ЗАКОН КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Об утверждении долгосрочной региональной целевой программы
«Повышение безопасности дорожного движения» на 2007 - 2012 годы
(утратил силу с 01 января 2008 года на основании
Закона Кемеровской области от 27.12.2007 N 170-ОЗ
(газета "Кузбасс", N 243, 28.12.2007))
________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
ст.17 Закона Кемеровской области от 26 марта 2007 года N 34-ОЗ
________________________________________________________
Принят
Советом народных депутатов
Кемеровской области
1 ноября 2006 года
Настоящий Закон принят в целях охраны жизни, здоровья граждан, их имущества, обеспечения высокого уровня безопасности дорожного движения, предотвращения террористических актов и иных преступлений, совершаемых с использованием транспортных средств, решения иных основных задач, возложенных на подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения органов внутренних дел Кемеровской области.
Статья 1. Утвердить долгосрочную региональную целевую программу «Повышение безопасности дорожного движения» на 2007-2012 годы согласно приложению к настоящему Закону.
Статья 2. Финансирование долгосрочной региональной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения» на 2007-2012 годы осуществляется за счет средств областного бюджета и иных не запрещенных законодательством источников.
Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2007 года, но не ранее дня, следующего за днем его официального опубликования.
Губернатор Кемеровской области
А.М. Тулеев
г. Кемерово
17 ноября 2006 года
N 147-ОЗ
Долгосрочная региональная целевая программа
«Повышение безопасности дорожного движения» на 2007- 2012 годы
Паспорт долгосрочной региональной целевой программы
«Повышение безопасности дорожного движения» на 2007- 2012 годы
(с изменениями, внесенными ст.17 Закона
Кемеровской области от 26 марта 2007 года N 34-ОЗ)
Наименование программы | Долгосрочная региональная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения» на 2007 - 2012 годы (далее - Программа) |
Дата принятия и наименование решения о разработке Программы | Распоряжение Губернатора Кемеровской области от 28.07.2006 N 98-рг «О разработке долгосрочной региональной целевой Программы «Повышение безопасности дорожного движения» на 2007-2012 годы» |
Государственный заказчик Программы | Коллегия Администрации Кемеровской области |
Директор Программы | Заместитель Губернатора Кемеровской области М.А. Рудник |
Основные разработчики Программы | Администрация Кемеровской области, управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения главного управления внутренних дел по Кемеровской области (далее - УГИБДД) |
Цели Программы | Сокращение количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, сокращение количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими |
Задачи Программы | Предупреждение опасного поведения участников дорожного движения; |
Сроки реализации Программы | Программа рассчитана на 2007-2012 годы и осуществляется в два этапа: |
Основные мероприятия Программы (перечень подпрограмм) | Подпрограммы: |
Основные исполнители Программы | Администрация Кемеровской области |
Объемы и источники финансирования Программы | Всего средств - 425 844 тыс. рублей, в том числе из средств областного бюджета - 128 653 тыс. рублей, из них: |
Ожидаемые конечные результаты Программы | Сокращение к 2012 году в 1,5 раза количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, и на 10 процентов - количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими по сравнению с аналогичными показателями 2004 года |
Организация контроля за выполнением Программы | Контроль за реализацией Программы осуществляют государственный заказчик Программы, Губернатор Кемеровской области, а также Совет народных депутатов Кемеровской области |
Раздел 1. Содержание проблемы и необходимость
ее решения программными методами
Проблема аварийности, связанной с автомобильным транспортом, в последнее десятилетие приобрела особую остроту в связи с несоответствием дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения и крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.
В 2005 году в Кемеровской области произошло 3614 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 616 человек. По сравнению с 1997 годом число погибших возросло на 5,7 процента. Всего за последние 10 лет в результате дорожно-транспортных происшествий погибло 5789 человек.
Коренной перелом в состоянии аварийности произошел после 2001 года. Рост основных показателей аварийности в 2001-2005 годах по отношению к 1,5 процента роста количества транспортных средств составил:
по дорожно-транспортным происшествиям - 5,4 процента;
по количеству лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, - 8,3 процента;
по количеству лиц, получивших ранения в результате дорожно-транспортных происшествий, - 13,3 процента.
Начиная с 2001 года устойчиво растут такие относительные показатели аварийности, как количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на 10 тыс. единиц транспорта (транспортный риск) и количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на 100 тыс. населения (социальный риск). В 2005 году они достигли своего максимума (более 58 и около 22 лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, соответственно).
Дорожно-транспортные происшествия наносят экономике России значительный ущерб, составляющий в последние 4 года 2,2 - 2,6 процента валового внутреннего продукта страны (в 2004 году ущерб составил 369 млрд. рублей, в том числе в результате гибели и ранения людей - 227,7 млрд. рублей по данным государственной статистической отчетности).
Основными видами дорожно-транспортных происшествий в Кемеровской области являются наезд на пешехода, столкновение и опрокидывание транспортных средств. Около трех четвертей всех дорожно-транспортных происшествий связаны с нарушениями Правил дорожного движения Российской Федерации водителями транспортных средств. Около трети всех происшествий связаны с неправильным выбором скорости движения. Вследствие выезда на полосу встречного движения регистрируется около 12 процентов дорожно-транспортных происшествий. Практически каждое восьмое дорожно-транспортное происшествие совершил водитель, находившийся в состоянии опьянения, каждое пятое - не имевший права на управление транспортным средством. Определяющее влияние на аварийность оказывают водители транспортных средств, принадлежащих физическим лицам. Удельный вес происшествий с их участием превышает 90 процентов всех происшествий, связанных с несоблюдением водителями требований безопасности дорожного движения.
Наиболее многочисленной и самой уязвимой группой участников дорожного движения являются пешеходы. За последние 10 лет количество пешеходов, погибших и раненых в результате дорожно-транспортных происшествий, составило 2701 и 16519 человек соответственно.
Сложная обстановка с аварийностью и наличие тенденций к дальнейшему ухудшению ситуации во многом объясняются следующими причинами:
постоянно возрастающая мобильность населения;
уменьшение перевозок общественным транспортом и увеличение перевозок личным транспортом;
нарастающая диспропорция между увеличением количества автомобилей и протяженностью улично-дорожной сети, не рассчитанной на современные транспортные потоки.
Так, современный уровень обеспечения автомобилями в городах и районах области уже превысил 218 штук на 1 тыс. жителей, тогда как дорожно-транспортная инфраструктура соответствует уровню 60-100 штук на 1 тыс. жителей.
Следствием такого положения дел является ухудшение условий дорожного движения, что ведет к росту количества дорожно-транспортных происшествий, а также нарушению экологической обстановки, увеличению количества заторов, расхода энергетических ресурсов. В настоящее время в городах Кемеровской области происходит более 75 процентов всех дорожно-транспортных происшествий. Темпы увеличения количества лиц, пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий в городах, опережают темпы увеличения количества дорожно-транспортных происшествий в сельской местности.
Усугубление обстановки с аварийностью и наличие проблемы обеспечения безопасности дорожного движения требуют выработки и реализации долгосрочной государственной стратегии, координации усилий государства и общества, концентрации региональных и местных ресурсов, а также формирования эффективных механизмов взаимодействия органов государственной власти Кемеровской области, органов местного самоуправления, общественных объединений при наиболее полном учете интересов граждан.
Сложившаяся критическая ситуация в области обеспечения безопасности дорожного движения в условиях отсутствия программно-целевого метода характеризуется наличием тенденций к ее дальнейшему ухудшению (приложение 1 к Программе), что определяется следующими факторами:
высокий уровень аварийности и тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий (в том числе детский травматизм);
значительная доля людей наиболее активного трудоспособного возраста (26 - 40 лет) среди лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий;
продолжающееся ухудшение условий дорожного движения в городах;
низкий уровень безопасности перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
Таким образом, необходимость разработки и реализации Программы обусловлена следующими причинами:
социально-экономическая острота проблемы;
межотраслевой и межведомственный характер проблемы;
необходимость привлечения к решению проблемы Администрации Кемеровской области, органов местного самоуправления и общественных объединений.
Применение программно-целевого метода позволит осуществить:
формирование основ и приоритетных направлений профилактики дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий;
координацию деятельности органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения;
реализацию комплекса мероприятий, в том числе профилактического характера, снижающих количество дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими и количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий.
Раздел 2. Цели и задачи Программы
В 2004 году на территории Кемеровской области зарегистрировано 3601 дорожно-транспортное происшествие, в котором погибло 610 и было травмировано 4539 человек.
Целями Программы являются сокращение в 1,5 раза количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, и на 10 процентов - количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими в 2012 году по сравнению с 2004 годом. Это позволит Кемеровской области приблизиться к уровню безопасности дорожного движения, характерному для стран с развитой автомобилизацией населения, снизить показатели аварийности и, следовательно, уменьшить социальную остроту проблемы.
Ожидаемая динамика достижения показателей Программы приведена в приложении 2 к Программе.
Условиями достижения целей Программы является решение следующих задач:
предупреждение опасного поведения участников дорожного движения;
развитие системы подготовки водителей и их допуска к участию в дорожном движении;
сокращение детского дорожно-транспортного травматизма;
совершенствование организации движения транспорта и пешеходов в городах;
сокращение времени прибытия соответствующих служб на место дорожно-транспортного происшествия, повышение эффективности их деятельности по оказанию помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий;
повышение уровня безопасности транспортных средств;
повышение эффективности функционирования системы государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения на региональном и местном уровнях управления.
Раздел 3. Система программных мероприятий
Комплекс мероприятий Программы формируется и финансируется по статьям расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, капитальные вложения и прочие нужды по следующим направлениям Программы.
I. Подпрограмма «Мероприятия, направленные на повышение правового сознания и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения»
Деятельность в указанном направлении предусматривает совершенствование и развитие систем подготовки водителей транспортных средств, других участников дорожного движения, широкое внедрение современных средств контроля за соблюдением Правил дорожного движения Российской Федерации, разработку мер правового воздействия в случае неправомерного поведения, а также совершенствование профилактической работы.
II. Подпрограмма «Организационно-планировочные и инженерные меры, направленные на совершенствование организации движения транспортных средств и пешеходов в городах»
Деятельность в указанном направлении предусматривает улучшение условий движения транспортных средств и пешеходов, внедрение современных методов регулирования транспортных потоков, комплексных схем организации дорожного движения, совершенствование организации пешеходного движения, снижение влияния дорожных условий на возникновение дорожно-транспортных происшествий, увеличение пропускной способности улично-дорожной сети, проведение инженерных мероприятий в местах концентрации дорожно-транспортных происшествий.