Недействующий


СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ЗАКОН КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 25 марта 2002 года № 11-ОЗ


Об утверждении Программы государственной поддержки малого предпринимательства
в Кемеровской области на 2002-2004 годы

(с изменениями и дополнениями на 15 апреля 2003 года)

 _____________________________________________________
     Текст документа с изменениями и дополнениями, внесенными:
     Законом Кемеровской области от 15.04.03 г. № 22-ОЗ (газета "Кузбасс" от 29.04.03 г., № 77)
_____________________________________________________

 Принят Советом
 народных депутатов
Кемеровской области
27 февраля 2002 года № 1387


Настоящий Закон принят в целях реализации государственной политики в области малого предпринимательства и обеспечения благоприятных условий для его развития в Кемеровской области.

Статья 1. Утвердить Программу государственной поддержки малого предпринимательства в Кемеровской области на 2002-2004 годы согласно приложению к настоящему Закону.

Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.     

     Губернатор
Кемеровской области
А.М. Тулеев


Приложение
к Закону Кемеровской области
от 25 марта 2002 г. № 11-ОЗ



Программа государственной поддержки малого предпринимательства
в Кемеровской области на 2002- 2004 годы


Введение


Стабилизация и развитие экономики, решение проблемы занятости населения в области тесно связаны с развитием малого бизнеса.

Оказание всемерной поддержки развитию малого предпринимательства, формированию конкурентной среды рассматривается как одна из важнейших мер кардинального оздоровления экономики.

Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Кемеровской области на 2002-2004 годы разработана департаментом инвестиционной политики и поддержки предпринимательства Администрации Кемеровской области в соответствии с Законом Кемеровской области от 09.12.97 № 39-ОЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Кемеровской области", постановлением Администрации Кемеровской области от 04.10.2002 № 100 "О мерах по повышению эффективности государственной поддержки малого предпринимательства в Кемеровской области". Программа увязана с проектом Федераьной программы государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации на 2002-2004 годы.

Настоящая Программа сформирована исходя из принципа преемственности с учетом позитивных сдвигов в области законодательной, финансово-кредитной, информационной и иных форм поддержки малого предпринимательства.

Раздел 1. Паспорт Программы государственной поддержки
 малого предпринимательства в Кемеровской области на 2002- 2004 годы

(раздел 1. с изменениями на основании: Закона Кемеровской области от 15.04.03 г. № 22-ОЗ)

Наименование программы

Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Кемеровской области на 2002- 2004 годы (далее - Программа)

Наименование решения о разработке Программы

Закон Кемеровской области от 0912.97 № 39-ОЗ "О государственной поддержки малого предпринимательства в Кемеровской области", постановление Администрации Кемеровской области от 04.10.2002 № 100 "О мерах по повышению эффективности государственной поддержки малого предпринимательства в Кемеровской области".

Государственный заказчик, директор Программы

Администрация Кемеровской области, заместитель Губернатора области по экономике и финансам Ю.В. Ким

Основные разработчики Программы

Департамент инвестиционной политики и  поддержки малого предпринимательства Администрации Кемеровской области

Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели

Целью Программы является создание благоприятных экономических, правовых и организационных условий для интенсивного роста малого предпринимательства.
Задачи Программы определяются её конечной целью и заключаются в следующем:
Совершенствование нормативной правовой базы государственной поддержки малого предпринимательства;
Развитие системы финансовой, имущественной и организационной поддержки малого предпринимательства;
Совершенствование методов и механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства;
Формирование и повышение эффективности использования созданной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и информационных систем;
Развитие малого предпринимательства в инновационной и производственных сферах;
Создание новых рабочих мест;
Повышение информационно-аналитического мониторинга состояния малого предпринимательства в области и на этой основе разработка мер государственной политики развития малого предпринимательства.
Целевые показатели:
Обеспечение устойчивого роста численности малых предприятий с доведением их общего количества до 20 тысяч с суммарной численностью занятых около 170 тыс. человек, которые будут обеспечивать производство не менее 15 процентов регионального валового продукта.

Сроки и этапы реализации

2002-2004 годы

Основные направления Программы

Совершенствование нормативной правовой базы развития малого предпринимательства.
Развитие финансово-кредитных механизмов и имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства.
Развитие малого предпринимательства и повышение эффективности функционирования инфраструктуры  его поддержки.
Статистическое и аналитическое обеспечение малого предпринимательства.

Исполнители программных мероприятий

Департамент инвестиционной политики и поддержки предпринимательства Администрации Кемеровской области.
Государственный фонд поддержки малого предпринимательства Кемеровской области.
Департамент молодежной политики Администрации Кемеровской области.
Департамент экономического развития Администрации Кемеровской области.
Департамент внешних экономических связей Администрации Кемеровской области.
Главное финансовое управление Кемеровской области.
Кемеровской территориальное управление Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержки предпринимательства.
Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области.
Кузбасское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса.
Ассоциация кредитных союзов Кузбасса.
Кузбасская торгово-промышленная палата.
Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Кемеровской области.
Кемеровский областной комитет государственной статистики.
Общественно-экспертный совет по малому предпринимательству
Муниципальные фонды поддержки и развития малого предпринимательства.
Региональный маркетинговый центр.
Управление компьютерных технологий Администрации Кемеровской области.
Территориальное агентство в Кемеровской области Федеральной службы по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению.
Администрации городов и районов.

Объемы и источники финансирования

Общая потребность в финансовых ресурсах на реализацию мероприятий Программы определяется в объеме 380,3 млн. рублей, из них:
2002 год - 105,13 млн. рублей, в том числе:
субсидии областного бюджета - 3,0;
кредит областного бюджета - 10,0;
средства государственного фонда поддержки малого предпринимательства - 3,8;
средства муниципальных фондов поддержки предпринимательства - 36,3;
средства федерального бюджета - 20,83;
средства муниципальных бюджетов - 4.2;
привлеченные средства - 27,0;
2003 год - 126,08 млн. рублей, в том числе:
субсидии областного бюджета - 5,06;
субвенции областного бюджета - 20,0;
гарантии областного бюджета - 20,0;
средства государственного фонда поддержки малого предпринимательства - 3,8;
средства муниципальных фондов поддержки предпринимательства - 36,3;
средства федерального бюджета - 21,13;
средства муниципальных бюджетов - 4.2;
привлеченные средства - 37,0.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

К концу 2004 года в рамках выполнения мероприятий Программы предполагается:
Создать более 6000 рабочих мест, в том числе:
2002-й - 1860 рабочих мест; 2003-й - 1980 рабочих мест; 2004-й - 2240 рабочих мест;
увеличить налоговые поступления в бюджеты всех уровней от предприятий сферы малого предпринимательства до 20 процентов (2002-й - 15 процентов; 2003-й - 17 процентов; 2004-й - 20 процентов);
увеличить вклад малого предпринимательства в валовой внутренний продукт до 15 процентов (2002-й - 11 процентов; 2003-й - 13 процентов; 2004-й - 15 процентов);
обеспечить трансформацию сфер деятельности в сторону увеличения производства товаров и оказания услуг населению.

Система организации контроля за выполнением программы

Департамент инвестиционной политики и поддержки предпринимательства Администрации Кемеровской области.
Совет народных депутатов Кемеровской области
Контрольно-счетная палата Кемеровской области

Раздел 2. Анализ исходного состояния проблемы

(раздел 2. с изменениями на основании: Закона Кемеровской области от 15.04.03 г. № 22-ОЗ)

Малое предпринимательство играет все возрастающую роль в экономике области, вовлекая свободные трудовые ресурсы в различные виды предпринимательской деятельности.

На территории Кемеровской области в 2000 году действуют более 11 тысяч малых предприятий. По сравнению с 1999 годом их количество увеличилось на 17 процентов.

За 2000 год малыми предприятиями выпущено товаров и услуг на 8,7 млрд. рублей (8,5 процента областного объема продукции), из них строительными предприятиями - 31 процент, промышленными - 29 процентов, предприятиями торговли и общественного питания - 28 процентов.

На развитие экономики и социальной сферы малыми предприятиями направлено 655 млн. рублей инвестиций (4 процента инвестиций в основной капитал по области). 34 процента инвестиций освоено строительными предприятиями, 23 процента - предприятиями торговли и общественного питания.

В видовой структуре инвестиций более половины затрат приходится на приобретение машин, оборудования, инструмента и инвентаря.

Средняя численность работающих на малых предприятиях составляет 101 тыс. человек (8 процентов занятых на предприятиях всех отраслей экономики области), половина из которых занята в промышленности и строительстве. По сравнению с предыдущем годом численность увеличилась на 5 процентов.

Кроме этого, еще около 63000 человек работают как индивидуальные предприниматели без образования юридического лица.

Малые предприятия вносят заметный вклад в пополнение бюджетов всех уровней.

За 2000 год доля малых предприятий в общем объеме налоговых поступлений составила 11 процентов (за 1999 год - 10,3 процента). Наблюдается рост поступлений налоговых сборов от предпринимателей, работающих по единому налогу на вмененный доход, в I квартале 2002 года на 37 процентов в сравнении с соответствующим периодом 2000 года (92 млн. рублей - в I квартале 2000 года, 126 млн. рублей - I квартале 2001 года).

Производство отдельных видов продукции малыми предприятиями составляет значительную долю в общем объеме по области. Так, на выпуск безалкогольных напитков приходится 93 процента, минеральной воды - 82 процента, масла животного - 30 процентов, цельномолочной продукции - 24 процента, хлеба - 8,7 процента.

По-прежнему сохраняется высокая дифференциация по уровню развития малого предпринимательства между городами и районами области, а потенциал малого предпринимательства в развитии экономики городов и районов используется крайне неравномерно. Основная часть малых предприятий сконцентрирована в городах Кемерово и Новокузнецке (более 50 процентов).

Основным относительным показателем, характеризующим уровень территориального распространения и развития предпринимательства, является количество малых предприятий на 1000 жителей. Наиболее высокий удельный показатель  (выше среднеобластного уровня - 4 малых предприятия на 1000 жителей) отмечен в городах Кемерово (6), Новокузнецке (5), Прокопьевске, Киселевске, Междуреченске и Ленинск-Кузнецком (по 4).

Чрезвычайно низкое значение данного показателя в сельских районах.

Если рассматривать города и районы по доле налоговых поступлений в местные бюджеты от субъектов малого предпринимательства, то наибольшую долю имеют Кемерово - 24 процента, Новокузнецк - 20 процентов, Прокопьевск - 16 процентов, Киселевск - 12 процентов.

Если сравнивать показатели деятельности малого предпринимательства Кемеровской области с показателями регионов, можно сделать вывод о том, что Кемеровская области занимает позиции во второй десятке регионов с наиболее развитым малым бизнесом, а по Сибирскому федеральному округу находится в группе лидеров.

В частности, по количеству малых предприятий Кемеровская области занимает 17-е место в России, а по Сибирскому федеральному округу - 4-е.

По среднесписочной численности работников соответственно - 18-е и 4-е места.

21-е место в России занимает по объему производства и 3-е место среди регионов, входящих в Сибирский федеральный округ.

По показателю "инвестиции в основной капитал" находится на 14-й позиции в России и 3-й - по Сибирскому федеральному округу.

В текущем году сохраняется положительная тенденция развития малого предпринимательства.

Так, в первом полугодии 2001 года доля налоговых поступлений от малого бизнеса увеличилась до 13 процентов.

Увеличилось на 19 процентов количество малых предприятий и достигло 13,9 тысячи. На 11 процентов увеличилось число работающих на малых предприятиях, сегодня их в области - 113 тысяч.

В 2002 году наблюдается рост инвестиционной активности малых предприятий. Удельный вес предприятий малого бизнеса в общем объеме инвестиций составляет более 6 процентов (в 2000 году - 4 процента).

В области создана основа системы государственной и общественной поддержки малого предпринимательства, включающая в себя:

- департамент инвестиционной политики и поддержки малого предпринимательства Администрации Кемеровской области;

- комиссию по вопросам предпринимательства и потребительского рынка Совета народных депутатов Кемеровской области;

- областную межведомственную комиссию по преодолению административных барьеров при развитии предпринимательства;

- общественно-эксперный совет по малому предпринимательству Кемеровской области;

- Государственный фонд поддержки малого предпринимательства Кемеровской области;

- муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства в 15 городах и районах области;

- агентства развития и поддержки предпринимательства;

- Кузбасскую торгово-промышленную палату и её филиалы в 6 городах области;

- информационно-аналитические центры;

- учебно-деловые центры;

- бизнес-инкубаторы.

Важным элементом инфраструктуры поддержки малого предпринимательства являются муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства, которые занимаются микрокредитованием как начинающих, так и уже работающих предпринимателей, а также обучением, бизнес-планированием, оказанием консультативных и других услуг.

Опыт работы показывает, что микрокредитование, обеспечивающее доступ потенциальных предпринимателей, собирающихся начать свой бизнес, но не имеющих возможности получить в банках обычные кредиты, является перспективной и эффективной формой поддержки и развития малого бизнеса.

В городах и районах области на базе различных структур по поддержке предпринимательства организованы консультации по разработке бизнес-планов и нормативным правовым вопросам деятельности субъектов малого бизнеса, отработана система принятия решений по инвестициям в конкретные проекты.

В области приняты законы, направленные на поддержку предпринимательства:
Закон Кемеровской области от 09.12.97 № 39-ОЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства  в Кемеровской области";

Закон Кемеровской области от 20.07.98 № 38-ОЗ "О привлечении кредитов Администрации области, о предоставлении бюджетных кредитов, государственных гарантий юридическим лицам в Кемеровской области";  

Закон Кемеровской области от 28.11.2002 № 97-ОЗ "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории Кемеровской области"   

Закон Кемеровской области от 29.05.99 № 24-ОЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности на территории Кемеровской области";

Закон Кемеровской области от 21.07.99 № 56-ОЗ "О привлечении инвестиций в экономику Кемеровской области";

Закон Кемеровской области от 19.11.2001 № 105-ОЗ "Об установлении налоговых льгот субъектам инвестиционной деятельности в Кемеровской области".

Несмотря на положительную динамику показателей, потенциал малого предпринимательства недостаточен с точки зрения требований рыночной экономики: число малых предприятий существенно ниже уровня, который требуется для включения механизма рыночной саморегуляции, обеспечения устойчивости и необратимости позитивных изменений.

Об этом свидетельствует и принятый в мировой практике показатель уровня предпринимательства - число малых предприятий на 1000 жителей. Так, в станах ЕС и Японии этот показатель достигает 45-50 предприятий. В Кемеровской области на 1000 жителей приходится немногим более 4 малых предприятий.

Недостаточно влияние малого предпринимательства и на формирование рациональной отраслевой структуры области, хотя она и соответствует структуре этой сферы экономики в целом по России. В Кемеровской области малые предприятия сконцентрированы в основном в 3 отраслях: торговле и общественном питании (41 процент), строительстве (15 процентов), промышленности (13 процентов). В странах ЕС малое предпринимательство играет ключевую роль в оптовой и розничной торговле, пищевой промышленности и строительстве.

Малое предпринимательство не смогла в достаточной мере решить вопросы занятости трудоспособного и частично потерявшего трудоспособность населения.

Все это свидетельствует о необходимости значительного увеличения потенциала малого предпринимательства и изменения его отраслевой структуры в Кемеровской области.

Поэтому вопросы развития и поддержки малого предпринимательства продолжают оставаться одной из приоритетных задач Администрации области и в ближайшее время необходимо осуществить ряд первоочередных мер в отношении малого бизнеса в рамках Программы для обеспечения устойчивого роста малых предприятий, повышения эффективности их деятельности и увеличения численности занятых в малом бизнесе.

Основные мероприятия Программы направлены прежде всего на разрешения проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства, среди которых наиболее острыми являются как недостаток собственных финансовых средств, так и административные барьеры, представляющие собой отдельный блок проблем организационного характера.

Не менее сложными являются трудности имущественного обеспечения, нестабильность бюджетной поддержки для финансирования предпринимательских проектов, неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков малых предприятий, системы гарантий для кредитования малого предпринимательства, механизмов самофинансирования, ограничения доступа малых предприятий к производственным мощностям и имуществу реструктуризуемых предприятий, неразвитость и нестабильность законодательства, в том числе налогового, и ряд других.

Для успешного преодоления данных проблем необходимо программными методами реализовать комплекс мер экономического и организационного характера.

Раздел 3. Цели и задачи Программы

 

Целью Программы является создание благоприятных экономических, правовых и организационных условий для интенсивного роста малого предпринимательства.

Задачи Программы определяются ее конечной целью и заключаются в следующем:

совершенствование нормативной правовой базы государственной поддержки малого предпринимательства;

развитие системы финансовой, имущественной и организационной поддержки малого предпринимательства;

совершенствование методов и механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства;

формирование и повышение эффективности использования созданной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и информационных систем;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»