АДМИНИСТРАЦИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 8.10.1997 года № 958-р
Кемеровской области
(утратил силу с 12.12.05 г.)
___________________________________________________________
Документ утратил силу на основании:
постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 06.10.05 г. № 98
___________________________________________________________
В соответствии с Законом Российской Федерации от 19 декабря 1991 г. № 2О6О-1 "Об охране окружающей природной среды" в целях предотвращения утраты генофонда и сохранения редких и исчезающих видов животных и растений на территории области и улучшения их естественного воспроизводства:
1. Учредить Красную книгу Кемеровской области - перечень редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов, а также мест их обитания и лимитирующих факторов.
2. Утвердить прилагаемое Положение о порядке ведения Красной книги Кемеровской области.
3. Утвердить прилагаемое Положение о комиссии по редким и находящимся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов.
4. Утвердить персональный состав комиссии по редким и находящимся под угрозой исчезновения животным, растениям и грибам.
5. Рекомендовать Кемеровскому областному комитету охраны окружающей среды и природных ресурсов (Малахов С.М.) и Кемеровскому государственному университету (Захаров Ю.А.) подготовить к изданию II том Красной книги Кемеровской области (Растения и грибы).
6. Рекомендовать Кемеровскому областному комитету охраны окружающей среды и природных ресурсов разработать проект областного закона об охране редких видов животных, растений и грибов, занесенных в Красную книгу Кемеровской области.
7. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на отдел координации природоохранной деятельности Администрации Кемеровской области.
И.о.Главы Администрации
С.В.Березнев
Утверждено
распоряжением Администрации
Кемеровской области
от 08.10.97 N 958-р
1.1. В Кемеровской области в соответствии с Законом Российской Федерации "Об охране окружающей среды и природных ресурсов" ведется Красная книга Кемеровской области, содержащая совокупность сведений о состоянии и распространении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов, лимитирующих факторах для каждого вида, а также мерах охраны, необходимых для разработки и осуществления мероприятий по их сохранению и восстановлению.
Ведение Красной книги Кемеровской области осуществляется в соответствии с действующим природоохранным законодательством Российской Федерации, Положением о Красной книге Российской Федерации, а также настоящим Положением, которое устанавливает порядок ведения Красной книги Кемеровской области.
1.2. Красная книга Кемеровской области ведется в целях обеспечения сохранения генофонда редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов на территории Кемеровской области.
1.3. Красная книга Кемеровской области ведется Кемеровским областным комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов по согласованию с департаментом сельского хозяйства и продовольствия Администрации Кемеровской области, Кемеровским управлением лесами, Кемеровской областной инспекцией рыбоохраны и другими заинтересованными научно-исследовательскими учреждениями.
1.4. Финансирование мероприятий по ведению Красной книги Кемеровской области осуществляется за счет средств областной экологической программы, средств внебюджетных экологических фондов и других источников.
1.5. Для научного обеспечения ведения Красной книги Кемеровской области при областном комитете охраны окружающей среды и природных ресурсов создается комиссия по редким и находящимся под угрозой исчезновения животным, растениям и грибам (далее - комиссия).Положение и персональный состав комиссии утверждается распоряжением Администрации Кемеровской области.
2. Принципы отбора животных,
растений и грибов для занесения в
Красную книгу Кемеровской области
2.1. Вид заносят в Красную книгу Кемеровской области только в случае, если он нуждается в мерах срочной государственной охраны; его утилитарная, научная, эстетическая или иная ценность может при этом учитываться лишь как второстепенный критерий.
2.2. Необходимость охраны вида должна быть обоснована объективными данными о состоянии его популяции в разных частях ареала.
2.3. При отборе видов необходимо учитывать то, что природоохранными мероприятиями должна быть охвачена по возможности большая территория (или акватория). Отбор желательно проводить среди представителей разных отрядов (семейств) по зональному и более узкому биогеографическому принципу.
2.4. Отбор видов желательно проводить ориентируясь в значительной мере на виды - индикаторы, развивающиеся на редко встречающемся кормовом субстрате или обитающие в аналогичных ситуациях.
3. Основные требования
при отборе видов животных,растений и грибов
для занесения в Красную книгу Кемеровской области
3.1. При отборе видов животных, растений и грибов для занесения в Красную книгу Кемеровской области должны соблюдаться следующие требования:
а) в Красную книгу Кемеровской области включаются только редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных, растений и грибов, которые занесены в Красную книгу Российской Федерации, а также виды, нуждающиеся в особых мерах охраны на всей территории Кемеровской области;
б) при прочих равных условиях приоритет устанавливается:
для уязвимых, узкоэндемичных и редких видов, охрана которых важна для сохранения своеобразия флоры и фауны Кемеровской области;
для видов, реальная или потенциальная хозяйственная ценность которых установлена, и при сохранении нынешних темпов эксплуатации их запасов могут быть поставлены на грань исчезновения, то есть назрела необходимость принятия срочных мер по их охране и воспроизводству;
для видов, которым не требуется срочных мер охраны, но необходим государственный контроль за их состоянием в силу их уязвимости (обитающих на краю ареала, естественно редких и т.д.);
для видов, обитающих (произрастающих) в естественных условиях на территории Кемеровской области и попадающих под действие международных соглашений и конвенций.
4. Основные мероприятия по ведению
Красной книги Кемеровской области
4.1. Ведение Красной книги Кемеровской области включает:
сбор и анализ данных о редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов, занесенных и рекомендуемых к занесению в Красную книгу Кемеровской области;
организацию мониторинга состояния животных, растений и грибов, относящихся к видам, занесенным в Красную книгу Кемеровской области;
создание и пополнение банка данных о редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов на современных носителях информации;
занесение в установленном порядке в Красную книгу Кемеровской области (или исключение из нее) того или иного вида животного, растения или гриба;
подготовку предложений по специальным мерам охраны и организации особо охраняемых природных территорий с целью сохранения видов животных, растений и грибов, занесенных в Красную книгу Кемеровской области.
5. Сбор и анализ данных для ведения
Красной книги Кемеровской области
5.1. Сбор и анализ данных для ведения Красной книги Кемеровской области обеспечивается в результате проведения необходимых обследований и мониторинга состояния редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов.
5.2. Юридические и физические лица, деятельность которых связана с изучением, охраной, восстановлением и использованием редких видов животных, растений и грибов,представляют в областной и районные комитеты охраны окружающей среды и природных ресурсов информацию о состоянии видов, занесенных в Красную книгу Кемеровской области, нарушениях среды их обитания и о всех установленных случаях незаконного их добывания, уничтожения, гибели или угрозы исчезновения, а также мерах по охране и воспроизводству этих видов животных, растений и грибов.
5.3. Областной комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов организует:
работы по инвентаризации, проведению зоогеографических, флористических и геоботанических обследований, по оценке состояния видов животных, растений и грибов, занесенных в Красную книгу Кемеровской области и другие мероприятия, связанные с ведением Красной книги;
работы по сбору и уточнению информации от юридических и физических лиц, сведений и предложений по редким и находящимся под угрозой исчезновения видам животных, растений и грибов на одведомственных им территориях и, по необходимости, направляют эти данные в Минприроды России;
обеспечение мониторинга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов.
5.4. Областной комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов в этих целях выполняет следующие виды работ:
обеспечивает регистрацию, систематизацию и анализ полученных от районных комитетов охраны окружающей среды и природных ресурсов данных о редких и находящихся под угрозой исчезновения видах животных, растений и грибов;
организует сбор дополнительных сведений о состоянии редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов от научно-исследовательских учреждений, вузов и иных организаций;
организует работу комиссии по редким и находящимся под угрозой исчезновения животным, растениям и грибам;
разрабатывает методические указания и инструкции, необходимые для сбора данных о редких и находящихся под угрозой исчезновения видах животных, растений и грибов, занесенных в Красную книгу Кемеровской области;
определяет научно-исследовательские учреждения, вузы и иные организации, которые формируют банки данных по редким и находящимся под угрозой исчезновения видам животных, растений и грибов, осуществляет анализ и обобщение материалов по ним;
определяет и утверждает структуру и методику ведения головными научно-исследовательскими учреждениями банка данных о редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов, занесенных в Красную книгу Кемеровской области;
осуществляет подготовку к изданию и распространение материалов по Красной книге Кемеровской области и издание просветительских публикаций на ее основе;
осуществляет подготовку предложений по сохранению видов, занесенных в Красную книгу Кемеровской области, и направление их в Правительство Российской Федерации и Администрацию Кемеровской области для принятия решений по специальным мерам охраны и по организации особо охраняемых природных территорий;
осуществляет хранение информации и других материалов по видам животных, растений и грибов, занесенных в Красную книгу Кемеровской области;
представляет по необходимости в Администрацию области материалы по Красной книге Кемеровской области.
6. Организация мониторинга
состояния видов животных, растений и грибов,
занесенных в Красную книгу Кемеровской области,
и среды их обитания
6.1. Мониторинг состояния видов животных, растений и грибов, занесенных в Красную книгу Кемеровской области, представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза за состоянием этих видов в природе в целях своевременного выявления изменений, предупреждения и устранения влияния негативных процессов на среду их обитания.
6.2. Структура, содержание и ведение мониторинга видов животных, растений и грибов, занесенных в Красную книгу Кемеровской области, устанавливается в соответствии с Единой государственной системой экологического мониторинга.
6.3. Организацию и обеспечение мониторинга за состоянием видов животных, растений и грибов, занесенных в Красную книгу Кемеровской области, осуществляют областной и районные комитеты охраны окружающей среды и природных ресурсов во взаимодействии со специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды,осуществляющими эти функции в соответствующих сферах управления.
7. Создание и пополнение банка данных
о редких и находящихся под угрозой исчезновения
видах животных, растений и грибов
7.1. В целях решения практических задач научного обеспечения ведения Красной книги Кемеровской области, включая мониторинг состояния редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов,Кемеровский областной комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов организует создание и пополнение банка данных для хранения научной информации об этих видах на современных носителях информации.
7.2. Сбор данных по указанным видам производится по единой методике, утверждаемой Кемеровским областным комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов по представлению комиссии.
8. Порядок занесения (исключения)
редких и находящихся под угрозой исчезновения
видов животных,растений и грибов в Красную книгу
Кемеровской области
8.1. В Красную книгу Кемеровской области заносятся редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных, растений и грибов, постоянно или временно обитающие в состоянии естественной свободы или произрастающие в естественных условиях на территории Кемеровской области, нуждающиеся в специальных государственноправовых действиях, входящих в компетенцию Администрации области и Кемеровского областного комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов,направленных на установление особой охраны и разработку мер по их восстановлению.
8.2. Предложения о занесении в Красную книгу Кемеровской области, исключении из нее или о переводе из одной категории статуса редкости в другую того или иного вида животного, растения или гриба направляются юридическими и физическими лицами в Кемеровский областной и районные комитеты охраны окружающей среды и природных ресурсов для последующего рассмотрения комиссией. Порядок рассмотрения указанных предложений определяется Кемеровским областным комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов.
8.3. Основанием для занесения в Красную книгу Кемеровской области редкого или находящегося под угрозой исчезновения вида животного, растения или гриба служат данные об опасном сокращении его численности и (или) ареала, о неблагоприятных изменениях условий существования этого вида или другие данные, свидетельствующие о необходимости принятия особых мер по его сохранению и восстановлению.
8.4. Основанием для исключения из Красной книги Кемеровской области или изменении категории статуса того или иного вида животного, растения или гриба служат данные о восстановлении его численности и (или) ареала, о положительных изменениях его существования или другие данные, свидетельствующие об отсутствии необходимости принятия особых мер по его охране и восстановлению.