ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 1998 года N 121-П
О мерах по рациональному использованию,
восстановлению и охране водных
объектов края
На основании статьи 66 Водного кодекса Российской Федерации, с целью рационального использования, восстановления и охраны водных объектов края
постановляю:
1. Утвердить Концепцию краевой программы "Использование, восстановление и охрана водных объектов Красноярского края до 2005 года" (приложение 1).
2. Утвердить Положение о краевом координационном совете по рациональному использованию и охране водных объектов края и его состав (приложения 2, 3).
3. Комитету по экологии и природным ресурсам администрации края (Распопин) с привлечением заинтересованных организаций разработать краевую программу "Использование, восстановление и охрана водных объектов Красноярского края до 2005 года" и внести ее на рассмотрение в администрацию края в 4 квартале 1998 года.
4. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора края Аринчина С.А.
5. Постановление вступает в силу со дня подписания.
Губернатор края
В.М.ЗУБОВ
КОНЦЕПЦИЯ
Краевой программы "Использование, восстановление
и охрана водных объектов Красноярского края
до 2005 года"
Концепция краевой программы "Использование, восстановление и охрана водных объектов Красноярского края до 2005 года" (далее Концепция) разработана в соответствии с техническим заданием на научно - исследовательскую работу "Разработка Программы "Использование, восстановление и охрана водных объектов Красноярского края до 2005 года" (этап 3) (далее - Программа), утвержденную заместителем Губернатора Красноярского края. Задание выдано в соответствии с Программой действий администрации края по экономическому и социальному развитию края на 1997 год, утвержденной постановлением администрации края от 27.01.97 г. N 41-п.
Проект Концепции разработан временным творческим коллективом, созданным Енисейским бассейновым водохозяйственным управлением Министерства природных ресурсов Российской Федерации.
"Воды являются важнейшим компонентом окружающей природной среды, возобновляемым ограниченным и уязвимым природным ресурсом, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории, обеспечивают экономическое, социальное и экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира" - этими словами начинается Водный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 18 октября 1995 года.
Промышленность, сельское и коммунальное хозяйство в крае, как и во всем мире, потребляют огромное количество воды. В процессе ее использования как в промышленности и сельском хозяйстве, так и для питьевых и коммунальных нужд, вода получает целую гамму загрязнений неприродного характера, и это неизбежно ведет к изменению качества поверхностных вод. Вода становится менее пригодной для жизнедеятельности живых организмов, в том числе и человека.
Сохранение воды на Земле в первозданном виде - один из главных критериев продолжения существования человеческой цивилизации.
Современная концепция водопользования отражена в Водном кодексе Российской Федерации, принятом Государственной Думой 18 октября 1995 года. Она имеет определенные недостатки, которые частично можно и необходимо устранить на уровне субъекта Федерации в пределах установленной компетенции.
В предлагаемой концепции рассматриваются "водные проблемы" Красноярского края без учета Таймырского (Долгано - Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов. Норильский промышленный узел рассматривается только при использовании статистических материалов по краю.
Современное состояние проблемы охраны и рационального использования водных объектов в крае может быть оценено следующим образом.
Ресурсы поверхностных и подземных вод на территории края позволяют обеспечить водой народное хозяйство и жителей региона в требуемых количествах на многие годы вперед. Так, по экспертным оценкам величина потенциальных эксплуатационных ресурсов подземных вод края составляет свыше 10 /год или около 5% от общероссийских. Огромны и ресурсы поверхностных вод. Ежегодный забор воды в крае за последние 5 лет составляет 2,9 (1995 г.) - 3,97 (1997 г.). Поэтому в Красноярском крае проблемы с запасами воды нет, необходимо только их сохранить и не допустить ухудшения качества.
Воды большинства водных объектов на участках, где расположены гидропосты Средсибгидромета, относятся к четвертому классу качества и оцениваются как "грязные" и "очень грязные" (в соответствии с классификацией степени загрязненности вод). В связи с этим улучшение качества поверхностных вод (или, как минимум, стабилизация их качества) является одной из основных проблем региона.
Чрезвычайные ситуации, периодически возникающие по природным (наводнения, вызванные таянием снегов, дождевыми паводками или ледовыми заторами, подтопления) и техногенным причинам (преимущественно экстремальные загрязнения в результате производственных и транспортных аварий), показывают их значительную опасность как для населения, так и для водных экосистем и самих природных объектов. Поэтому прогнозирование их возникновения и выполнение мероприятий по предотвращению или смягчению последствий является одной из текущих задач водоохранной деятельности.
Отрицательные последствия воздействия различных видов источников загрязнения отмечаются практически по всем направлениям водопользования. Это непомерно большие заборы свежей воды (3,227 в 1996 г., в том числе промышленностью - 2,735 ), огромные сбросы недостаточно очищенных сточных вод (из 2,722 сброшенных в 1996 г. сточных вод подверглось очистке только 0,570 ), техногенные нарушения русел водотоков и их водного режима в процессе добычи полезных ископаемых, тепловое загрязнение вод объектами гидро- и теплоэнергетики, загрязнение подземных вод в результате фильтрации из отстойников, хвостохранилищ и т.д. Этот перечень негативных воздействий может быть и продолжен, и конкретизирован. Все они имеют самые нежелательные последствия для водных объектов.
Состояние систем водоснабжения в крае в целом не отвечает современным требованиям. Как правило, отсутствуют зоны санитарной охраны водозаборов, в системе подачи хозяйственно - питьевой воды потребителю отмечаются вторичные загрязнения и большие утечки, качество хозяйственно - питьевой воды, подаваемой потребителям, не по всем показателям отвечает требованиям ГОСТа "Вода питьевая" (в частности, не ведется очистка воды от бензпирена, железа, марганца и др.), подача воды осуществляется не всегда по экономичной схеме и т.д.
Состояние систем водоотведения также оценивается как неудовлетворительное. Это выражается в следующем:
из-за отсутствия локальных очистных сооружений качество сточных вод, поступающих на очистные сооружения, не отвечает требованиям подачи сточных вод на канализационные очистные сооружения (КОС);
ливневые стоки населенных пунктов поступают без очистки в водоемы и водотоки, и лишь незначительная часть попадает на КОС промбытовых сточных вод, что приводит к их перегрузке, специальных очистных сооружений для очистки ливневых вод в крае нет;
принятые на действующих КОС схемы очистки не позволяют довести качество очищенных сточных вод до требуемых норм;
из-за плохого качества сетей (износ достигает 70 - 80%) происходят большие утечки, что приводит к загрязнению почв и подземных вод и т.д.
Значительная часть городского и сельского населения Красноярского края используют питьевую воду, не соответствующую гигиеническим нормативам. Из 51 территории края только в 22-х качество водопроводной воды находится на уровне среднереспубликанских показателей. В 35 административных территориях края 196 водопроводов подают населению в количестве 268800 человек питьевую воду, не отвечающую по ряду санитарно химических показателей действующим санитарным нормам.
Система подготовки воды из открытых водозаборов, обеспечивающих питьевой водой население таких городов как Красноярск, Ачинск, Канск, Назарово и других, нуждается в оснащении установками доочистки от ряда органических веществ, в том числе от бензпирена.
В сельской местности речной водой без какой-либо водоочистки и обеззараживания пользуются более 2 тыс. чел. (0,7% жителей края); в 5 населенных пунктах (более 40 тыс. чел.) производится подача водопроводами речной воды только после ее обеззараживания, без водоочистки.
Таким образом, качество питьевой воды в крае в целом не может удовлетворять жителей края. Причины этого как в низком качестве вод в местах водозабора, так и в существующих системах подготовки и подачи воды населению и из-за их несовершенства.
Система управления водными ресурсами не может сегодня считаться удовлетворительной и не всегда отвечает современным требованиям, а именно: отсутствует четкое взаимодействие и взаимопонимание всех структур, участвующих в этом процессе, нет полного использования механизмов и рычагов управления (экономический, административный, правовой и др.) и т.д.
Генеральной целью Программы является обеспечение прав жителей Красноярского края на чистую воду и благоприятную водную среду.
Достижение генеральной цели возможно через:
обеспечение населения качественной питьевой водой;
поддержание оптимальных условий водопользования;
поддержание качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям с учетом их природных качеств и защиту водных объектов от загрязнения, засорения и истощения;
обеспечение сохранения биологического разнообразия водных экосистем;
совершенствование системы управления водными ресурсами, в том числе совершенствование нормативно - правовой базы.
Для достижения поставленных целей требуется последовательное решение задач путем реализации комплексов взаимоувязанных мероприятий:
в области нормативно - правового обеспечения:
усовершенствование региональных законодательных актов и нормативов, обеспечивающих правовую поддержку реализации Программы;
в области экономического обеспечения:
обеспечение экономического регулирования рационального водопользования;
создание экономического механизма по охране и восстановлению водных объектов;
создание рынка водных ресурсов, как одного из важнейших природных ресурсов региона, путем лицензирования, сертификации и др. механизмов получения права на водопользование;
в области коммунального хозяйства:
расширение использования подземных вод в целях питьевого водоснабжения;
совершенствование систем водоснабжения, в том числе развитие автономных систем водоснабжения;
совершенствование технологии водоподготовки и очистки воды, в том числе расширение производства бытовых и групповых устройств для очистки питьевой воды;
совершенствование технологии очистки сточных вод с целью доведения их качества до норм предельно допустимых сбросов (ПДС);
создание системы очистки поверхностных сточных вод с целью доведения их качества до норм ПДС;
сокращение потерь в системах водоснабжения и канализации;
в области водного хозяйства:
инвентаризация и паспортизация водных и водохозяйственных объектов;
восстановление и рациональное использование малых рек;
создание водоохранных зон и прибрежных защитных полос;
организация особо охраняемых природных территорий на водных объектах;
в области промышленного и сельскохозяйственного производства:
сокращение расходов воды на единицу продукции;
уменьшение (ликвидация) сбросов сточных вод;
улучшение качества очистки сточных вод;
в области контроля и управления:
совершенствование системы учета, в т.ч. ведения водного кадастра;
совершенствование системы мониторинга состояния водных объектов и водохозяйственных систем;
создание территориальной геоинформационной системы;
совершенствование контроля источников воздействия на водные объекты;
в области экологического образования и воспитания: повышение экологической информированности и образованности населения.
Реализация программных мероприятий планируется на федеральном (бассейновом), региональном (краевом), отраслевом, муниципальном уровнях и на уровне водопользователя. Описанные выше направления действий выстраиваются в определенную систему или дерево целей и подцелей Программы (прилагается).
Предлагаемые ниже направления действий вытекают из анализа современного состояния использования и охраны водных объектов Красноярского края и построенного на этой основе дерева целей и подцелей. Исходя из этого, группировки направлений соответствуют по названиям целям и подцелям, а само их содержание фактически определяет задачи. Их решение должно обеспечить достижение поставленных целей.