Действующий

О КОНЦЕПЦИИ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПОЛИТИКИ НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ (с изменениями на: 17.07.2000)

1. ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА


Энергетическая политика региона включает систему мер государственного регулирования, направленных на полное и бесперебойное обеспечение потребностей народного хозяйства и населения региона в энергоресурсах.

Она осуществляется органами управления региона по отношению ко всем производителям, поставщикам и потребителям энергоресурсов, находящихся на данной территории. Энергетическая политика призвана выражать долгосрочные общественные интересы, которые рыночные механизмы учесть и реализовать не могут. В современных условиях она выступает в качестве универсального инструмента разрешения противоречий между региональными и текущими коммерческими интересами отдельных производителей и потребителей топлива и энергии.

Основной целью энергетической политики при рыночных преобразованиях в энергетике является повышение эффективности использования энергоресурсов как основы экономического роста и подъема жизненного уровня населения. В связи с такой трактовкой главной цели ожидаемые результаты реформы выражаются:

в достижении приемлемых для производителя и потребителей тарифов на электро- и тепловую энергию;

в создании благоприятных инвестиционных возможностей для развития, реконструкции и технического перевооружения отрасли;

в обеспечении необходимой надежности энергоснабжения и качества энергоносителей;

в минимизации воздействия энергоисточников на окружающую среду.

К числу важных задач энергетической политики относится активное воздействие регулирующих органов на формирование рационального спроса на энергоресурсы. С этой целью на региональном уровне необходимо создать систему управления энергоэффективностью, которая должна включать администрацию Красноярского края; АО "Красноярскэнерго"; потребителей топлива и энергии. Система подобного типа должна функционировать на основе баланса интересов производителей, потребителей топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) и общества в целом. Причем органы управления (администрация) региона в соответствии с приоритетами энергетической политики формируют особую мотивационную среду, в которой осуществляется взаимодействие энергокомпаний с потребителями.

В то же время следует учитывать необходимость дополнительных затрат на формирование рыночной среды, в том числе на проведение научно-исследовательских работ (НИР) в области энергосбережения и проектирование соответствующих систем, а также создание и обслуживание информационно-технологической инфраструктуры энергетического рынка.

На рисунке 1 (приложение 1) приведена схема формирования энергетической политики. Ее составными элементами являются:

приоритеты и цели;

средства реализации целей в форме конкретных организационных мер и инвестиционных проектов;

механизм реализации, включающий специальную организационную структуру и методы административно-правового, экономического и социально-психологического регулирования.

Главная задача энергетической политики состоит в обеспечении социально-экономического развития региона на основе надежного энергоснабжения при минимальном расходе ресурсов и воздействии на окружающую среду в условиях меняющихся внешних факторов: экономических, политических, социальных, технических, экологических, культурно-образовательных. Поэтому приоритеты и цели энергетической политики закономерно различаются на отдельных этапах развития региона. На ранней стадии переходного периода особое значение приобретает поддержание социальной стабильности.

Энергетическая политика может быть долгосрочной, рассчитанной на десятки лет, и краткосрочной, направленной на решение тактических задач, которые являются средством осуществления стратегических (долгосрочных) целей.

В сфере управления энергетикой долгосрочная политика, ориентированная на глубинные, стратегические изменения, имеет первостепенное значение, если учитывать высокую инерционность ТЭК. Применительно к крупным административно-территориальным регионам, каким является Красноярский край, значение долгосрочной политики возрастает также в связи с расширением их экономической самостоятельности и независимостью от федеральных органов управления в решении многих энергетических проблем. Исходя из опыта при формировании энергетической политики, следует рассматривать временные рамки не менее 15 - 20 лет, но с разбивкой их на отдельные этапы.

Основополагающие элементы энергетической политики - ее субъекты и объекты. На региональном уровне управления субъектами энергетической политики выступают органы законодательной и исполнительной властей. Объекты политики - это все производители и потребители энергоресурсов, находящиеся в границах региона, включая и население (личное потребление).

На рисунке 2 (приложение 2) приведена схема согласования интересов разных уровней. На стадии формирования энергетической политики важно правильное определение приоритетов и целей для отдельных объектов, которые устанавливаются с учетом главной задачи энергетической политики. Они не должны дублироваться и противоречить друг другу. Приоритеты обычно формулируются с помощью качественных характеристик, в то время как отраслевые цели должны быть описаны и количественно определены. Они зависят от энергоэкономических характеристик региона.

Антикризисная энергетическая политика представляет собой курс действия органов управления регионом и систему мер по предотвращению и локализации негативных явлений в ТЭК, выработанных на основе анализа факторов и форм энергетического кризиса.

С учетом вышеизложенного для Красноярского края на обозримую перспективу (примерно на 10 лет) можно установить следующие приоритеты:

достижение максимально возможной независимости от поставок энергоресурсов из других регионов;

устранение критического износа фондов систем электро- и теплоснабжения;

повышение надежности и качественного уровня энергоснабжения сельских районов края.

В рамках предложенной системы приоритетов рекомендуется следующий примерный набор основных целей:

непосредственные энергосбережения за счет совершенствования методов эксплуатации и обслуживания, предоставления обучения, а также регулирования и настройки системы;

совершенствования, достигаемые за счет небольших ревизий и восстановлений в системе, выполняемые самим объектом на базе собственного или местного финансирования;

прогрессивные инвестиционные программы, направленные на крупные реконструкции для повышения энергетической отдачи с должным учетом экологических соображений и элементов пригодности, а также финансирование предложенных мер;

повышение доли электроэнергии и природного газа в структуре энергопотребления в промышленности;