КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

     
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 декабря 2005 года N 182


О Стратегии развития
строительного комплекса
Кемеровской области до 2010 года



В целях создания условий для экономического и социального развития Кемеровской области, реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» Коллегия Администрации Кемеровской области постановляет:

1. Утвердить Стратегию развития строительного комплекса Кемеровской области до 2010 года (далее - Стратегия).

2. Утвердить прилагаемый перечень мероприятий по развитию строительного комплекса Кемеровской области на 2006-2010 годы.

3. Утвердить прилагаемые плановые показатели по вводу жилья на 2006 год по муниципальным образованиям Кемеровской области.

4. Рекомендовать органам местного самоуправления Кемеровской области в рамках утвержденной Стратегии разработать программы развития строительного комплекса муниципальных образований.

5. Департаменту строительства Администрации Кемеровской области ежемесячно до 15 числа представлять Губернатору Кемеровской области аналитическую записку о ходе выполнения Стратегии.

6. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя Губернатора области В.П. Мазикина.

7. Постановление вступает в силу с момента подписания.

Губернатор
Кемеровской области
А. Тулеев

     

Утверждена
постановлением Коллегии
Администрации Кемеровской области
от 30.12.2005 г. N 182

     

СТРАТЕГИЯ
развития строительного комплекса
Кемеровской области до 2010 года


1. Введение


Разработанная в 2003 году Стратегия развития строительного комплекса Кемеровской области в основном была направлена на достройку уже начатых строительством домов. Площадь не завершенных строительством жилых объектов на тот период составляла около 1 млн. кв. метров. На сегодняшний день эта задача выполнена и возникла необходимость корректировки существующей Стратегии развития строительного комплекса Кемеровской области с учетом поставленных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации новых задач.

Новая Стратегия развития строительного комплекса Кемеровской области до 2010 года (далее - Стратегия) определяет политику Кемеровской области в сфере строительства и направлена на повышение благосостояния населения, реализацию национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», рост эффективности производства и производительных сил в указанной сфере, увеличение объемов строительной продукции и обеспечение высоких потребительских характеристик зданий и сооружений, их надежности, безопасности, комфортности, эксплуатационной экономичности.

2. Современное состояние строительного комплекса
Кемеровской области


В последние годы строительный комплекс Кемеровской области развивается динамичными темпами. С 2001 года наблюдается стабильный рост инвестиций в основной капитал, объемов подрядных работ. В строительной отрасли занято более 80 тысяч человек (7 процентов общей численности работающих в Кемеровской области), задействованы 1877 строительных организаций, 331 проектно-изыскательская организация, 100 крупных и средних организаций промышленности строительных материалов. Из общего количества организаций строительного комплекса Кемеровской области 96 процентов частной формы собственности, 2,5 процента - государственной и муниципальной, 1,5 процента - смешанной.

В 2004 году инвестиционные вложения в строительную отрасль составили более 300 млн. рублей. Инвестиции в жилищное строительство ежегодно увеличиваются в среднем  на 10 процентов. На 13-15 процентов ежегодно увеличиваются объемы работ, выполняемых по договорам строительного подряда. На 10-12 процентов ежегодно увеличивается количество вводимых в эксплуатацию жилых домов.   За последние четыре года в 1,8 раза увеличилось  количество жилья, построенного индивидуальными застройщиками, а  доля индивидуального жилья в общем  количестве построенного  жилья  возросла с 30 до 50 процентов.

Сохраняется сложившаяся тенденция роста объема жилищного строительства. Жилищный фонд Кемеровской области составляет 56,8 млн. кв. метров со следующей структурой: муниципальный жилищный фонд - 21,2 процента; государственный - 1,9 процента; частный - 75,7 процента; смешанный - 1,2 процента. При этом 3,3 млн. кв. метров жилья, а это 5,9 процента, является ветхим и аварийным. В нем проживает более 32 тысяч семей. В целом по Кемеровской области на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях стоит 117 тысяч семей. Налицо главная проблема -  недостаток жилья.

Поэтому основной задачей строительного комплекса Кемеровской области является ликвидация ветхого и аварийного жилищного фонда и  увеличения объема вводимых в эксплуатацию жилых помещений  к 2008 году до 1 млн. кв. метров.

Но, несмотря на определенные сдвиги в сторону увеличения объемов подрядных и проектных работ, производства строительных материалов, изделий и конструкций, в строительной отрасли (далее - отрасль) за годы рыночных реформ накопилось много проблем, требующих решения в ближайшие годы.

При неполной загрузке имеющихся мощностей предприятий строительной индустрии обозначился дефицит высококачественных строительных материалов, выпуск которых невозможен на старом, как правило, почти полностью изношенном технологическом оборудовании.

Доля промышленности строительных материалов  в структуре  производства области в 2004 году составила 1,3 процента и снизилась по сравнению с 2003 годом  (в 2003 году - 1,5 процента).  Основной объем выпуска продукции  (95 процентов) приходится на долю крупных и средних предприятий.

В целом же предприятия промышленности строительных материалов выпускают небольшой ассортимент продукции. Ощущается недостаток производства целого ряда номенклатуры строительных конструкций, изделий и материалов.

Период спада производства в отрасли привел к снижению качества трудового потенциала, уходу профессиональных кадров в другие сферы деятельности. Увеличение объемов строительства, новые требования к качеству производимых работ, обновление предприятий строительной индустрии требуют в настоящее время притока квалифицированных кадров. Дефицит высокопрофессиональных кадров в отрасли составляет около 6000 человек. В настоящее время наиболее актуальной проблемой становится подготовка кадров в средних специальных учебных заведениях, внутрипроизводственное обучение, профессиональная ориентация и переподготовка кадров.

Проектные организации в недостаточной мере реагируют на изменения, происходящие на рынке проектных заказов. При увеличении объемов проектных работ увеличивается дефицит квалифицированных проектировщиков. Не все проектные организации отвечают сегодняшним требованиям к уровню технической оснащенности.

В области градостроительства на территории Кемеровской области необходимо продолжить совершенствование системы градостроительного регулирования застройки, благоустройства городских и сельских поселений, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур с учетом охраны окружающей природной среды и обеспечения благоприятных условий проживания населения.

Разработка градостроительной документации в течение последних 10-15 лет практически не велась. Большинство населенных пунктов Кемеровской области имеют устаревшую градостроительную документацию, не отвечающую современным планировочным, социально-экономическим и инженерным требованиям. Схемы и проекты районной планировки, разработанные в 70 - 80-е годы, не могут являться основой для перспективного планирования развития территории Кемеровской области. Назрела необходимость обновления документов, определяющих стратегию градостроительного развития территории Кемеровской области.

Территории застройки не в полном объеме обеспечены стабильно действующими инженерными коммуникациями. Из-за этого в Кемеровской области существенно ограничена возможность проектирования и строительства в городах, особенно в городах Кемерово и Новокузнецке.

3. Основные цели и задачи Стратегии


Целями Стратегии являются:

1) комплексное решение проблем устойчивого функционирования строительного комплекса Кемеровской области на современном техническом и технологическом уровне, способном обеспечивать рост уровня благосостояния населения Кемеровской области;

2) эффективная модернизация производственного потенциала строительного комплекса.

Основными задачами Стратегии являются:

1) наращивание объемов жилищного строительства и реконструкции жилья в результате развития ипотечного жилищного кредитования, государственной поддержки отдельных категорий граждан в строительстве жилья;

2) ликвидация ветхого и аварийного жилья;

3) обеспечение строительства объектов на основе современных строительных технологий с применением энергоэффективных материалов, выпускаемых из местного сырья;

4) дальнейшая структурная перестройка материально-технической базы строительной индустрии с развитием производства конкурентоспособной продукции, внедрением новой номенклатуры материалов изделий и конструкций;

5) подготовка и утверждение документов территориального планирования Кемеровской области и других документов по градостроительной деятельности;

6) подготовка кадров для строительной отрасли.


4. Сроки и этапы реализации Стратегии

Выполнение задач, определенных Стратегией, будет обеспечено в результате достижения:

1) ожидаемых показателей объемов подрядных работ и ввода жилья в эксплуатацию в Кемеровской области на период до 2010 года согласно приложению N1;

2) прогнозируемых показателей по выпуску основных строительных материалов промышленными предприятиями Кемеровской области на период до 2010 года согласно приложению N2;

3) ожидаемых результатов при вводе в эксплуатацию новых мощностей предприятиями промышленности строительных материалов Кемеровской области в 2006 - 2007 годах согласно приложению N3;

Реализация Стратегии предусматривает два этапа.

На первом этапе (2006-2007 гг.) реализации Стратегии необходимо осуществить следующие мероприятия:

формирование градостроительной политики, планирование развития территории Кемеровской области с учетом постоянно обновляемых генеральных планов  городских и сельских поселений;

увеличение объема вводимых в эксплуатацию жилых помещений до 1 млн.кв. метров в год;

разработка новых  перспективных проектов жилых домов, программы реконструкции и модернизации домов первых массовых серий;

разработка схем привлечения внебюджетных инвестиций в строительство;

проведение анализа существующего финансово-экономического состояния предприятий строительного комплекса  для определения приоритетных направлений их развития;

проведение модернизации заводов крупнопанельного домостроения (далее - ЗКПД) для выпуска новых современных серий  жилых домов;

создание условий для привлечения необходимых инвестиций для проведения модернизации действующих производств;

создание действенной системы профессиональной подготовки и переподготовки квалифицированных кадров для строительной отрасли.

На втором этапе (2008 -2010 гг.) реализации Стратегии:

завершить разработку генеральных планов поселений и городских округов;

расширить номенклатуру проектов жилых домов с учетом разнообразия архитектурно-планировочных и конструктивных решений зданий;

реализовать программу реконструкции и модернизации жилых домов первых массовых серий;

в результате развития ипотечного кредитования в соответствии с разработанной схемой привлечения инвестиций в строительство, обеспечить ежегодный стабильный рост объемов вновь вводимого жилья;

обеспечить реконструкцию и модернизацию производственной базы строительства с переориентацией ее на выпуск широкой номенклатуры высококачественных  строительных товаров.

5. Система мероприятий, направленных на реализацию Стратегии


5.1. Жилищное строительство

     
5.1.1. Строительство жилья для отдельных категорий граждан

В целях обеспечения условий для осуществления права на жилище гражданами, проживающими на территории Кемеровской области, в 1994 году создана некоммерческая организация «Фонд развития жилищного строительства Кемеровской области» (далее - фонд).

Деятельность фонда направлена на осуществление работы по предоставлению долгосрочных целевых жилищных займов в целях реализации Закона Кемеровской области от 15.02.2001 N21-ОЗ «О предоставлении долгосрочных целевых займов и развитии ипотечных отношений в жилищной сфере в Кемеровской области», предусматривающего,  в том числе, предоставление займов за счет средств областного бюджета  на улучшение жилищных условий работникам бюджетной сферы, молодым специалистам, молодым и студенческим семьям, гражданам, проживающим в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания и т.д.

Основными направлениями деятельности фонда являются инвестирование средств в жилищное строительство за счет предоставления гражданам долгосрочных целевых жилищных займов и субсидий, а также предоставления гражданам долгосрочных целевых жилищных займов и субсидий для приобретения жилья.

За 10 лет деятельности фонда (1994-2004 гг.) для улучшения жилищных условий граждан было направлено 988,82 млн. рублей, выделенных из средств областного бюджета, привлечено 497,72 млн. рублей средств населения, построено 2803 квартиры и 194 индивидуальных жилых дома, введено 185,9 тысячи кв. метров жилья. С помощью долгосрочных целевых займов и субсидий улучшили жилищные условия более 7 тысяч семей. За 11 месяцев текущего года выданы 1354 долгосрочных целевых  жилищных займа на сумму 700 млн. рублей.

С 2005 года предоставляются долгосрочные целевые жилищные займы семьям, проживающим в ветхом и аварийном жилье, на следующих условиях: без процентов, сроком на 15 лет, без первоначального взноса.

В соответствии с проводимой в Кемеровской области политикой продолжается предоставление жилья социально незащищенным категориям граждан (ветеранам Великой Отечественной войны, труда, инвалидам и др.).

Администрацией Кемеровской области для дальнейшего развития деятельности по предоставлению долгосрочных целевых займов проводится следующая работа:

1) подготовка проекта закона Кемеровской области «О внесении изменений и дополнений в Закон Кемеровской области от 15.02.2001 N21-ОЗ «О предоставлении долгосрочных целевых займов и развитии ипотечных отношений в жилищной сфере в Кемеровской области», который позволит большему числу категорий граждан получить долгосрочные целевые жилищные займы на приобретение (строительство) жилья, в том числе гражданам, уволенным с военной службы, выезжающим из районов Крайнего Севера, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на ЧАЭС, участникам локальных конфликтов, а также предоставлять  субсидии на компенсацию первоначального взноса молодым семьям при получении ипотечных займов по федеральным программам;

2) рассматривается возможность привлечения дополнительных средств фондом за счет рефинансирования закладных по выданным займам;

3) ежегодно планируется выдавать долгосрочных целевых жилищных займов около 2000 семьям;

4) в Кемеровской области предусматривается дальнейшее развитие форм государственной поддержки граждан при строительстве индивидуальных жилых домов в сельской местности.

5.1.2. Развитие ипотечного жилищного кредитования


Региональным оператором по развитию ипотечного кредитования в Кемеровской  области является ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Кемеровской области» (далее - агентство). В задачи агентства входит организация инфраструктуры по ипотечному жилищному кредитованию, в том числе работа с банками и выдача ипотечных займов за счет собственных средств.

В целях увеличения оборачиваемости средств, направляемых на предоставление займов и выкуп кредитов у банков, агентство работает с           ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию», г. Москва, и другими организациями по рефинансированию кредитов и займов, а также привлекает заемные средства.

За 2 года работы агентства выдано 885 кредитов и займов на сумму 369 млн. рублей, рефинансировано 663 кредита и займа - на сумму 290 млн. рублей. Планируется  увеличение объемов ипотечного кредитования в 2006 году не менее чем в 3 раза, при этом 25-30 процентов выданных кредитов (займов) будет предоставлено на приобретение квартир в новых строящихся или построенных домах, в том числе за счет субсидирования первоначального взноса и/или части ежемесячного платежа при ипотечном кредитовании молодых семей и молодых специалистов на селе и других категорий граждан в соответствии с федеральной программой «Жилище» на 2002-2010 годы.

Привлечение средств предприятий через оказание финансовой поддержки работникам при улучшении жилищных условий будет являться одним из внебюджетных источников для развития жилищного строительства.

В 2004 году под государственную гарантию Администрации Кемеровской области были выпущены и проданы жилищные облигации на сумму 200 млн. рублей со сроком обращения два года. Средства от продажи облигаций направлены на достройку домов высокой степени готовности и строительство нового жилья. Планируется за счет оборота этих средств построить более 30 тысяч кв. метров жилья.

Департаментом строительства Администрации Кемеровской области  для дальнейшего развития ипотечного жилищного кредитования ведется работа по следующим направлениям:

увеличение уставного капитала агентства, что позволит увеличить объемы внебюджетных средств в развитие ипотеки;

для привлечения средств населения и предприятий агентство  выступит эмитентом ценных бумаг в объеме 1 млрд. рублей, средства от реализации которых будут направлены в жилищное строительство.

5.1.3. Переселение граждан из ветхого и аварийного
жилищного фонда

Законом Кемеровской области от 14.02.2005 N20-ОЗ утверждена региональная целевая программа «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья» на 2005 - 2010 годы. В ходе реализации мероприятий данной региональной целевой программы планируется ликвидировать 1044 тысячи кв. метров ветхого и аварийного жилищного фонда, в том числе:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»