ЗАКОН КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
от 28 сентября 1998 года № 46-ОЗ
О локальных естественных монополиях
Принят Законодательным
Собранием Кемеровской области
17.09.98 N 375
_________________________________________________________
Документ утратил силу с 18.08.00 г. на основании
Закона Кемеровской области от 28.07.00 г. № 55-ОЗ
_________________________________________________________
Настоящий Закон устанавливает правовые основы регулирования деятельности естественных монополий в Кемеровской области и направлен на:
достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий;
защиту потребителей от возможных злоупотреблений субъектов естественных монополий их доминирующим положением;
создание условий для развития монопольных отраслей в интересах общества.
Настоящий Закон распространяется на отношения, возникающие на товарных рынках области, в которых участвуют субъекты локальных естественных монополий, потребители, государственные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.
В настоящем Законе используются следующие понятия:
товар - продукт деятельности (включая работы, услуги), предназаченный для продажи или обмена;
взаимозаменяемые товары - группа товаров, которые могут быть сравнимы по их функциональному значению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что покупатель действительно заменяет или готов заменить их друг другом в процессе потребления ( в том числе производственного);
товарный рынок - сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами;
хозяйствующие субъекты - российские и иностранные коммерческие организации и их объединения ( союзы или ассоциации ), некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе сельскохозяйственных потребителей кооперативов, а также индивидуальные предприниматели;
конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;
естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства ( в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар чем спрос на другие виды товаров;
локальная естественная монополия - естественная монополия, существующая на локальном экономическом пространстве, устанавливаемая и регулируемая в границах одного субъекта Российской Федерации или одной административно-территориальной единицы;
субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии;
потребитель - физическое или юридическое лицо, приобретающее товар, производимый (реализуемый ) субъектом естественной монополии;
руководитель субъекта естественной монополии (иного хозяйствующего субъекта) - лицо, уполномоченное выступать без доверенности от имени субъекта естественной монополии (иного хозяйствующего субъекта);
группа лиц - совокупность юридических или юридических и физических лиц, применительно к которым выполняется одно или несколько следующих условий: лицо или несколько лиц в результате соглашения ( согласованных действий) имеют право прямо или косвенно распоряжаться (в том числе на основании договоров купли-продажи, доверительного управления, о совместной деятельности, поручения или иных сделок) более чем 50 процентами от общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица. При этом под косвенным распоряжением голосами юридического лица понимается возможносгь фактического распоряжения ими через третьих лиц, по отношению к которым первое лицо обладает вышеперечисленным правом или полномочием;
между двумя или более лицами заключен договор, которым предоставлено право определять условия ведения предпринимательской деятельности одного или нескольких участников договора или иных лиц либо осуществлять функции их исполнительного органа;
лицо имеет право назначения более 50 процентов состава исполнительного органа и (или) совета директоров ((наблюдательного совета) юридического лица;
одни и те же физические лица представляют собой более 50 процентов состава исполнительного органа и ( или )совета директоров (наблюдательного совета) двух и более юридических лиц.
Положения настоящего Закона, относящиеся к хозяйствующим субъектам, распространяются на группу лиц.
1. Настоящим Законом регулируется деятельность субъектов локальных естественных монополий, к которым относятся:
предприятия по производству тепловой и электроэнергии для общего пользования,не подключенные к единой энергосистеме;
предприятия, осуществляющие ( обеспечивающие ) электро-, тепло- и газоснабжение;
предприятия и объекты водопроводного и канализационного хозяйства;
службы уборки мусора и снега, содержащие места хранения отходов, включая снежные свалки, предприятия по сбору и переработке отходов;
предприятия, оказывающие ритуальные услуги и содержащие кладбища;
предприятия промышленного железнодорожного транспорта;
предприятия пригородного пассажирского автомобильного транспорта;
автовокзалы, включая системы их обслуживания и эксплуатации;
аэропорты местного значения, включая комплексы сооружений и технических средств;
порты и пристани местного значения, включая комплексы сооружений и технических средств;
предприятия и объекты местных почты, телефона, радио и телевидения, включая передающие сети.
2. Изменения в перечень сфер деятельности локальных естественных монополий вносятся по согласованию с территориальным управлением Государственного антимонопольного комитета России.
Статус локальной естественной монополии устанавливается постановлением представительного органа власти Кемеровской области по согласованию с территориальным управлением Государственного антимонопольного комитета России на основании представления Администрации области.
В области формируется единый Перечень (Реестр) локальных естественных монополий. Порядок формирования и ведения Перечня (Реестра) устанавливается распоряжением Администрации области.
1. Контролю и регулированию в соответствии с настоящим Законом подлежит деятельность предприятий, организаций и объединений, имеющих статус локальных естественных монополий независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.
2. Для локальных естественных монополий устанавливается особый режим хозяйственной деятельности, предусматривающий регламентацию реализации их имущественных прав и рыночного поведения.
3. Конкретные условия особого режима хозяйственной деяТельности локальных естественных монополий вводятся в действие решением (комиссия) или распоряжением (местная администрация) органа государственного контроля и регулирования.
Органами контроля и регулирования деятельности локальных естественных монополий
( далее - органы регулирования) в целях выполнения настоящего Закона могут выступать:
специально созданные комиссии при Администрации области и органов местного самоуправления;
областные органы исполнительной власти;
органы местного самоуправления;
территориальные структуры федеральных регулирующих органов при наличии двустороннего соглашения с Администрацией области.
1. Под контролем за деятельностью локальных естественных монополий в настоящем Законе понимается:
контроль за изменением цен и тарифов на товары ( работы, услуги), производимые ( реализуемые ) в условиях естественной монополии;
контроль за изменением стандартов и качества товаров (работ, услуг), а также условий обслуживания потребителей товаров (работ, услуг), производимых ( реализуемых) в условиях естественной монополии;
контроль за любыми сделками, в результате которых балансовая стоимость собственного капитала субъекта локальной естественной монополии по последнему утвержденному балансу изменяется на 10 и более процентов;
контроль за арендой, залогом, доверительным управлением или иными сделками, в результате которых происходит временное приобретение или отчуждение права владения или пользования имуществом как субъекта локальной естественной монополии, так и чужим, если балансовая стоимость такого имущества превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта локальной естественной монополии по последнему утвержденному балансу;
контроль за инвестиционной деятельностью субъекта локальной естественной монополии, в результате которой приобретается более 10 процентов голосующих акций, паев или долей в имуществе любых других хозяйствующих субъектов;
контроль за изменением в составе учредителей, владельцев голосующих акций, паев и долей имущества, представляющих более 10 процентов голосов на собраниях собственников субъекта локальной естественной монополии;
рассмотрение спорных случаев выставления счетов и других претензий обслуживаемых потребителей;
рассмотрение программ развития, совершенствования технической и технологической базы хозяйствующих субъектов локальных естественных монополий.
2. Для совершения действий, указанных в абзаце 2 пункта 1 настоящей статьи, субъект локальной естественной монополии обязан представить в соответствующий орган регулирования ходатайство и сообщить информацию, необходимую для принятия решения.
Требования к содержанию такой информации и форме ее представления определяются решением (распоряжением) органа регулирования локальной естественной монополии, издаваемым в соответствии с пунктом 1 статьи 13 настоящего Закона.
Орган регулирования локальной естественной монополии вправе отказать в удовлетворении ходатайства, если заявленные в нем действия могут привести к отрицательным последствиям, а также в случаях, если заявителем не представлены все необходимые документы, либо при их рассмотрении обнаружено, что содержащаяся в них информация, имеющая существенное значение для принятия решения, является недостоверной.
Орган регулирования локальной естественной монополии не позднее 30 дней со дня получения ходатайства сообщает заявителю в письменной форме о своем решении - согласии или отказе. Отказ должен быть мотивирован. В случае, если для принятия решения необходима дополнительная информация, орган регулирования локальной естественной монополии вправе запросить ее у заявителя и увеличить срок рассмотрения ходатайства на 30 дней при условии, что такой запрос вместе с уведомлением о продлении срока рассмотрения ходатайства направлен заявителю не позднее 15 дней со дня его получения. Если в течение 15 дней со дня истечения срока рассмотрения ходатайства ответ органа регулирования локальной естественной монополии не будет получен, либо в удовлетворении ходатайства будет отказано по мотивам, которые заявитель сочтет незаконными, заявитель вправе обратиться в суд за защитой своих прав.
3. Лицо или группа лиц, которые в результате приобретения на рынке акций (долей) в уставном ( складочном) капитале субъекта естественной монополии либо в результате иных сделок (в том числе договоров поручения, доверительного управления, залога) приобретают более чем 10 процентов общего количества голосов, приходящихся на все акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал субъекта естественной монополии, обязаны уведомить об этом, а также обо всех случаях изменения принадлежащего им количества голосов соответствующий орган регулирования локальной естественной монополии в 30-дневный срок со дня приобретения.
Такую же обязанность несет субъект локальной естественной монополии, приобретающий акции ( доли) в уставном (складочном) капитале другого хозяйствующего субъекта, предоставляющие ему более чем 10 процентов общего количества голосов, приходящихся на все акции (доли).
Для осуществления контроля за соблюдением требований, предусмотренных настоящим пунктом, орган регулирования естественной монополии вправе запрашивать у хозяйственных обществ и товариществ сведения о составе их участников, располагающих более чем 10 процентами общего количества голосов.
1. На основании анализа статистической и учетно-отчетной информации об издержках производства и обращения товаров и услуг, о ценообразовании и рыночных ценах в сферах действия локальных естественных монополий органами контроля и регулирования применяются следующие методы регулирования:
установление индексов и коэффициентов предельного повышения цен;