Недействующий


ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ


ЗАКОН КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 5 ноября 1997 года № 36-ОЗ


Об охране труда

(утратил силу с 21 июля 2002 года на основании

Закона Кемеровской области от 04.07.2002 N 50-ОЗ (газета "Кузбасс" от 10.07.2002 г., № 119))


_____________________________________________________

Текст документа с изменениями, внесенными

Законом Кемеровокой области № 24-ОЗ от 21.06.988 г.     _____________________________________________________

Настоящий Закон направлен на обеспечение реализации конституционного права граждан на условия труда, отвечающие требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и в связи с нею в организациях всех форм собственности и хозяйственной деятельности на территории Кемеровской области.

Закон занимает верховенствующее положение по отношению к другим законодательным и нормативным актам Кемеровской области в сфере охраны труда.

Настоящий Закон направлен на обеспечение реализации конституционного права граждан на условия труда, отвечающие требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и в связи с нею в организациях всех форм собственности и хозяйственной деятельности на территории Кемеровской области.

Закон занимает верховенствующее положение по отношению к другим законодательным и нормативным актам Кемеровской области в сфере охраны труда.


Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятие охраны труда

Охрана труда представляет собой систему законодательных и нормативных правовых актов, социально-экономических, организационных, технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных и иных мероприятий, средств и способов, посредством которых реализуется политика, направленная на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда и осуществление гарантий прав работников на охрану труда.


Статья 2. Законодательство об охране труда и сфера его действия    

Статья 2. Законодательство об охране труда и сфера его действия 1. Законодательство об охране труда включает положения Конституции Российской Федерации,  Основы законодательства Российской Федерации об охране труда, настоящий Закон, развивающий положения названных Основ, а также других законодательных актов Российской Федерации, Кемеровской области и аналогичных международных правовых актов по безопасности, гигиене труда и производственной среде, действующих в Российской Федерации и на территории Кемеровской области.

2. Положения настоящего Закона действуют на всей территории Кемеровской области и распространяются на юридических лиц всех форм собственности и видов хозяйствования, включая предприятия, учреждения, кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, объединения, филиалы и представительства юридических лиц (в дальнейшем - организации), и физических  лиц , включая граждан других субъектов Российской Федерации и иностранных государств, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и Кемеровской области и международными договорами (соглашениями).

3. Действие Закона распространяется на владельцев (собственников), учредителей и администрацию организаций (в дальнейшем - работодатели) и лиц, состоящих в трудовых отношениях с организациями (в дальнейшем - работники), включая студентов и учащихся учебных заведений, проходящих производственную или ознакомительную практику, военнослужащих, привлекаемых для работы в организациях, лиц, отбывающих наказание по приговору суда в период их работы в исправительно-трудовых учреждениях или в организациях, определяемых органами, ведающими исполнением приговоров, а также участников других видов трудовой деятельности, организуемой в интересах общества и государства.

Статья 3. Нормативные акты по охране труда и сфера их действия

1. На территории Кемеровской области действует система нормативных правовых актов, содержащих единые нормативные требования по охране труда, обязательные для соблюдения органами исполнительной власти, организациями всех форм собственности при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производств и труда.

2. Нормативные правовые акты включают:

государственные стандарты системы стандартов безопасности труда; отраслевые стандарты системы стандартов безопасности труда; санитарные правила; санитарные нормы; гигиенические нормативы; санитарные правила и нормы; строительные нормы и правила; правила безопасности; правила устройства и безопасной эксплуатации; межотраслевые и отраслевые инструкции по безопасности и охране труда, в том числе типовые; межотраслевые и отраслевые правила по охране труда; межотраслевые и отраслевые организационно-методические документы (положения, методические указания, рекомендации).  

Статья 4. Основные положения государственной политики                               

                      в сфере  охраны труда

1. Главным принципом разработки и реализации политики в сфере охраны труда для всех сторон, включая органы управления, надзора, контроля и участников трудовых отношений, является приоритет жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности.

2. Реализация названного принципа осуществляется на основе следующих положений:

гарантий прав работников на охрану труда;

обеспечения охраны труда в соответствии с действующими нормативными правовыми актами с учетом современных технологий и оборудования;

гарантий прав работников на льготы и компенсации в связи с тяжелыми и вредными условиями труда и на возмещение ущерба, причиненного увечьем или утратой здоровья на производстве;

       государственного управления охраной труда;

государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства и нормативных актов по охране труда, норм и правил охраны труда, общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в сфере охраны труда;

приоритетного финансирования охраны труда, проведения эффективной налоговой и кредитной политики, применения экономических льгот и санкций, способствующих созданию безопасных и здоровых условий труда;

обеспечения взаимодействия и сотрудничества органов управления, государственного надзора, общественного контроля и участников трудовых отношений в реализации и финансировании мероприятий по охране труда;

ответственности за нарушения законодательных и нормативных правовых актов, норм и правил охраны труда.

Статья 5. Участие профсоюзных и  общественных организаций (объединений)  

                       в разработке и принятии решений  по проблемам  охраны труда  

1.Граждане могут объединяться в общественные организации (объединения)  для решения проблем охраны труда, которые действуют в соответствии с законодательством об общественных  организациях (объединениях).

2. Органы государственного и хозяйственного управления, надзора и  контроля, организации оказывают помощь и поддержку профсоюзам и общественным  организациям (объединениям), и рассматривают разработанные ими предложения, рекомендации.

3. Профсоюзы, в лице их соответствующих органов, и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право принимать участие в разработке и согласовании нормативных правовых актов по охране труда.

4. Профсоюзы обладают правом законодательной инициативы в   области охраны труда в Законодательном Собрании Кемеровской области, (в областном Совете народных депутатов), участвуют в разработке и согласовании   законодательных и иных нормативных правовых актов.

Глава 2. ПРАВА РАБОТНИКОВ НА ОХРАНУ ТРУДА И ГАРАНТИИ ИХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Статья 6. Права работников в сфере охраны труда
     1. Работник имеет право:

на условия труда, отвечающие требованиям норм и правил по охране труда, предотвращающие угрозу жизни, травмы, ухудшение состояния здоровья, заболевания или снижение работоспособности;

на информацию от работодателя или государственных органов о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о риске повреждения здоровья, о предпринимаемых работодателем мерах защиты от опасных и вредных производственных факторов и его ответственности за отступление от законодательства по охране труда, нормативных правовых актов, норм и правил охраны труда;

на информацию о состоянии его здоровья по результатам предварительного при поступлении на работу и последующих периодических медицинских осмотров;

на возмещение ущерба, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием или иной утратой здоровья при исполнении трудовых обязанностей;

на обеспечение системой защитно-компенсационных мероприятий за счет работодателя, включающих рациональные режимы труда, индивидуальные средства защиты, санитарно-технические решения, медицинскую реабилитацию, лечебно-профилактическое питание и другое, в тех случаях, когда при современном технико-экономическом уровне невозможно обеспечить условия труда в соответствии с требованиями норм и нормативных актов по гигиене и охране труда;

на соблюдение дифференциации условий труда, норм физических нагрузок, ограничений работы в отдельных профессиях, временного перевода на работу вне контакта с вредными и опасными факторами в связи с полом работника, беременностью и родами с сохранением заработной платы и предоставлением льгот в установленном порядке;

на ознакомление и предоставление ему возможности принимать участие в рассмотрении вопросов по условиям труда на его рабочем месте на всех уровнях управления, инспектирования и расследования несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве;

на проведение инспектирования, экспертизы условий труда на его рабочем месте соответствующими службами государственного или общественного надзора и контроля, в том числе по запросу самого работника;

на отказ от выполнения работ в условиях реальной опасности для его жизни и здоровья;

на жалобу и (или) апелляцию при расследовании аварий, профессиональных заболеваний и несчастных случаев или инспекции, а также в случаях нарушения требований безопасности и гигиены труда на рабочем месте по вине работодателя;

на обучение безопасным методам и приемам работы за счет работодателя;

на профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае закрытия предприятия, ликвидации рабочего места вследствие нарушения законодательства об охране труда и (или) технической невозможности обеспечения здоровых и безопасных условий труда, а также в случаях потери трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием;

на обязательное государственное социальное страхование от несчастных случаев, профессиональных заболеваний, а если условия труда не отвечают санитарным нормам и нормативам, то и от инвалидности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

на периодическое медицинское освидетельствование в соответствии с действующими правилами и необходимые лечебно-профилактические мероприятия за счет работодателя либо его правопреемника.


Статья 7. Гарантии осуществления прав работников на охрану труда

 Органы законодательной,  исполнительной и судебной власти Кемеровской области гарантируют права на охрану труда работников, участвующих в трудовом процессе по договору с работодателем путем использования в полном объеме полномочий, предоставленных им законодательством Российской Федерации.


Глава III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА

   Статья  8. Законодательное обеспечение охраны труда

1. Законодательной базой регулирования отношений в  сфере  охраны труда на территории Кемеровской области являются соответствующие законы Российской Федерации и Кемеровской области. Для иностранных граждан, работающих на территории Кемеровской области на основе международных договоров и соглашений, регулирование отношений в сфере охраны труда может осуществляться на иной нормативно-правовой  базе, если это предусмотрено упомянутыми договорами и соглашениями.

2. Право законодательной инициативы в отношении пересмотра, внесения изменений и дополнений в настоящий Закон принадлежит Законодательному Собранию (областному Совету народных депутатов) и Администрации Кемеровской области (Правительству области), органам государственного и ведомственного (отраслевого) управления, контроля и надзора за охраной труда, организациям, политическим партиям, общественным организациям и движениям, объединениям граждан.

3. Вносимые в настоящий Закон изменения и дополнения должны обеспечивать, как правило, более высокую эффективность охраны труда, чем ранее действовавшие нормы. Внесение в Закон изменений и дополнений, снижающих достигнутый  уровень охраны труда, не допускается.  

4. Во всех случаях на территории Кемеровской области подлежат исполнению те нормы законодательства Российской Федерации или законодательства Кемеровской области, которые более полно обеспечивают права работников на охрану труда.  

Статья 9. Нормативное правовое  обеспечение охраны труда

1. Запрещается применять на территории Кемеровской области  нормативные правовые акты, содержащие несоответствия действующему законодательству об охране труда или введенные в действие с отклонениями от установленного порядка.

2. На территории Кемеровской области действуют:

межотраслевые и отраслевые нормативные правовые акты по охране труда, предназначенные для применения на всей территории Российской Федерации или территориях нескольких субъектов Российской Федерации, включая Кемеровскую область, и введенные в действие уполномоченными на то органами в порядке (согласование, утверждение, государственная регистрация), установленном для федеральных нормативных актов данного вида;

межотраслевые и отраслевые нормативные акты по охране труда, предназначенные к применению исключительно на территории Кемеровской области и введенные в действие уполномоченными на то органами.

При этом обязательному согласованию и регистрации в департаменте труда  Администрации Кемеровской области (органе по труду Правительства области) подлежат те нормативные правовые акты, рассчитанные на неоднократное применение в двух и более отраслях народного хозяйства Кемеровской области и не носящие персонального характера, которые содержат новые нормы охраны труда, изменяют или дополняют ранее действовавшие нормы или расширяют действие ранее принятых норм охраны труда. Данный порядок согласования и регистрации упомянутого вида нормативных актов распространяется как на постоянные (без ограничения срока действия), так и на временные акты, в том числе вводимые в экспериментальном порядке;

стандарты организаций системы стандартов безопасности труда, инструкции по охране труда для работников, в том числе и на отдельные виды работ, разрабатываемые и утверждаемые в этих организациях.

При этом несоответствие нормативных правовых актов этого типа действующим нормативным правовым актам федерального и областного уровней недопустимо.

3. При отсутствии в межотраслевых или отраслевых нормативных правовых актах норм, регламентирующих порядок обеспечения  безопасных и безвредных условий труда в каком-либо производстве, работодатель обязан ввести временные нормы по согласованию с уполномоченными на это органами государственного надзора. Одновременно перед органами федерального или областного уровня, в компетенцию которых входит ввод в действие соответствующих межотраслевых и отраслевых нормативных правовых актов, ставится вопрос о внесении изменений или дополнений в эти акты.

Статья 10. Методическое обеспечение охраны труда

Запрещается применять на территории Кемеровской области методические и рекомендательные документы, содержащие отступления от требований законодательства об охране труда, нормативных правовых актов по охране труда, либо введенными в действие не уполномоченными на то органами.

Статья 11. Программы по обеспечению охраны труда

В Кемеровской области осуществляется программно-целевой метод проведения государственной политики в области охраны труда.

1. Администрация Кемеровской области (Правительство области) разрабатывает и обеспечивает выполнение Территориальной программы охраны труда (далее - Территориальная программа), которая включает в себя комплекс правовых, социально-экономических, организационно-технических и иных мероприятий ( как правило межотраслевого характера), направленных на обеспечение охраны труда на территории области.

Территориальная программа  утверждается Законодательным Собранием Кемеровской области (областным Советом народных депутатов) с   учетом   консультаций  с  органами государственного надзора и контроля, объединениями  работодателей,     профессиональными союзами в  лице  их  соответствующих  органов.

2. В отраслях промышленности с высоким уровнем опасных и вредных факторов производства,  перечень которых устанавливается департаментом труда Администрации Кемеровской области (органом по труду Правительства области), разрабатываются и выполняются Региональные отраслевые программы охраны труда (далее - Региональные программы).

Региональные программы подлежат обязательному согласованию с Департаментом труда Администрации Кемеровской области(органом по труду Правительства области), органами государственного надзора и контроля,   соответствующими территориальными объединениями профессиональных союзов.

3. В организациях работодателями разрабатываются и выполняются комплексные планы (программы)  охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий (далее - Комплексные планы).

Комплексные планы являются неотъемлемой частью коллективных договоров.

4. Программы всех уровней должны содержать перечень конкретных мероприятий, сроки выполнения,  ответственных за исполнение, источники и объемы финансирования, в том числе на текущий финансовый год.

Статья 12. Подготовка специалистов по охране труда

1. В Кемеровской области для производств с высоким уровнем потенциальных опасностей в соответствующих учреждениях высшего и среднего профессионального образования центров охраны труда, а также в институтах повышения квалификации, аспирантурах и докторантурах, обеспечивается подготовка специалистов в сфере охраны труда.

2. Вопросы охраны труда включаются в программы обучения на всех уровнях профессиональной подготовки: в начальных, средних и высших образовательных учреждениях и в учреждениях повышения квалификации.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»