АДМИНИСТРАЦИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 марта 2000 года N 22
О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. Постановления Администрации Кемеровской области от 16.11.2000 г. N 95)
(признано утратившим силу Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 19.10.2010 N 454)
Для унификации разрабатываемых проектов целевых программ, получения максимального эффекта от реализации программных мероприятий, более тесной взаимоувязки целей и ресурсов, а также исключения практики решения текущих вопросов за счет целевых программ.
1. Утвердить представленное Положение о порядке разработки и реализации целевых программ развития отраслей экономики и социально - экономического развития территорий Кемеровской области (приложение N 1).
2. Закрепить функции координатора разработки целевых программ на территории области за комитетом по экономике Администрации Кемеровской области (Д.Д.Аганин).
3. Руководителям департаментов и управлений Администрации области строго учитывать требования Положения о порядке разработки и реализации целевых программ развития отраслей экономики и социально - экономического развития территорий Кемеровской области при разработке целевых программ.
4. Рекомендовать главам городов и районов учитывать требования Положения о порядке разработки и реализации целевых программ развития отраслей экономики и социально - экономического развития территорий Кемеровской области при разработке целевых программ местного развития.
5. Комитету по экономике (Д.Д.Аганин), главному финансовому управлению Администрации области (В.Д.Аброськина) начиная с 2000 года не принимать к рассмотрению предлагаемые к финансированию региональные целевые программы, противоречащие требованиям Положения о порядке разработки и реализации целевых программ развития отраслей экономики и социально - экономического развития территорий Кемеровской области.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора по экономике и финансам А.М.Лаврова.
7. Постановление вступает в силу с момента его подписания.
Губернатор области
А.М. Тулеев
ПОЛОЖЕНИЕ о порядке разработки и реализации целевых программ развития отраслей экономики и социально - экономического развития территорий Кемеровской области
Настоящее Положение разработано на основании распоряжения Администрации области от 28.09.99 N 976-р "О разработке Положения о порядке разработки и реализации областных целевых программ", Методических рекомендаций по разработке и реализации региональных программ в Российской Федерации Министерства экономики Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 26.06.95 N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", а также анализа реализации региональных целевых программ на территории области в течение последних 7 лет с целью:
унификации разрабатываемых проектов целевых программ (далее - программ);
более качественного освещения проблем, требующих решения, и методов их реализации с помощью программирования;
исключения практики решения вопросов текущего финансирования отраслей экономики за счет программ;
более тесной увязки целей, материальных и трудовых ресурсов, сроков, финансовых ресурсов и возможностей бюджета;
тесной увязки проблем, предлагаемых к решению программным методом с анализом и перспективами социально - экономического развития области;
повышения уровня разработки антикризисных программ и программ социально - экономического развития городов и районов области;
получения максимального эффекта от предлагаемых мероприятий.
Настоящее Положение предназначено для департаментов и управлений Администрации области, занимающихся разработкой и реализацией региональных целевых программ на территории Кемеровской области, а также администраций городов и районов.
Положение устанавливает:
порядок разработки и утверждения программ;
полномочия, обязанности и последовательность действий инициаторов решения проблем методом программирования и органов исполнительной власти в процессе разработки и утверждения программ;
единые требования к структуре и формам программных документов; механизмы финансирования и управления программами;
ответственность участников программ за реализацию программ.
Программа представляет собой комплекс мер - производственных, организационных, научно - исследовательских и т. д., взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям и срокам и направленных на решение конкретных задач в производственной и социальной сферах жизни области.
Программа является одним из механизмов реализации концепции стратегического развития региона в краткосрочном периоде (1 - 2 года)
(в ред. Распоряжения Администрации Кемеровской области от 16.11.2000 N 95)
Программы могут быть:
по масштабности - комплексными и узкоспециализированными; по характеру возникновения проблемы - планово - прогнозными и конъюнктурными;
по охвату проблем - областными, городскими (районными) и отраслевыми
(в ред. Распоряжения Администрации Кемеровской области от 16.11.2000 N 95)
Целевыми программами не являются:
соглашения о совместном финансировании из средств областного (местного) бюджета действующих учреждений социальной сферы;
разовая финансовая поддержка органов исполнительной власти, а также долевое участие в строительстве, реконструкции отдельного предприятия, учреждения;
дотация на производство отдельных видов продукции, товаров и услуг.
Основные участники программного процесса:
генеральный заказчик - орган исполнительной власти области - Администрация области или отдельной территории - администрация территории;
директор программы - ответственное лицо в Администрации области или органах местного самоуправления - заместитель Губернатора или главы администрации территории, курирующий сектор экономики, на решение проблем в котором нацелена программа;
разработчик программы - специализированная организация, выполняющая по договору с генеральным заказчиком работы по разработке целевой программы. Разработчиком программы может также выступать рабочая группа, созданная по решению директора программы;
заказчик - юридическое лицо, инициирующее и финансирующее разработку и реализацию отдельных проектов или мероприятий целевой программы;
инвесторы - юридические и физические лица, осуществляющие вложения собственных, заемных, привлеченных и бюджетных средств на реализацию мероприятий программы. Инвесторы могут выступать в роли заказчиков отдельных проектов, а также в качестве пользователей результатов программы;
исполнители - юридические лица, уполномоченные генеральным заказчиком осуществить реализацию мероприятий программы.
Участники программного процесса вправе совмещать две или более функций.
Инициаторами разработки программ могут являться:
1. Администрация области.
2. Органы местного самоуправления.
3. Органы законодательной власти области или отдельных территорий.
4. Федеральные структуры, действующие на территории области.
5. Хозяйствующие субъекты.
6. Общественные и иные организации.
Если инициатором разработки являются хозяйствующие субъекты или общественные организации, то данные предложения рассматриваются после согласования с соответствующим отраслевым департаментом Администрации области или органом местного самоуправления. Основанием для разработки программы является распоряжение органа исполнительной власти. Данное распоряжение определяет наименование программы, директора и сроки составления программы. Директор программы принимает решение о разработке программы силами заказчика, рабочей группой или сторонней организацией. Разработанная программа должна соответствовать приведенной ниже структуре.
Структура программ включает в себя, как правило, девять основных разделов.
Оформляется титульный лист программы (приложение N 1).
1-й раздел. Паспорт целевой программы
В данном разделе представляются основные сведения о программе: наименование, дата принятия решения о ее разработке и дата утверждения, сведения о государственном заказчике, директоре программы и основных ее разработчиках, основных целях и задачах, сроках и этапах реализации, перечне основных мероприятий, исполнителях, объемах и источниках финансирования, ожидаемых результатах реализации программы и методах организации контроля за ходом ее выполнения. Форма паспорта программы представлена в приложении N 2.
2-й раздел. Анализ исходного состояния проблемы
В данном разделе приводится анализ сложившейся социально - экономической ситуации; оценивается актуальность проблемы для области (города или района), приводятся основные оценочные показатели, обосновывающие необходимость решения указанной проблемы: динамика показателей по данной проблеме за предыдущие годы, уровень удовлетворения потребностей населения, предприятий и организаций области в товарах и услугах, развитие производства которых предлагается осуществить программным способом, сравнение с нормативными показателями, уровень аналогичных показателей в соседних регионах; попытки решения проблемы в предыдущие годы, другими методами; для программ развития территорий - определяются основные тенденции развития социально - экономической ситуации, экономики городов и районов, конкурентные характеристики территории, оценка уровня инвестиционной привлекательности региона, финансово - бюджетной ситуации и кредитоспособности местных бюджетов; приводится долгосрочная (среднесрочная) концепция развития территории или отрасли. В данном же разделе указываются группы населения, регионы и хозяйствующие субъекты, заинтересованные в реализации программы.
(в ред. Распоряжения Администрации Кемеровской области от 16.11.2000 N 95)
Главная цель раздела - вскрытие причин проблемной ситуации и определение реальных путей ее решения.
3-й раздел. Цели и задачи программы
Под целью программы понимается получение комплексного эффекта от реализации предусмотренных в программе мероприятий, осуществление которых направлено на приближение к достижению долгосрочных и среднесрочных стратегических ориентиров, определенных в концепции по соответствующему направлению.
Определяется набор взаимоувязанных мероприятий, которые классифицируются по степени значимости для достижения цели программы.
При разработке антикризисных программ и программ социально - экономического развития отдельных территорий области необходимо отразить вопросы, связанные со структурной перестройкой экономики региона, повышением рентабельности предприятий, выпуском конкурентоспособной и импортозамещающей продукции, развитием инфраструктуры, охраной окружающей среды, развитием малого и среднего бизнеса, решением социальных проблем, повышением качества управления
(в ред. Распоряжения Администрации Кемеровской области от 16.11.2000 N 95)
4-й раздел. Перечень мероприятий и работ
по реализации программы
В разделе перечисляются конкретные программные мероприятия, указываются содержание мероприятий, сроки проведения и исполнители, оценивается финансовое обеспечение каждого мероприятия. Они могут носить организационный, правовой, инвестиционный или инновационный характер.
Перечень мероприятий формируется на основе комплексного охвата задач для достижения конечной цели программы.
При этом ввод новых производственных мощностей должен быть обоснован экономической или технологической целесообразностью, значительным эффектом от сокращения ввоза данной продукции из других регионов и из-за рубежа, маркетинговыми исследованиями.
Строительство объектов социальной сферы должно быть направлено на сокращение объектов, не завершенных строительством, и включать в себя объекты с высокой степенью готовности.
Приведение сведений о наличии проектно - сметной документации, бизнес - планов обязательно.
5-й раздел. Механизм осуществления программы
В разделе приводится перечень мероприятий, предусмотренных программой и обеспечивающих достижение цели программы
(в ред. Распоряжения Администрации Кемеровской области от 16.11.2000 N 95)
6-й раздел. Ресурсное обеспечение программы
В разделе должны быть указаны предстоящие расходы на реализацию программы:
финансовые - по источникам поступления с разбивкой по годам реализации программы. В данном разделе необходимо указать все источники поступления средств: собственные средства предприятий, организаций, бюджетные средства (с разбивкой на все уровни бюджета), привлеченные средства (кредитные ресурсы, средства внебюджетных фондов, спонсорская поддержка)