Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КРАТКОСРОЧНОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЧИСТАЯ ВОДА" НА 2006 ГОД (с изменениями на: 14.02.2007)

Раздел 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ


Обеспечение населения Кемеровской области питьевой водой в необходимом количестве и нормативного качества является одним из важнейших и приоритетных направлений хозяйственной деятельности Кемеровской области, которое играет важную роль в сохранении здоровья людей, улучшении условий проживания населения в регионе.

Сосредоточение на территории Кемеровской области третьей части промышленности Западной Сибири, преимущественно горнодобывающей и металлургической, отрицательно сказалось на состоянии водных ресурсов.

Река Томь является одним из наиболее крупных притоков реки Оби. По данным Кемеровского центра государственного мониторинга экологической среды, качество воды в реке Томи характеризуется диапазоном от "умеренно загрязненная" до "загрязненная" по общепринятой классификации качества вод. Качество воды рек Иня, Большой Бачат, Кия, Барзас характеризуется как "загрязненная".

Основными загрязнителями поверхностных водных объектов являются крупные промышленные предприятия области, в том числе: г. Новокузнецк: ОАО "КМК-Энерго", ОАО "Западно-Сибирский металлургический комбинат"; г. Междуреченск: ЗАО "Распадская", ОАО "Шахта им. Ленина"; г. Кемерово: КОАО "Химпром", КОАО "Азот", ООО "Северо-Кузбасская энергетическая компания"; г. Мариинск: ОАО "Спиртовой комбинат"; Новокузнецкий район: ОАО СХК "Чистогорский".

В 2004 году в водные объекты области сброшено более 708 миллионов кубических метров загрязненных стоков, или 37,4 процента от их общего количества. Причем объем загрязненных стоков от промышленности - 63,4 процента, от жилищно-коммунального хозяйства - 36,4 процента. Таким образом, промышленные предприятия области являются основными загрязнителями водных объектов.

С 1990 года по 2004 год объем загрязненных стоков, сброшенных в водные объекты, увеличился от предприятий:

электроэнергетики - на 45,3 миллиона кубических метров в год;

топливной промышленности - на 40 миллионов кубических метров в год;

химической и нефтехимической промышленности - на 38 миллионов кубических метров в год.

Необходимо заметить, что в связи с ужесточением природоохранного законодательства к качеству и категорийности сточных вод нормативная степень очистки стоков на практике не достигается.

Причинами сброса загрязненных вод являются:

перегруженность существующих очистных сооружений;

неэффективность очистки на действующих очистных сооружениях;

неудовлетворительное состояние канализационных сетей.

Нет очистных сооружений канализации в городе Топки, в рабочих поселках Яшкино, Яя, Промышленная, Тяжин.

Неудовлетворительное влияние на качество водных ресурсов оказывает отсутствие сооружений по очистке ливневых стоков от застроенных территорий, объем которых в 2004 году составил около 12 миллионов кубических метров.

Согласно данным отдела водных ресурсов по Кемеровской области Верхне-Обского бассейнового водного управления, существующие технологии очистки сточных вод на действующих сооружениях жилищно-коммунального хозяйства и промышленности не обеспечивают очистку стоков до требуемых нормативов. Все стоки, прошедшие очистку, относятся к загрязненным стокам.

Водные ресурсы используются во всех отраслях экономики, но наиболее жесткие требования к качеству воды предъявляются к источникам питьевого водоснабжения. В структуре водоснабжения области на долю поверхностных источников приходится 70 процентов. В водоснабжении сельского населения используются подземные воды.

В настоящее время на многих водозаборах из поверхностных источников организованы лишь зоны санитарной охраны I пояса, в границах же II и III зон санитарной охраны режим водопользования не соблюдается.

Состояние водоохранных зон и прибрежных защитных полос большинства водных объектов не соответствует нормативным требованиям. Территории водоохранных зон и прибрежных защитных полос по-прежнему захламлены отходами производства и жизнедеятельности, имеют нарушенный естественный растительный и почвенный покров, что не обеспечивает природную очистку загрязненного поверхностного стока, приводит к смыву незащищенного грунта и поступлению загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты.

Практически везде в области отсутствуют централизованные системы водоснабжения. Как правило, вода потребителям подается от отдельно стоящих скважин, работающих в автономном режиме.

Утечки в системах водоснабжения, сверхлимитное потребление воды отдельными абонентами, подача воды без учета расхода ее потребителями приводят к искусственному дефициту питьевой воды (на отдельных территориях) и подаче ее по графику.

Из-за неудовлетворительного состояния водопроводных сетей на них ежегодно регистрируется большое число аварий и повреждений, ликвидация которых связана с прекращением подачи воды потребителям.

В нормативные сроки ликвидируется не более 60 процентов аварий и порывов. Частые аварии являются причиной вторичного загрязнения воды в водопроводных сетях за счет подсосов.

В аварийном состоянии, угрожающем сокращению подачи воды двум городам - Прокопьевску и Киселевску, находится водовод от гидроузла N 1 до узла N 1А Д = 600 мм протяженностью 3,0 км. Водоснабжение г. Гурьевска осуществляется от Мало-Салаирского водозабора в одну нитку протяженностью 6 км, находящегося в эксплуатации более сорока лет. Причем водоснабжение осуществляется непосредственно из скважин в сеть, что не гарантирует бесперебойное водоснабжение города в случае выхода из строя насосов.

Отсутствует надежность водоснабжения в городе Топки, так как подача воды осуществляется без резерва, по одному водоводу.

В связи с отсутствием магистральных разводящих сетей не обеспечивается нормальное водоснабжение населения рабочих поселков Верх-Чебула, Яшкино, Тяжин.

Таким образом, систематический недостаток финансовых средств обуславливает ежегодные недоремонты с постоянным увеличением количества ветхих сетей водоснабжения, хотя в последние годы темпы их замены несколько возросли. Если в 2003 году было заменено 184 км, то в 2004 году уже 228 км, а в 2005 году планируется заменить 452,8 км.