Как отмечено выше, энергетическая политика оформляется в виде энергетической программы, которая в свою очередь является главным инструментом ее реализации. В ней фиксируются конкретные цели деятельности, определяются средства их достижения с указанием сроков реализации, а также потребности в инвестиционных ресурсах.
Краевую программу энергосбережения целесообразно разрабатывать в трех аспектах (с детальными технико-экономическими обоснованиями эффективности инвестиционных решений):
по отраслям (производители и потребители энергии);
по территориям (города и районы края);
по направлениям деятельности (электрификация, энергосбережение, расширение энергетической базы региона, структурные сдвиги в экономике региона).
На рисунках 3 и 4 (приложения 3, 4) приведены примерные схемы расчета и реализации основных параметров программы, включающие различные методы и механизмы регулирования административно-правового, экономического и социально-психологического характера, систему обеспечения и органы управления ТЭК региона. Главный принцип, которым необходимо руководствоваться при формировании системы управления, - обеспечение согласования интересов региона в целом, отдельных территорий (городов и районов) и предприятий путем поиска и разрешения соответствующих противоречий. Интересы всех уровней следует однозначно рассматривать как равноправные, постановка вопроса о приоритетности каких-либо интересов должна быть категорически отвергнута.
Разработку программы рекомендуется основывать на следующих принципах:
1. Комплексность:
многоцелевой ее характер, то есть ориентация на совместное достижение ряда экономических, политических, социальных, научно-технических, экологических целей;
охват всех видов энергоресурсов, форм их переработки и использования;
учет потребностей развития и функционирования обеспечивающих энергетику секторов народного хозяйства (в машиностроении, металлургии, транспорте, подготовке специалистов и др.);
сочетание необходимых для ее реализации мер в области государственного регулирования, развития науки и техники, структурных средств в экономике;
иерархическое построение программы с выделением подпрограмм различного уровня (отраслевых, территориальных, обеспечивающих и т.д.).
2. Отражение динамичности процесса развития энергетики:
охват тактических и стратегических задач; выделение временных границ (ближайший период, средне- и долгосрочная перспектива);
учет перспективных изменений в энергетике (стоимостные показатели, динамика выявленных запасов топлива, темпы решения научно-технических задач, спрос на различные виды энергоресурсов);
корректировка программ в соответствии с фактическим ходом процесса.
3. Многовариантность:
совершенствование методических основ программирования - усовершенствование методов количественного анализа различных вариантов развития;
применение энергоэкономических моделей при формировании программ обусловлено тремя предпосылками;
квантифицируемостью большинства факторов и переменных, вводимых в модель;
накоплением большого опыта в области экономико-математического моделирования;
наличие высокоэффективных ЭВМ, позволяющих реализовывать имитационные модели.