ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 февраля 1998 года N 85-П
О концепции радиационной безопасности населения
Красноярского края
В соответствии с Законом Российской Федерации "О радиационной безопасности населения" (статья 6), с целью совершенствования системы обеспечения радиационной безопасности населения Красноярского края
постановляю:
1. Одобрить Концепцию радиационной безопасности населения Красноярского края (далее - Концепция) (прилагается).
2. Заместителю Губернатора края Аринчину С.А. с участием заинтересованных организаций:
организовать разработку, принятие и реализацию краевых программ, предусматриваемых Концепцией и максимально обеспечивающих радиационную безопасность населения Красноярского края;
организовать систему управления и контроля за реализацией региональных программ радиационной безопасности;
разработать проект закона Красноярского края "О радиационной безопасности населения Красноярского края".
3. Рекомендовать Государственному комитету по охране окружающей среды Красноярского края (Идимечев), Средне Сибирскому территориальному управлению по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Барсуков), Государственному центру санитарно - эпидемиологического надзора по Красноярскому краю (Куркатов) активизировать работу по разработке краевых программ и участию в федеральных целевых программах по радиационной безопасности.
4. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора края Аринчина С.А.
5. Постановление вступает в силу со дня подписания.
Губернатор края
В.М.ЗУБОВ
КОНЦЕПЦИЯ
Радиационной безопасности населения
Красноярского края
стр.
1. Введение
1.1. Радиационный фактор в жизни человека
1.2. Принципы обеспечения радиационной безопасности
2. Радиационная обстановка в Красноярском крае
2.1. Источники радиационной опасности
2.2. Возможные причины ухудшения или осложнения
радиационной обстановки
2.3. Изученность радиационной обстановки в крае и
связанного с ней риска проживания
3. Цели и задачи
4. Основные направления деятельности по обеспечению
радиационной безопасности населения
4.1. Радиационная обстановка: изучение (экспедиции,
научные исследования), определение риска проживания
4.2. Здоровье населения: изучение, реабилитация
4.3. Мониторинг (в том числе радиоэкологический)
природной среды
4.4. Дезактивация (реабилитация) загрязненных
территорий, рекультивация земель
4.5. Компенсационные мероприятия. Улучшение условий
проживания и обслуживания населения
4.6. Проблемы ГХК; вопросы конверсии
4.7. Программа "Радон"
4.8. Радиоэкологическое образование. Информирование
населения. Конференции
4.9. Информационное обеспечение программы
5. Приоритетность поставленных задач
6. Вопросы организации и ресурсное обеспечение
7. Система контроля за реализацией программ
8. Нормативно - правовая база
9. Заключение
Подходя к рубежу тысячелетий, человечество, с одной стороны, все более осознает свою неотделимость от Природы, зависимость своего существования от ее состояния, с другой - неотвратимость глобального экологического кризиса планетарного масштаба - в случае сохранения нынешних тенденций развития цивилизации. Именно поэтому вопросы экологии становятся предметом обсуждения на крупнейших международных форумах (Стокгольм - 1972 г., Рио-де-Жанейро - 1992 г., Хабитат-II и др.), обсуждаются в комитетах и комиссиях ООН, на межгосударственном и государственном уровнях, в т.ч. на встречах на высшем уровне.
Совершенствуется законодательство, ужесточаются требования к охране Природы - среды нашего обитания, принимаются концепции, программы, планы действий по предотвращению экологического кризиса ("Америка и устойчивое развитие", 1996 г., "Устойчивые Нидерланды", 1995 г. и др.), по ликвидации зон экологического бедствия и т.п., совершенствуются и создаются системы экологического мониторинга разного уровня - от локальных до межгосударственных.
В России Указом Президента Российской Федерации от 01.04.96 г. N 440 утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, основной целью которой является сохранение природной среды для нынешнего и будущих поколений. Концепция предусматривает, в частности, на первом этапе обеспечение стабилизации экологической ситуации, отказ от реализации любых проектов, которые наносят невосполнимый ущерб окружающей среде или экологические последствия которых не изучены, а также необходимость разработки и реализации программ перехода к устойчивому развитию для каждого региона.
Особое место среди всех экологических проблем занимает проблема радиационного воздействия на Природу и Человека.
Вопросы радиационной безопасности являются одними из наиболее важных в плане обеспечения экологической безопасности населения в целом. В последние годы в России принят ряд законов экологической направленности, в том числе в области ядерной энергетики и радиационной безопасности населения; подготовлен проект закона о государственной политике в области обращения с радиоактивными отходами (РАО); утверждены федеральные целевые программы по обращению с РАО, по созданию Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки (ЕГАСКРО), программа "Радон" и другие (см. раздел 7).
Решение ряда проблем - выполнение указов Президента Российской Федерации, реализация федеральных программ и др. относится к совместной компетенции России и субъектов Российской Федерации, а решение вопросов по обеспечению радиационной безопасности населения передано на региональный уровень.
В последнее время эти проблемы все больше волнуют население территорий. Так, в крае был организован сбор подписей за проведение референдума по вопросу строительства завода РТ-2, на что откликнулось более 100 тыс. красноярцев.
Исходя из изложенного, возникла необходимость в разработке концепций, законов, программ регионального уровня в области обеспечения радиационной безопасности населения субъектов Российской Федерации.
Человечество, равно как и жизнь на Земле, появилось и развивалось в условиях естественного радиационного фона. Этот фон определяется как наличием естественных радионуклидов (ЕРН) в объектах окружающей среды (в основном, калий - 40 , уран, торий и продукты их распада), так и космическим излучением.
Уровень внешнего гамма - фона, вызывающего внешнее облучение организма, зависит от концентрации ЕРН в данном месте и от интенсивности космического излучения (от высоты над уровнем моря) и колеблется в довольно широких пределах - от 2 - 3 единиц до сотен микрорентген в час (мкР/час).
Радионуклиды, поступающие в организм с пищей, водой, воздухом, а также через кожу, вызывают внутреннее облучение.
Согласно исследованиям, проведенным в ряде европейских стран, США и Японии, подавляющая часть населения этих стран (95%) проживает в условиях естественного гамма - фона со значениями от 3 - 5 до 8 - 10 мкР/час, 3% - при 11 - 15 и 1,5% - при 18 - 20 мкР/час. Средние годовые дозы внешнего облучения составляют при этом 30 - 60, 100 и 140 миллибэр соответственно. Но на Земле имеются отдельные участки суши с постоянно проживающим населением, на которых уровень природного гамма - фона в десятки раз выше средних значений.
На территории России естественный фон внешнего гамма излучения также колеблется в широких пределах - в среднем от 3 - 4 до 17 - 20 мкР/час. Для регионов Сибири наиболее характерен фон в пределах 5 - 15 с увеличением до 20 - 30 мкР/час и более высоких значений на участках выхода на дневную поверхность некоторых коренных пород, в том числе руд или минералов с повышенным содержанием естественных радионуклидов.
Защитные приспособительные механизмы организма, видимо, в основном позволяют нейтрализовать отрицательное воздействие ионизирующей радиации на биологическую ткань, наследственный аппарат и организм в целом, но, скорее всего, только на уровне природного фона и, предположительно, на период репродуктивного возраста. Любое дополнительное воздействие ионизирующей радиации может приводить к нарушениям (мутациям) в генетическом аппарате как обычных (соматических), так и половых (наследственных) клеток организма, что, в свою очередь, может вызывать раковые заболевания у организма, подвергшегося воздействию радиации, и генетические нарушения в потомстве. Кроме этого, воздействие радиации может приводить к общему ослаблению иммунной системы, защитных сил организма и росту числа самых различных заболеваний, не связанных с радиацией непосредственно. Об этом говорят многочисленные исследования и статистические данные.
Сторонники пороговой гипотезы радиационного воздействия склонны считать, что имеется некий порог - уровень радиационного фона, до которого радиация не только не является опасной, но и может оказывать положительное воздействие.
Но, к сожалению, ни о величине этого порога, ни о характере возможного положительного влияния ионизирующей радиации на здоровье человека (за исключением целевого применения методов лучевой терапии) определенными и надежными данными современная наука не располагает.
Сторонники беспороговой гипотезы столь же убедительно доказывают, что радиация любого, сколь угодно малого уровня опасна для организма, может вызывать мутации в генетическом аппарате клеток, приводить к ослаблению иммунной системы и ухудшению здоровья.
Таким образом, споры о пороговом или беспороговом влиянии радиации на биологические объекты еще далеко не окончены. Видимо, пока на этот вопрос нет однозначного ответа, основываться на возможном положительном влиянии малых доз радиации на здоровье человека недопустимо. Более того, часто приводимая зависимость "доза - эффект" (двумерный график) окончательно не установлена (для широкого диапазона дозовых нагрузок, и тем более, для уровня "малых доз"), но главное, не может быть верной в принципе, так как в ней не учтен фактор времени. Необходимо, как минимум, установить зависимость "доза - время - эффект" (трехмерный график), причем, для 3 разных эффектов отдельно: иммунного - для организма в целом (ослабление иммунитета, повышение заболеваемости), генетического для соматических клеток (раковые заболевания), генетического - для наследственных клеток (мутации, нарушения в потомстве).
Общеизвестно, что длительное воздействие радиации опаснее кратковременного при одинаковой интенсивности излучения. Но также имеются данные, что одинаковые дозы (большие, но заведомо не смертельные), полученные за короткий отрезок времени, менее опасны, чем такие же, но растянутые во времени, поэтому получение малых суммарных доз при постоянном проживании в условиях повышенного радиационного фона может оказаться опаснее (особенно для иммунной системы организма), чем воздействие больших, но разовых и кратковременных, заведомо не смертельных (эффект Петко, медицинские статистические данные).
Наиболее опасны в этом отношении искусственные радионуклиды, появившиеся в связи с развитием атомной энергетики, ввиду их большого количества, чрезвычайного разнообразия (по сравнению с ЕРН) по химическим, физическим и биологическим параметрам и "непривычности" для живых существ.
До возникновения атомной энергетики число естественных радионуклидов в природе практически не превышало двух десятков. При этом, реально значимыми являлись только упомянутые К-40, уран, торий и один из продуктов их распада - радон. Количество остальных - на грани их аналитического обнаружения. Количество естественного (природного) плутония во всей толще земной коры, в литосфере оценивалось в несколько десятков килограммов.
Атомная энергетика привела к появлению, в том числе и в объектах природной среды, сотен радиоактивных изотопов (осколочного и активационного происхождения) практически всех элементов таблицы Менделеева. В настоящее время количество техногенного (наработанного в атомных реакторах) плутония, только рассеянного в результате испытаний ядерного оружия и деятельности радиохимических заводов (РХЗ) и только в поверхностном слое Земли, исчисляется тоннами. Действующие объекты атомной энергетики (АЭС и РХЗ) приводят к непрерывному накоплению в природной среде радиоактивных трития (сверхтяжелый изотоп водорода) и углерода С-14, которые имеют большие периоды полураспада (12,3 и 5730 лет) и в отличие от практически всех других изотопов могут непосредственно встраиваться в наследственный (генетический) аппарат биологических объектов, состоящий в своей основе из углерода и водорода.
Таким образом, с возникновением ядерной энергетики диапазон факторов радиационного воздействия на человека резко увеличился как в количественном, так и в качественном отношении.
В настоящее время население может подвергаться радиационному воздействию (кроме влияния естественного, природного фона): при проведении медицинских процедур (диагностика, лечение), при работе на объектах ядерной энергетики (персонал), при проживании в зоне влияния этих объектов, при проживании в зонах, загрязненных в результате испытаний ядерного оружия, многолетней деятельности и аварий на ядерно и радиационно опасных объектах, а также при работе с различными источниками ионизирующего излучения и в ряде других случаев.
Обеспечение радиационной безопасности на территории Красноярского края основывается на принципах, определенных Федеральным законом "О радиационной безопасности населения".
В соответствии со ст. 3 Закона основными принципами являются: принцип нормирования - непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующего излучения;
принцип обоснования - запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному радиационному фону облучением;
принцип оптимизации - поддержание с учетом экономических и социальных факторов на возможно низком и достижимом уровне индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения.
При радиационной аварии система радиационной безопасности населения основывается на следующих принципах:
предполагаемые мероприятия по ликвидации последствий радиационной аварии должны приносить больше пользы, чем вреда;
виды и масштаб деятельности по ликвидации последствий радиационной аварии должны быть реализованы таким образом, чтобы польза от снижения дозы ионизирующего излучения за исключением вреда, причиненного указанной деятельностью, была максимальной.
Законом Российской Федерации "О радиационной безопасности населения" на администрацию субъекта Российской Федерации возложен контроль за радиационной обстановкой на территории субъекта и учет доз облучения населения, а также создание условий для реализации и защиты прав граждан в области обеспечения радиационной безопасности.
Радиационная обстановка определяется целым рядом факторов и показателей, связанных с присутствием в среде обитания и в сфере жизнедеятельности человека (в окружающей природной и техногенной среде) как естественных, так и искусственных радионуклидов, различных источников ионизирующего излучения (радиации), естественного или искусственного (техногенного) происхождения, а также нерадионуклидных (генерирующих) источников.
На территории Красноярского края имеются все разновидности источников ионизирующего излучения, определяющих радиационную обстановку:
естественный (природный) радиационный фон: ионизирующее излучение земного и космического происхождения, в том числе природный гамма - фон;
естественные радионуклиды и связанные с ними источники радиации природного или техногенного происхождения;
искусственные радионуклиды и техногенные источники радиационного воздействия;
нерадионуклидные (генерирующие) источники ионизирующего излучения.
Особую роль в этом плане играют созданные в пятидесятых шестидесятых годах на территории края и в краевом центре ядерно и радиационно опасные производства Минсредмаша (Минатома) России. Их влияние на радиационную обстановку в ряде мест явилось определяющим, многие десятки и сотни лет может оставаться определяющим, а их потенциальная опасность будет существовать от десятков до многих тысяч лет.