Действующий

О мерах по рациональному использованию, восстановлению и охране водных объектов края

3.5. Установление водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов


Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы устанавливаются для поддержания водных объектов в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, для предотвращения засорения, загрязнения и истощения поверхностных вод, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира.

Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы устанавливаются на основе специально разрабатываемых проектов. В проектах водоохранных зон учитываются результаты инвентаризации земель, данные о землепользователях, режимах их хозяйственной деятельности и степени воздействия на природные воды, гидрохимические, гидрологические и иные характеристики водных объектов, рельеф, результаты научных исследований, инженерных изысканий и иные фондовые материалы, необходимые для суждения о фоновом и существующем состоянии водного объекта, его водосборной площади и уровне использования (эксплуатации).

Многообразие проблем, возникающих при решении этих сложных задач, и необходимость привлечения больших инвестиций заставляют разработать систему последовательного приближения к полному обустройству водоохранных зон всех используемых рек. Требуется выделить первоочередные, ежегодные и перспективные мероприятия на основе проработки всех желаемых и необходимых мер, обеспечивающих существующие нормативы.

Учитывая, что постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 года N 1404 введено новое положение о водоохранных зонах и что на территории края в настоящее время разработаны всего 12 проектов водоохранных зон, предлагается в Программе предусмотреть следующий набор мероприятий в следующей последовательности:

установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос на водных объектах края, которые будут действовать до разработки проектов водоохранных зон;

районирование края по степени антропогенной нагрузки на водные объекты для выявления регионов с наиболее интенсивным техногенным воздействием на водные объекты (определение приоритетов по проектированию и обустройству водоохранных зон);

проведение научно - исследовательских, изыскательских и проектных работ в соответствии с установленными приоритетами;

обновление и утверждение в установленном порядке имеющихся проектов;

реализация проектов по обустройству водоохранных зон.

Самостоятельную проблему составляет охрана малых рек. Малые реки формируются распределенным стоком и более чувствительны к процессам на водосборной площади и в береговой зоне. Природоохранные мероприятия не успевают "гасить" антропогенную нагрузку, связанную с быстрым ростом использования водно земельных ресурсов в бассейнах малых рек.

Важнейшим элементом в обеспечении охраны малых рек является решение организационных вопросов. К ним относятся:

ранжирование бассейнов малых рек по степени антропогенной нарушенности и интенсивности нагрузки;

определение приоритетов среди выделенных ранговых групп и внутри их;

разработка и реализация природоохранных мероприятий по малым рекам с ранжированием их по степени значимости и результативности.