Действующий

О КОНЦЕПЦИИ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПОЛИТИКИ НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ (с изменениями на: 17.07.2000)

2. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ


Как отмечено выше, энергетическая политика оформляется в виде энергетической программы, которая в свою очередь является главным инструментом ее реализации. В ней фиксируются конкретные цели деятельности, определяются средства их достижения с указанием сроков реализации, а также потребности в инвестиционных ресурсах.

Краевую программу энергосбережения целесообразно разрабатывать в трех аспектах (с детальными технико-экономическими обоснованиями эффективности инвестиционных решений):

по отраслям (производители и потребители энергии);

по территориям (города и районы края);

по направлениям деятельности (электрификация, энергосбережение, расширение энергетической базы региона, структурные сдвиги в экономике региона).

На рисунках 3 и 4 (приложения 3, 4) приведены примерные схемы расчета и реализации основных параметров программы, включающие различные методы и механизмы регулирования административно-правового, экономического и социально-психологического характера, систему обеспечения и органы управления ТЭК региона. Главный принцип, которым необходимо руководствоваться при формировании системы управления, - обеспечение согласования интересов региона в целом, отдельных территорий (городов и районов) и предприятий путем поиска и разрешения соответствующих противоречий. Интересы всех уровней следует однозначно рассматривать как равноправные, постановка вопроса о приоритетности каких-либо интересов должна быть категорически отвергнута.

Разработку программы рекомендуется основывать на следующих принципах:

1. Комплексность:

многоцелевой ее характер, то есть ориентация на совместное достижение ряда экономических, политических, социальных, научно-технических, экологических целей;

охват всех видов энергоресурсов, форм их переработки и использования;

учет потребностей развития и функционирования обеспечивающих энергетику секторов народного хозяйства (в машиностроении, металлургии, транспорте, подготовке специалистов и др.);

сочетание необходимых для ее реализации мер в области государственного регулирования, развития науки и техники, структурных средств в экономике;

иерархическое построение программы с выделением подпрограмм различного уровня (отраслевых, территориальных, обеспечивающих и т.д.).

2. Отражение динамичности процесса развития энергетики:

охват тактических и стратегических задач; выделение временных границ (ближайший период, средне- и долгосрочная перспектива);

учет перспективных изменений в энергетике (стоимостные показатели, динамика выявленных запасов топлива, темпы решения научно-технических задач, спрос на различные виды энергоресурсов);

корректировка программ в соответствии с фактическим ходом процесса.

3. Многовариантность:

совершенствование методических основ программирования - усовершенствование методов количественного анализа различных вариантов развития;

применение энергоэкономических моделей при формировании программ обусловлено тремя предпосылками;

квантифицируемостью большинства факторов и переменных, вводимых в модель;

накоплением большого опыта в области экономико-математического моделирования;

наличие высокоэффективных ЭВМ, позволяющих реализовывать имитационные модели.