АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 октября 1999 года N 664-П

О КОНЦЕПЦИИ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПОЛИТИКИ НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

 (в ред. Постановления администрации края от 17.07.2000 N 536-П)

В целях реализации Федерального закона "Об энергосбережении" от 03.04.96 N 28-ФЗ, а также для проведения единой политики в области энергоресурсосбережения на территории Красноярского края

постановляю:

1. Утвердить Концепцию энергосберегающей политики на территории Красноярского края (прилагается).

2. Для реализации Концепции Главному управлению развития экономики и промышленности администрации края (Ананьев) в месячный срок разработать и представить на рассмотрение администрации края организационно-технический план разработки целевой программы энергосбережения на территории края.

3. Контроль за выполнением Постановления возложить на первого заместителя Губернатора края Овчинникова В.В.

(п. 3 в ред. Постановления администрации края от 17.07.2000 N 536-П)

4. Постановление вступает в силу со дня подписания.


Губернатор края
А.И.ЛЕБЕДЬ



Утверждена
Постановлением
администрации края
от 18 октября 1999 года N 664-П


КОНЦЕПЦИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПОЛИТИКИ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ


Красноярск, 1999

КОНЦЕПЦИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПОЛИТИКИ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ


Концепция содержит основные элементы энергетической политики и проекты документов нормативно-правового обеспечения энергосбережения на территории Красноярского края. Данная концепция отработана рабочей группой, образованной Распоряжением администрации края от 04.09.98 N 737-р, по материалам, которые подготовили коллективы организаций, представленные членами указанной группы.

СОДЕРЖАНИЕ


     Введение

     1.   Энергетическая политика

     2.   Принципы построения программы энергосбережения

     2.1. Реализация и обеспечение программы энергосбережения

     2.2. Структура программы энергосбережения

     2.3. Представление результатов работы экспертных групп

     3.   Структура и функции Регионального центра управления

     энергосбережением в Красноярском крае

     4.   Законодательная база для реализации политики

     энергосбережения в Красноярском крае

     5.   Приложения:

     1.   Схема формирования энергетической политики региона

     2.   Схема согласования интересов в процессе формирования

     и реализации энергетической политики

     3.   Схема расчета основных параметров энергетической

     программы

     4.   Схема системы управления реализацией энергетической

     программы региона

     5.   Этапы разработки программы энергосбережения

     в Красноярском крае

     6.   Организационные мероприятия по разработке программы

     энергосбережения в Красноярском крае

ВВЕДЕНИЕ


Как и вся экономика страны, топливно-энергетический комплекс (ТЭК) переживает в настоящее время тяжелейший период.

Высокая доля энергоемких технологий (энергоемкость национального дохода в России в 2 - 3 раза выше, чем в странах Западной Европы), непомерно расточительный характер энергопотребления (более трети всех потребляемых ресурсов расходуется нерационально), стремительный рост тарифов на тепловую и электрическую энергию, авторитетные экспертные оценки удручающего технического состояния основных производственных фондов и реальных перспектив развития ТЭК являются серьезнейшими препятствиями дальнейшего реформирования экономики.

Сибирь является по существу главной топливно-энергетической базой страны, здесь производится 77 процентов всех энергоресурсов страны, в том числе 27 процентов электроэнергии, добывается 91 процент газа, 69 процентов нефти, 61 процент угля. Несмотря на уникальные возможности по добыче и производству энергоресурсов, ТЭК Сибири переживает в настоящее время глубокий кризис. Все это является следствием перенапряжения производственного потенциала при постоянном остром недостатке инвестиций на его развитие, серьезных диспропорций между подготовкой запасов, добычей и переработкой энергоресурсов, производством и транспортом энергии, развитием производства и инфраструктуры. Есть и другая особенность - энергоемкость и электроемкость промышленного производства Сибири превосходит среднероссийский показатель на 13 - 14 процентов, при этом уровень цен на энергоресурсы не соответствует уровню эффективности использования топлива и энергии.

По заключению специалистов Института стратегического управления планетарной ресурсо-энергетической и социально-гуманитарной деятельности человека, уже сегодня подавляющее число электростанций в стране работает в критическом, предаварийном режиме, 20 процентов основного генерирующего оборудования подлежит демонтажу по условиям безопасной эксплуатации. Около 45 процентов активной части основных производственных фондов в энергетике проработало более 20 лет. В нефтеперерабатывающей промышленности по большинству предприятий износ достиг 90 процентов их первоначальной стоимости. Шахтный фонд почти на 70 процентов состоит из шахт, введенных в эксплуатацию более тридцати лет назад, более 100 шахт необходимо закрывать как нерентабельные. К этому следует добавить техническую отсталость. В нефтяной и газовой промышленности только 10 - 14 процентов эксплуатируемого оборудования отвечает мировому уровню.

Положение дел в отраслях ТЭК усугубляется и другими процессами. В минувшем году практически всем энергетическим компаниям России не удалось выйти из крайне тяжелого финансового состояния, во многом это связано с проблемой неплатежей.

Дебиторская и кредиторская задолженности исчисляются сотнями млрд. рублей.

Все эти трудности в большей или меньшей степени характерны и для энергетики Красноярского края. Как никогда обострился комплекс проблем, связанных с дефицитом тепла в Красноярске и других городах края. По-прежнему преобладают расточительные подходы в потреблении энергоресурсов. Отсутствует какая-либо система эффективных методов экономического стимулирования энергосбережения. В соответствии с требованиями СНиП предстоит решать непростую задачу предотвращения потерь через ограждающие конструкции зданий и сооружений. Расчеты и результаты теплоэнергетических испытаний показывают, что общие теплопотери зданий на 50 - 60 процентов выше нормативных.

Решение этих и других проблем в ТЭК края становится насущно необходимым и неотложным не только с точки зрения улучшения финансового положения (дотации на теплоснабжение муниципальных предприятий и учреждений составляют более 50 процентов бюджетных ресурсов), но и повышения конкурентоспособности в борьбе за "выживаемость" в жесткой рыночной среде.

Тяжелый характер кризиса, охватившего все отрасли ТЭК, требует разработки специальных мер по его преодолению. Эти цели преследует Концепция энергетической политики, разработанная по инициативе Министерства топлива и энергетики Российской Федерации и Российской академии наук творческим коллективом, объединившим около 150 ведущих специалистов. В числе этих мер энергосбережению отводится особое место, его потенциал исчисляется в 500 тысяч тонн условного топлива, по своему значению оно может быть приравнено к техническому перевооружению, росту эффективности общественного производства и в определенной степени является альтернативой необходимости наращивания объемов производства энергетических ресурсов.

Вместе с тем в энергетической стратегии России не в полной мере учитываются территориальные интересы. Предстоит решать и эту проблему.

И Государственная Дума, и Правительство Российской Федерации предпринимают конкретные шаги по переводу экономики России с энергорасточительного на энергосберегающий путь развития.

Принят Закон Российской Федерации "Об энергосбережении" от 03.04.96 N 28-ФЗ.

Правительство Российской Федерации приняло Постановление "Энергосбережение России на 1998 - 2005 годы" от 24.01.98 N 80.

Действуют Законы Российской Федерации "Об использовании атомной энергии", "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации". Разрабатывается Закон "О государственной политике в сфере использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии". В 39 субъектах Федерации разработаны свои программы энергосбережения, созданы региональные энергетические фонды, заложены в местные бюджеты средства на реализацию этих программ, тем самым созданы рыночные подходы к стимулированию энергосбережения. В шести регионах осуществляется консолидация внебюджетных средств энергосбережения. Объективная необходимость вынуждает и администрацию Красноярского края осуществить необходимые меры. Выработаны основные направления краевой программы, необходимо подготовить соответствующее постановление, которым определены порядок и сроки ее разработки. Из многих направлений решения этой проблемы к числу первоочередных следует отнести нормативно-законодательные, организационные и быстрореализуемые технические меры. В их числе: создание специальной структуры (Региональный центр управления энергосбережением), которая бы предметно занималась этой проблемой; повышение качества эксплуатации энергетического хозяйства производителей и потребителей; установка приборов учета и регуляторов энергопотребления; стандартизация энергоемкого оборудования и санкции за нарушение стандартов и норм рационального использования энергии; налоговые и кредитные льготы за реализацию конкретных энергосберегающих мероприятий; изменение системы экономического стимулирования энергосбережения; популяризация энергосбережения средствами массовой информации и т.п.

Наиболее нежелательные явления сегодняшнего положения в энергетике - массовые неплатежи за использованные товары и услуги и резкое снижение масштаба инвестиционной деятельности, что ставит под угрозу развитие общества из-за невозможности обеспечить адекватное снабжение его энергией. Инвестиций в энергетике не хватает не только на создание новых мощностей для того, чтобы покрывать растущий спрос на некоторые виды энергии, в частности на тепло, а также на замену изнашиваемого оборудования и обновление основных фондов. Если не принять соответствующих мер, это может уже в ближайшем будущем обострить положение со снабжением существующих потребителей энергии.

Неплатежи и низкий уровень инвестиций в энергетику приводят к старению основных фондов, их преждевременному выбытию из-за удлинения межремонтных периодов и уже в ближайшем будущем могут не позволить ТЭК играть ту важную роль в экономике Красноярского края и страны в целом, которую он все еще играет сегодня.

Вместе с тем, как показывает опыт и результаты работы так называемых "демонстрационных зон" в России, мероприятия, связанные с энергосбережением, способны компенсировать в среднем до 40 процентов необходимых инвестиций в энергетику только за счет беззатратных и малозатратных проектов и программ.

Мировая практика показывает, что каждый доллар, вложенный в экономию энергии, приносит в конечном итоге четыре доллара в виде дополнительной прибыли предприятия. Не случайно в развитых странах энергосбережение справедливо относится к наиболее рентабельным видам бизнеса.

На сегодняшний день удельные энергозатраты на единицу отечественной продукции более чем втрое выше, чем аналогичный среднемировой показатель. А еще пять-шесть лет назад превышение составляло всего 60 процентов. Причина такого положения в том, что объемы производства упали очень резко, тогда как энергопотребление снизилось относительно ненамного.

Крайне завышенное энергопотребление - один из наиболее характерных примеров. Если удельные затраты энергии выросли за годы перехода к рыночным отношениям в среднем в три раза, то доля таких расходов в себестоимости продукции увеличилась в пять-шесть раз. Вследствие этого в наибольшей степени страдают производственные структуры, испытывающие двойной рыночный прессинг от необходимости крупных платежей за энергию и от жесткой конкуренции на соответствующем сегменте рынка.

В сложившейся ситуации "виноваты", с одной стороны, непомерно высокие тарифы, с другой - уже упомянутый разрыв между темпами падения производства и энергопотребления. Таким образом, налицо "энергетическая вилка", резко тормозящая возрождение промышленности и отрицательно сказывающаяся на всех сторонах жизни - как экономической, так и социальной.

Решать эту проблему необходимо двумя путями. Первый - снижение себестоимости производства электричества и тепла и, соответственно, снижение тарифов. Второй - создание эффективной системы энергосбережения.

Целесообразно начинать со второго. Снижение себестоимости производства энергии требует крупных инвестиций, в то время как энергосберегающие меры могут осуществляться без особых затрат в любом масштабе: начиная от региона в целом и заканчивая небольшим производственным участком или городской квартирой.

Следует отметить, что темпы роста цен на энергию в России значительно ниже, чем общий уровень инфляции. Если реальный повышающий коэффициент, достигнутый за последние шесть-семь лет, составил на рынке продовольствия 12 тысяч раз, а для пассажирского автотранспорта даже до 30 тысяч раз, то стоимость электрической и тепловой энергии (как для предприятий, так и для населения) увеличилась, без учета федеральных и местных дотаций, всего в 1500 - 3000 раз. Несмотря на то что доля себестоимости, приходящаяся на энергозатраты, возросла в пять-шесть раз, ее конечный показатель составляет 10 - 15 процентов, что вполне соответствует мировому уровню. И если снизить указанную долю с помощью энергосберегающих технологий хотя бы в 1,5 - 2 раза (что вполне реально), то значительная часть неконкурентоспособных товаров вновь займет прочные позиции на рынке (речь идет только о тех изделиях, которые были вытеснены импортными аналогами по ценовым, а не качественным причинам).

На рынке имеется немало технических средств, позволяющих уменьшить расходы на тепло- и электроресурсы. Однако, как правило, энергосберегающая политика начинается с малозатратных и даже полностью беззатратных мероприятий (утепление помещений, организация рациональной системы освещения, ликвидация нерациональных выбросов тепла в атмосферу и многое другое).

Уже одно это способно дать финансовую экономию, достаточную для начала следующего этапа энергосбережения, что уже потребует заметных инвестиций. Этот этап, например, может заключаться в реконструкции собственного теплоснабжения (установка приборов учета и регулирования и т.д.), что в ряде случаев позволяет даже отказаться от централизованных поставок тепловой энергии.

Было бы несправедливо полагать, что энергосберегающие технологии приносят выгоду только пользователям. В действительности существует своего рода "треугольник интересов" (производитель - потребитель - распорядитель бюджета), в котором каждая сторона должна получить свой эффект.

Широкое внедрение энергосберегающих технологий неизбежно должно привести к обострению конкуренции между производителями тепла и электричества. Каждые сэкономленные гигакалория или киловатт-час повышают энергетическую независимость потребителя и дают ему возможность выбирать между несколькими альтернативными поставщиками или, если это окажется экономически оправданным, создавать собственную систему теплоснабжения.

Если заранее не применять соответствующих мер, такая конкуренция может привести к еще большему дисбалансу энергетической системы сибирского региона. В качестве одной из первоочередных мер можно было бы, например, предложить подготовку и заключение корпоративного соглашения между угольщиками, энергетиками и транспортниками региона. Участники такого соглашения представляют звенья одной цепочки, и их взаимные интересы резко пересекаются. Результатом соглашения могло бы стать значительное (в несколько раз) снижение цен на свою продукцию всеми участниками соглашения.

В общем случае проблема выбора генеральной линии развития экономики региона заключается в необходимости выбора оптимальных пропорций между ориентацией на долгосрочную макроэкономическую перспективу и каждодневное поддержание качества жизни населения конкретного города, поселка, района, микрорайона.

Определение приоритетных направлений энергосберегающей политики требует анализа региональной экономики как совокупности производителей и потребителей всех видов ресурсов.

Энергетические ресурсы вместе с другими (материально-техническими, финансовыми, интеллектуальными, информационными и др.) образуют взаимосвязанный комплекс ресурсообеспечения региональной экономической и социальной систем. В рамках проведения работ по энергосбережению можно считать целесообразным организацию многоуровневой экономической и энергоэкологической экспертизы региональной экономики.

Основной потенциал энергосбережения и рационального энергоиспользования России сосредоточен в зоне ответственности региональных структур власти. Вовлечение этого потенциала в хозяйственный оборот невозможно без проведения постоянной, отвечающей местным условиям региональной энергосберегающей политики. Энергетическая эффективность национального общероссийского хозяйства может и должна прирастать регионами.

Важным условием достижения целей энергосбережения является наличие на региональном (краевом) уровне достаточной и адаптированной к местным условиям нормативной базы энергосбережения, каждый документ которой должен соответствовать требованиям и не противоречить существующим документам.

В настоящей концепции приведены материалы по методологии и принципам региональной энергетической политики и структуре программы энергосбережения, а также основные положения проектов закона Красноярского края "Об энергосбережении" и устава Регионального центра управления энергосбережением на территории Красноярского края.

1. ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА


Энергетическая политика региона включает систему мер государственного регулирования, направленных на полное и бесперебойное обеспечение потребностей народного хозяйства и населения региона в энергоресурсах.

Она осуществляется органами управления региона по отношению ко всем производителям, поставщикам и потребителям энергоресурсов, находящихся на данной территории. Энергетическая политика призвана выражать долгосрочные общественные интересы, которые рыночные механизмы учесть и реализовать не могут. В современных условиях она выступает в качестве универсального инструмента разрешения противоречий между региональными и текущими коммерческими интересами отдельных производителей и потребителей топлива и энергии.

Основной целью энергетической политики при рыночных преобразованиях в энергетике является повышение эффективности использования энергоресурсов как основы экономического роста и подъема жизненного уровня населения. В связи с такой трактовкой главной цели ожидаемые результаты реформы выражаются:

в достижении приемлемых для производителя и потребителей тарифов на электро- и тепловую энергию;

в создании благоприятных инвестиционных возможностей для развития, реконструкции и технического перевооружения отрасли;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»