Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы устанавливаются для поддержания водных объектов в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, для предотвращения засорения, загрязнения и истощения поверхностных вод, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира.
Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы устанавливаются на основе специально разрабатываемых проектов. В проектах водоохранных зон учитываются результаты инвентаризации земель, данные о землепользователях, режимах их хозяйственной деятельности и степени воздействия на природные воды, гидрохимические, гидрологические и иные характеристики водных объектов, рельеф, результаты научных исследований, инженерных изысканий и иные фондовые материалы, необходимые для суждения о фоновом и существующем состоянии водного объекта, его водосборной площади и уровне использования (эксплуатации).
Многообразие проблем, возникающих при решении этих сложных задач, и необходимость привлечения больших инвестиций заставляют разработать систему последовательного приближения к полному обустройству водоохранных зон всех используемых рек. Требуется выделить первоочередные, ежегодные и перспективные мероприятия на основе проработки всех желаемых и необходимых мер, обеспечивающих существующие нормативы.
Учитывая, что постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 года N 1404 введено новое положение о водоохранных зонах и что на территории края в настоящее время разработаны всего 12 проектов водоохранных зон, предлагается в Программе предусмотреть следующий набор мероприятий в следующей последовательности:
установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос на водных объектах края, которые будут действовать до разработки проектов водоохранных зон;
районирование края по степени антропогенной нагрузки на водные объекты для выявления регионов с наиболее интенсивным техногенным воздействием на водные объекты (определение приоритетов по проектированию и обустройству водоохранных зон);
проведение научно - исследовательских, изыскательских и проектных работ в соответствии с установленными приоритетами;
обновление и утверждение в установленном порядке имеющихся проектов;
реализация проектов по обустройству водоохранных зон.
Самостоятельную проблему составляет охрана малых рек. Малые реки формируются распределенным стоком и более чувствительны к процессам на водосборной площади и в береговой зоне. Природоохранные мероприятия не успевают "гасить" антропогенную нагрузку, связанную с быстрым ростом использования водно земельных ресурсов в бассейнах малых рек.
Важнейшим элементом в обеспечении охраны малых рек является решение организационных вопросов. К ним относятся:
ранжирование бассейнов малых рек по степени антропогенной нарушенности и интенсивности нагрузки;
определение приоритетов среди выделенных ранговых групп и внутри их;
разработка и реализация природоохранных мероприятий по малым рекам с ранжированием их по степени значимости и результативности.