1. Местное самоуправление в Кемеровской области обладает собственными гарантированными Конституцией Российской Федерации и федеральными законами предметами ведения. В ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения , а также переданные им в установленном порядке государственные полномочия.
2. Вопросами местного значения являются вопросы обеспечения жизнедеятельности муниципального образования и оказания услуг населению, которые не исключены из компетенции местного самоуправления или не переданы какому-либо другому органу власти федеральным законом или законом области, и последствия решения которых не выходят за границы муниципального образования.
3. К вопросам местного значения относятся:
принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением;
владение , пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;
комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;
содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений;
организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;
организация ,содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечения санитарного благополучия населения; охрана общественного порядка , организация и содержание муниципальных органов общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;
регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований, создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;
контроль за использованием земель, регулирование использования водных объектов, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений;
участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;
организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло-, водоснабжения и канализации;
организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;
муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения, благоустройство и озеленение территорий муниципального образования; организация утилизации и переработки бытовых отходов;
организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
организация и содержание муниципальных архивов;
организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечение услугами связи;
создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
создание условий для деятельности учреждений культуры, сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;
организация и содержание муниципальной информационной службы, создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования;
создание условий для развития физической культуры и спорта;
обеспечение социальной поддержки и содействия занятости населения;
обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы.
Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами Кемеровской области, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.
4. В компетенции местного самоуправления могут также находиться отдельные государственные полномочия, возложенные на органы местного самоуправления федеральными законами и законодательством Кемеровской области с одновременной передачей материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна федеральным и областным органам государственной власти. Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяются соответственно федеральным и областным законодательством.
5. Вопросы местного значения реализуются в пределах полномочий органов местного самоуправления, определенных главой шестой настоящего Закона.
6. В случае, если на территории муниципального образования ( за исключением города ) имеются другие муниципальные образования, предметы ведения муниципальных образований, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов разграничиваются законом области, а в отношении внутригородских муниципальных образований - уставом города. Разграничение предметов ведения, объектов муниципальной собственности, источников доходов местных бюджетов должно обеспечивать экономическую и финансовую самостоятельность муниципальных образований. Подчиненность одного муниципального образования другому не допускается.