кемеровской области противотуберкулезными препаратами, снизить уровень смертности от туберкулеза.

Злокачественные новообразования остаются одной из важнейших проблем медицины и здоровья населения. Показатели первичной онкозаболеваемости жителей Кемеровской области остается на прежнем уровне.

В структуре причин общей смертности злокачественные новообразования занимают третье место после болезней системы кровообращения, травм и отравлений и составляют 12 процентов, или 2,1 случая на 100 тысяч населения. Недостаточное финансирование онкологической службы не позволяет обеспечить в необходимом объеме специализированными радиофармацевтическими препаратами, радиоактивными источниками для аппаратов лучевой терапии.

Реализация Программы позволит повысить эффективность лечения и диагностики что, в свою очередь, приведёт к снижению первичного выхода на инвалидность работающих граждан на 8 процентов, смертности населения от злокачественных новообразований - на 5 процентов.

Третье место в структуре заболеваний с наиболее ранним выходом на инвалидность занимает сахарный диабет. За 2005 год инвалидность установлена 226 больным, стойкую утрату трудоспособности на конец 2005 года имели более 326 больных. Поздние осложнения являются ведущей причиной инвалидности и смертности больных сахарным диабетом.

Благодаря реализации программы на 2005 год удалось добиться стабилизации в снабжении инсулинами, что снизило количество осложнений сахарного диабета на 1,9 процента. Реализация Программы позволит обеспечить больных сахарным диабетом сахароснижающими препаратами и инсулинами, а также средствами контроля что, в свою очередь, позволит добиться стойкой компенсации диабета, снизить количество осложнений на 5 процентов, первичный выход на инвалидность работающих граждан снизить на 8 процентов, повысить качество жизни больных.

За последние 5 лет (2001 - 2005 годы) заболеваемость населения сифилисом снизилась в 2,3 раза, среди детей - в 1,7 раза. Интенсивный показатель в 2005 году составил 112,9 случая заболевания на 100 тысяч населения.

Несмотря на увеличение охвата беременных обследованием на сифилис (2-кратное - 98 процентов, 3-кратное - 87,3 процента), в 2005 году зарегистрировано 3 случая врождённого сифилиса (в 2002 году - 12, в 2003 году - 14 случаев, в 2004 году - 10 случаев).

Инфекции, передающиеся половым путём, оказывают прямое влияние на репродуктивное здоровье населения, поскольку приводят к бесплодию. Служба испытывает недостаточное финансирование на приобретение диагностической аппаратуры, расходных материалов и лекарственных препаратов. Реализация Программы позволит усилить работу по предупреждению распространения инфекций, передающихся половым путём, особенно среди детей и подростков, увеличить объём профилактической и лечебной помощи населению в амбулаторных условиях, профилактику врождённого сифилиса, рост рождаемости на 3 - 5 процентов.

В 2005 году эпидемическая ситуация по большинству инфекций была стабильной, с устойчивой тенденцией к снижению заболеваемости по инфекциям, управляемым средствами специфической профилактики.

Всего в 2005 году зарегистрировано 698772 случая инфекционных заболеваний, из которых 580055 случаев, или 90,1 процента составили грипп и острые респираторные заболевания (в Российской Федерации - 94,4 процента). Своевременная вакцинация населения будет способствовать дальнейшему снижению заболеваемости инфекционными заболеваниями в 2006 году (не менее чем на 15 - 20 процентов), снижению заболеваемости с временной утратой трудоспособности в днях и случаях, а, следовательно, и выплат по социальному страхованию на 10 процентов.

Заболеваемость вирусным гепатитом в Кемеровской области за 5 лет снизилась в 3,6 раза - с 55,2 случая до 15,2 случая заболевания на 100 тысяч населения. Снижение уровня заболеваемости отмечено на большинстве территорий Кемеровской области. Вместе с тем ежегодно число носителей возбудителя гепатита В и С увеличивается более чем на 1 тысячу человек. Рост носительства обусловлен поздней обращаемостью, несвоевременной и неполноценной диагностикой, низкой эффективностью терапии. Особенно значителен рост носительства вируса гепатита С, составляющего в настоящее время более 65 процентов от общего числа носителей. Увеличивается число носителей вируса гепатита С среди детей. В настоящее время среди больных острыми гепатитами В и С преобладают лица в возрасте 15 - 19 лет и 20 - 29 лет. В возрастной группе 15 - 19 лет заболеваемость в последние годы увеличилась в 6 - 10 раз. Смертность от гепатитов в Кемеровской области в 2005 году составила 0,3 случая на 100 тысяч населения.

Заболеваемость психическими расстройствами и расстройствами поведения в 2005 году составила 122 случая на 100 тысяч населения. Более 30 процентов населения нуждаются в лечебной или консультативной помощи врача-психиатра и других специалистов в области психического здоровья и до 5,5 процента населения нуждаются в активной психиатрической помощи. Всего, впервые в течение года, инвалидами вследствие психических расстройств, признаются более 40 тысяч человек. Общее число инвалидов вследствие психических расстройств составляет более 10 процентов от общей численности инвалидов по всем заболеваниям. Смертность от психических расстройств и расстройств поведения в 2005 году составила 5,6 случая на 100 тысяч населения. Ежегодно в результате суицидов погибает почти 1,5 тысячи человек (в том числе и дети).

В целом эпидемическая ситуация в Кемеровской области по ВИЧ-инфекции к настоящему моменту может быть оценена как неблагополучная. Общее количество ВИЧ-инфицированных, зарегистрированных в Кемеровской области, составляет 7750 человек, из них дети (до 14 лет) - 52 человека, подростки (15 - 17 лет) - 229 человек. В 2005 году зарегистрировано 922 новых случая ВИЧ-инфекции, в том числе среди детей (до 14 лет) - 8 случаев, подростков (15 - 17 лет) - 10 случаев. По уровню заболеваемости ВИЧ-инфекцией Кемеровская область занимает 2-е место в Сибирском федеральном округе (после Иркутской области). В настоящее время эпидемиологический процесс охватил 34 территории Кемеровской области.

Особую тревогу вызывает выявление среди доноров лиц, являющихся ВИЧ-инфицированными, - рост с 3,2 процента в 2003 году до 4 процентов в 2005 году. Всего среди доноров выявлено 162 человека, инфицированных вирусом иммунодефицита человека. В связи с этим возникла проблема обеспечения эпидемиологической безопасности при переливании крови и ее компонентов. С этой целью необходимо широкое внедрение новых технологий, в том числе использование карантинизации донорской крови, которые требуют дополнительного финансирования.

Реализация Программы позволит своевременно выявлять ВИЧ-инфицированных, особенно в группах риска, обеспечит разрыв эпидемиологических цепочек, снизит риск медицинского пути передачи ВИЧ-инфекции.

Одной из основных задач сегодняшнего здравоохранения является продление периода физической активности старшего поколения, снижение смертности от соматических заболеваний. Актуальным является продолжение развития медико-социальной службы, стационаров на дому при поликлиниках, дальнейшего развития госпитальных отделений для ветеранов, сети губернских аптек, льготного лекарственного обеспечения ветеранов и инвалидов.

В Кемеровской области сложилась напряжённая эпидемиологическая ситуация по артериальной гипертонии, являющейся одним из самых распространённых и важнейших факторов риска развития заболеваний системы кровообращения, а также основной причиной смертности населения от них. По данным областной статистики, болезни органов кровообращения являются причиной смертности примерно в половине всех случаев. Высок уровень первичного выхода на инвалидность вследствие осложнений артериальной гипертонии, что усугубляет отрицательные тенденции в состоянии здоровья и динамике демографических показателей населения Кемеровской области. Только за 2005 год уровень смертности от сердечно-сосудистых заболеваний в Кемеровской области составил 9,7 случая на 1000 человек, или 52 процента от общей смертности населения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»