МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для органов местного самоуправления по установлению порядка
определения размера дохода и стоимости имущества, подлежащего
налогообложению, в целях признания граждан малоимущими
Настоящие Методические рекомендации содержат рекомендации по установлению органами местного самоуправления размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, для признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений по договорам социального найма.
1. В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации определение размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений находится в компетенции органов местного самоуправления.
Граждане являются малоимущими, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом Кемеровской области, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
2. До начала проведения процедуры расчета размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, необходимо предварительно определить, имеет ли гражданин, обратившийся с заявлением о постановке на учет и предоставлении ему жилого помещения, основание для признания нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (обеспеченность жилым помещением на 1 человека). Рекомендуемые нормы составляют:
учетная норма (обеспеченность жилым помещением) - 12,5 квадратных метра на 1 человека;
норма предоставления жилого помещения по договору социального найма - 13 квадратных метров общей площади на 1 человека на семью из двух человек и более, на одиноко проживающего гражданина - 33 квадратных метра.
3. Перечень видов доходов и имущества, а также перечень документов, предоставляемых для определения размера дохода и стоимости имущества, находящегося в собственности граждан и подлежащего налогообложению, устанавливаются Законом Кемеровской области «О порядке признания органами местного самоуправления граждан малоимущими».
4. При введении в действие новых налогов или расширении перечня имущества, подлежащего налогообложению орган местного самоуправления, осуществляющий оценку доходов, сообщает гражданам, отнесенным к категории малоимущих, о необходимости представления сведений о стоимости такого имущества для повторного определения общей стоимости имущества, подлежащего налогообложению и находящегося в собственности гражданина-заявителя и членов его семьи.
5. Рекомендуется с целью стимулирования трудоспособных граждан к трудовой деятельности и представления более объективных данных об их доходах исключать из общего состава членов семьи гражданина-заявителя совершеннолетних граждан, признанных неимеющими дохода, при исчислении среднедушевого дохода семьи.
6. При учете дохода и определении стоимости имущества одиноко проживающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживавших в течение всего расчетного периода или его части в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, доходы за месяцы проживания в указанных учреждениях рекомендуется считать равными прожиточному минимуму, установленному на территории Кемеровской области для соответствующей возрастной группы (прожиточному минимуму ребенка, а для лиц старше 18 лет - прожиточному минимуму трудоспособного).
7. Пороговые значения дохода и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, органам местного самоуправления рекомендуется определять с учетом социально-экономического положения муниципального образования, бюджетных возможностей, состояния жилищного фонда и устанавливать нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
В случае отсутствия возможности принятия указанного нормативного правового акта рекомендуется утверждение указанных показателей на переходный период нормативным правовым актом главы муниципального образования, главы местной администрации.
При утверждении пороговых значений дохода и имущества рекомендуемая периодичность, с которой будет производиться их пересмотр - 1 год с учетом роста цен за 1 квадратный метр общей площади квартир на рынке жилья.
8. Органам местного самоуправления рекомендуется устанавливать расчетный показатель рыночной стоимости приобретения жилых помещений по норме предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Указанный показатель определяется как результат произведения нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, количества членов семьи и установленной в муниципальном образовании решением органа местного самоуправления средней расчетной рыночной цены 1 квадратного метра площади жилого помещения.
9. Рекомендуется устанавливать пороговые значения дохода, приходящегося на каждого члена семьи гражданина-заявителя, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, исходя из потенциальной возможности приобретения гражданами жилого помещения по норме предоставления за счет собственных средств на основе следующих критериев:
порог стоимости имущества принять равным 30% рыночной стоимости социального жилья;
принять период накопления в течение которого гражданин-заявитель может накопить средства на покупку социального жилья или расплатиться за взятый ипотечный кредит:
для территорий, где развито ипотечное кредитование - 180 месяцев (15% годовых);
для территорий, где недоступно ипотечное кредитование - 120 месяцев.
10. Согласно статье 58 Жилищного кодекса Российской Федерации «Учет законных интересов граждан при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма» по договору социального найма может быть предоставлено жилое помещение общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем.
11. Рыночную стоимость 1 квадратного метра жилья принимать:
1-я группа территорий - 15,5 тыс.руб.;
2-я группа территорий - 11,7 тыс.руб.;
3-я группа территорий - 8,7 тыс.руб.
Органам местного самоуправления рекомендуется согласовывать рыночную стоимость жилья с департаментом строительства Администрации области ежегодно.
12. Порог доходов и имущества рекомендуется рассчитывать в зависимости от среднедушевого дохода на 1 человека.