ЗАКОН КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
от 25 марта 2002 года № 11-ОЗ
Об утверждении Программы государственной поддержки малого предпринимательства
в Кемеровской области на 2002-2004 годы
(с изменениями и дополнениями на 15 апреля 2003 года)
_____________________________________________________
Текст документа с изменениями и дополнениями, внесенными:
Законом Кемеровской области от 15.04.03 г. № 22-ОЗ (газета "Кузбасс" от 29.04.03 г., № 77)
_____________________________________________________
Принят Советом
народных депутатов
Кемеровской области
27 февраля 2002 года № 1387
Настоящий Закон принят в целях реализации государственной политики в области малого предпринимательства и обеспечения благоприятных условий для его развития в Кемеровской области.
Статья 1. Утвердить Программу государственной поддержки малого предпринимательства в Кемеровской области на 2002-2004 годы согласно приложению к настоящему Закону.
Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Кемеровской области
А.М. Тулеев
Программа государственной поддержки малого предпринимательства
в Кемеровской области на 2002- 2004 годы
Введение
Стабилизация и развитие экономики, решение проблемы занятости населения в области тесно связаны с развитием малого бизнеса.
Оказание всемерной поддержки развитию малого предпринимательства, формированию конкурентной среды рассматривается как одна из важнейших мер кардинального оздоровления экономики.
Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Кемеровской области на 2002-2004 годы разработана департаментом инвестиционной политики и поддержки предпринимательства Администрации Кемеровской области в соответствии с Законом Кемеровской области от 09.12.97 № 39-ОЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Кемеровской области", постановлением Администрации Кемеровской области от 04.10.2002 № 100 "О мерах по повышению эффективности государственной поддержки малого предпринимательства в Кемеровской области". Программа увязана с проектом Федераьной программы государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации на 2002-2004 годы.
Настоящая Программа сформирована исходя из принципа преемственности с учетом позитивных сдвигов в области законодательной, финансово-кредитной, информационной и иных форм поддержки малого предпринимательства.
Раздел 1. Паспорт Программы государственной поддержки
малого предпринимательства в Кемеровской области на 2002- 2004 годы
(раздел 1. с изменениями на основании: Закона Кемеровской области от 15.04.03 г. № 22-ОЗ)
Наименование программы | Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Кемеровской области на 2002- 2004 годы (далее - Программа) |
Наименование решения о разработке Программы | Закон Кемеровской области от 0912.97 № 39-ОЗ "О государственной поддержки малого предпринимательства в Кемеровской области", постановление Администрации Кемеровской области от 04.10.2002 № 100 "О мерах по повышению эффективности государственной поддержки малого предпринимательства в Кемеровской области". |
Государственный заказчик, директор Программы | Администрация Кемеровской области, заместитель Губернатора области по экономике и финансам Ю.В. Ким |
Основные разработчики Программы | Департамент инвестиционной политики и поддержки малого предпринимательства Администрации Кемеровской области |
Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели | Целью Программы является создание благоприятных экономических, правовых и организационных условий для интенсивного роста малого предпринимательства. |
Сроки и этапы реализации | 2002-2004 годы |
Основные направления Программы | Совершенствование нормативной правовой базы развития малого предпринимательства. |
Исполнители программных мероприятий | Департамент инвестиционной политики и поддержки предпринимательства Администрации Кемеровской области. |
Объемы и источники финансирования | Общая потребность в финансовых ресурсах на реализацию мероприятий Программы определяется в объеме 380,3 млн. рублей, из них: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | К концу 2004 года в рамках выполнения мероприятий Программы предполагается: |
Система организации контроля за выполнением программы | Департамент инвестиционной политики и поддержки предпринимательства Администрации Кемеровской области. |
(раздел 2. с изменениями на основании: Закона Кемеровской области от 15.04.03 г. № 22-ОЗ)
Малое предпринимательство играет все возрастающую роль в экономике области, вовлекая свободные трудовые ресурсы в различные виды предпринимательской деятельности.
На территории Кемеровской области в 2000 году действуют более 11 тысяч малых предприятий. По сравнению с 1999 годом их количество увеличилось на 17 процентов.
За 2000 год малыми предприятиями выпущено товаров и услуг на 8,7 млрд. рублей (8,5 процента областного объема продукции), из них строительными предприятиями - 31 процент, промышленными - 29 процентов, предприятиями торговли и общественного питания - 28 процентов.
На развитие экономики и социальной сферы малыми предприятиями направлено 655 млн. рублей инвестиций (4 процента инвестиций в основной капитал по области). 34 процента инвестиций освоено строительными предприятиями, 23 процента - предприятиями торговли и общественного питания.
В видовой структуре инвестиций более половины затрат приходится на приобретение машин, оборудования, инструмента и инвентаря.
Средняя численность работающих на малых предприятиях составляет 101 тыс. человек (8 процентов занятых на предприятиях всех отраслей экономики области), половина из которых занята в промышленности и строительстве. По сравнению с предыдущем годом численность увеличилась на 5 процентов.
Кроме этого, еще около 63000 человек работают как индивидуальные предприниматели без образования юридического лица.
Малые предприятия вносят заметный вклад в пополнение бюджетов всех уровней.
За 2000 год доля малых предприятий в общем объеме налоговых поступлений составила 11 процентов (за 1999 год - 10,3 процента). Наблюдается рост поступлений налоговых сборов от предпринимателей, работающих по единому налогу на вмененный доход, в I квартале 2002 года на 37 процентов в сравнении с соответствующим периодом 2000 года (92 млн. рублей - в I квартале 2000 года, 126 млн. рублей - I квартале 2001 года).
Производство отдельных видов продукции малыми предприятиями составляет значительную долю в общем объеме по области. Так, на выпуск безалкогольных напитков приходится 93 процента, минеральной воды - 82 процента, масла животного - 30 процентов, цельномолочной продукции - 24 процента, хлеба - 8,7 процента.
По-прежнему сохраняется высокая дифференциация по уровню развития малого предпринимательства между городами и районами области, а потенциал малого предпринимательства в развитии экономики городов и районов используется крайне неравномерно. Основная часть малых предприятий сконцентрирована в городах Кемерово и Новокузнецке (более 50 процентов).
Основным относительным показателем, характеризующим уровень территориального распространения и развития предпринимательства, является количество малых предприятий на 1000 жителей. Наиболее высокий удельный показатель (выше среднеобластного уровня - 4 малых предприятия на 1000 жителей) отмечен в городах Кемерово (6), Новокузнецке (5), Прокопьевске, Киселевске, Междуреченске и Ленинск-Кузнецком (по 4).
Чрезвычайно низкое значение данного показателя в сельских районах.
Если рассматривать города и районы по доле налоговых поступлений в местные бюджеты от субъектов малого предпринимательства, то наибольшую долю имеют Кемерово - 24 процента, Новокузнецк - 20 процентов, Прокопьевск - 16 процентов, Киселевск - 12 процентов.
Если сравнивать показатели деятельности малого предпринимательства Кемеровской области с показателями регионов, можно сделать вывод о том, что Кемеровская области занимает позиции во второй десятке регионов с наиболее развитым малым бизнесом, а по Сибирскому федеральному округу находится в группе лидеров.
В частности, по количеству малых предприятий Кемеровская области занимает 17-е место в России, а по Сибирскому федеральному округу - 4-е.
По среднесписочной численности работников соответственно - 18-е и 4-е места.
21-е место в России занимает по объему производства и 3-е место среди регионов, входящих в Сибирский федеральный округ.
По показателю "инвестиции в основной капитал" находится на 14-й позиции в России и 3-й - по Сибирскому федеральному округу.
В текущем году сохраняется положительная тенденция развития малого предпринимательства.
Так, в первом полугодии 2001 года доля налоговых поступлений от малого бизнеса увеличилась до 13 процентов.
Увеличилось на 19 процентов количество малых предприятий и достигло 13,9 тысячи. На 11 процентов увеличилось число работающих на малых предприятиях, сегодня их в области - 113 тысяч.
В 2002 году наблюдается рост инвестиционной активности малых предприятий. Удельный вес предприятий малого бизнеса в общем объеме инвестиций составляет более 6 процентов (в 2000 году - 4 процента).
В области создана основа системы государственной и общественной поддержки малого предпринимательства, включающая в себя:
- департамент инвестиционной политики и поддержки малого предпринимательства Администрации Кемеровской области;
- комиссию по вопросам предпринимательства и потребительского рынка Совета народных депутатов Кемеровской области;
- областную межведомственную комиссию по преодолению административных барьеров при развитии предпринимательства;
- общественно-эксперный совет по малому предпринимательству Кемеровской области;
- Государственный фонд поддержки малого предпринимательства Кемеровской области;
- муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства в 15 городах и районах области;
- агентства развития и поддержки предпринимательства;
- Кузбасскую торгово-промышленную палату и её филиалы в 6 городах области;
- информационно-аналитические центры;
- учебно-деловые центры;
- бизнес-инкубаторы.
Важным элементом инфраструктуры поддержки малого предпринимательства являются муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства, которые занимаются микрокредитованием как начинающих, так и уже работающих предпринимателей, а также обучением, бизнес-планированием, оказанием консультативных и других услуг.
Опыт работы показывает, что микрокредитование, обеспечивающее доступ потенциальных предпринимателей, собирающихся начать свой бизнес, но не имеющих возможности получить в банках обычные кредиты, является перспективной и эффективной формой поддержки и развития малого бизнеса.
В городах и районах области на базе различных структур по поддержке предпринимательства организованы консультации по разработке бизнес-планов и нормативным правовым вопросам деятельности субъектов малого бизнеса, отработана система принятия решений по инвестициям в конкретные проекты.
В области приняты законы, направленные на поддержку предпринимательства:
Закон Кемеровской области от 09.12.97 № 39-ОЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Кемеровской области";
Несмотря на положительную динамику показателей, потенциал малого предпринимательства недостаточен с точки зрения требований рыночной экономики: число малых предприятий существенно ниже уровня, который требуется для включения механизма рыночной саморегуляции, обеспечения устойчивости и необратимости позитивных изменений.
Об этом свидетельствует и принятый в мировой практике показатель уровня предпринимательства - число малых предприятий на 1000 жителей. Так, в станах ЕС и Японии этот показатель достигает 45-50 предприятий. В Кемеровской области на 1000 жителей приходится немногим более 4 малых предприятий.
Недостаточно влияние малого предпринимательства и на формирование рациональной отраслевой структуры области, хотя она и соответствует структуре этой сферы экономики в целом по России. В Кемеровской области малые предприятия сконцентрированы в основном в 3 отраслях: торговле и общественном питании (41 процент), строительстве (15 процентов), промышленности (13 процентов). В странах ЕС малое предпринимательство играет ключевую роль в оптовой и розничной торговле, пищевой промышленности и строительстве.
Малое предпринимательство не смогла в достаточной мере решить вопросы занятости трудоспособного и частично потерявшего трудоспособность населения.
Все это свидетельствует о необходимости значительного увеличения потенциала малого предпринимательства и изменения его отраслевой структуры в Кемеровской области.
Поэтому вопросы развития и поддержки малого предпринимательства продолжают оставаться одной из приоритетных задач Администрации области и в ближайшее время необходимо осуществить ряд первоочередных мер в отношении малого бизнеса в рамках Программы для обеспечения устойчивого роста малых предприятий, повышения эффективности их деятельности и увеличения численности занятых в малом бизнесе.
Основные мероприятия Программы направлены прежде всего на разрешения проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства, среди которых наиболее острыми являются как недостаток собственных финансовых средств, так и административные барьеры, представляющие собой отдельный блок проблем организационного характера.
Не менее сложными являются трудности имущественного обеспечения, нестабильность бюджетной поддержки для финансирования предпринимательских проектов, неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков малых предприятий, системы гарантий для кредитования малого предпринимательства, механизмов самофинансирования, ограничения доступа малых предприятий к производственным мощностям и имуществу реструктуризуемых предприятий, неразвитость и нестабильность законодательства, в том числе налогового, и ряд других.
Для успешного преодоления данных проблем необходимо программными методами реализовать комплекс мер экономического и организационного характера.
Целью Программы является создание благоприятных экономических, правовых и организационных условий для интенсивного роста малого предпринимательства.
Задачи Программы определяются ее конечной целью и заключаются в следующем:
совершенствование нормативной правовой базы государственной поддержки малого предпринимательства;
развитие системы финансовой, имущественной и организационной поддержки малого предпринимательства;
совершенствование методов и механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства;
формирование и повышение эффективности использования созданной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и информационных систем;