Недействующий

О Концепции организации государственного регулирования в лесном комплексе Красноярского края (утратил силу с 12.07.2005 на основании постановления Совета администрации Красноярского края от 04.07.2005 N 172-п)

I. Содержание проблемы

 

Необходимость разработки концепции организации государственного регулирования в лесном комплексе края и принятия срочных антикризисных мер диктуется следующим:

1. Глубина и относительные размеры падения экономических показателей в лесном комплексе края более значительны, чем в других секторах экономики. Усилились негативные процессы в сохранении, использовании и воспроизводстве лесных ресурсов. Они общеизвестны (приложение 1*).

______________________

* Текст приложения 1 не приводится. - Примечание "КОДЕКС".

2. Кризис в лесной отрасли предопределил низкий социальный уровень жизни каждого десятого жителя края. Находятся в стадии развала и обнищания около 250 поселков, градообразующими предприятиями которых, как правило, являются леспромхозы.

3. Достигнутые объемы заготовки древесного сырья могут обеспечить только около 30 процентов загрузки существующих мощностей лесопереработки. Наметилась четкая тенденция импорта продукции лесного комплекса и ее завоза из других регионов страны, что приведет к негативным последствиям в социально - экономическом развитии края.

4. Процессы уничтожения лесов приобрели угрожающий характер для нарушения экологического баланса и перспектив существования лесопромышленных предприятий и лесных поселков. Так, в последние годы выгорает лесов по площади существенно больше, чем вырубается. Огромные массивы уничтожены шелкопрядом (приложение 2*).

______________________

* Текст приложения 2 не приводится. - Примечание "КОДЕКС".

5. Активное развитие лесного комплекса даст мощный импульс развитию машиностроительных, химических, строительных, транспортных, сельскохозяйственных и других предприятий края.

Следует отметить, что в советский период концепция промышленного освоения лесов края базировалась прежде всего на принципе организации лесной отрасли, как сырьевой базы для развития лесопереработки в западной части страны. Это привело к недостатку в крае мощностей по комплексному, эффективному использованию всей заготовленной древесины.

Структура внутрикраевого размещения лесозаготовительных и лесоперерабатывающих производств была построена с учетом специализации каждого предприятия внутри лесного комплекса края, централизации и перераспределения финансовых ресурсов. В условиях централизованного планирования и государственной собственности это обеспечивало координацию и эффективную работу комплекса в целом.

С переходом к рыночной экономике и разрушением сложившейся системы связей важным фактором, во многом обусловившим развал лесного комплекса, явилось то, что в период реформ не была выработана новая концепция рыночного развития лесного комплекса. Это предопределило хаос в управлении - проведение конъюнктурных безрезультативных мероприятий (съездов, создание Совета отрасли, Сибирского лесопромышленного собрания, "немощных" холдинговых компаний и т.п.).

Оценивая состояние лесного комплекса края в настоящее время, следует особо внимательно учитывать следующие обстоятельства:

1. Наиболее существенный ущерб для последующего развития отрасли сформировался в лесозаготовительном производстве, где практически потеряно более 60 процентов мощностей. Создание новых потребует триллионов рублей. Большинство леспромхозов края были совершенно не способны развиваться в условиях обособленности и формирующихся новых рыночных отношений. При ликвидации объединений нужно было создать новую рыночную производственную структуру лесопользования. Это не было сделано своевременно, но еще можно и нужно срочно делать сейчас.

2. Полностью потеряна для отрасли производственная инфраструктура. Ныне существующие проектные, конструкторские, научные организации, потеряв лучшие кадры, будут неспособны осуществлять комплексную проработку вопросов создания новых высокоэффективных производственных мощностей лесного комплекса даже при получении заказов. Сложно сегодня возродить ремонтно строительную, дорожно - строительную и т.п. производственную базу лесного комплекса. Все это нужно будет создавать практически заново на новой рыночной основе.

3. Отсутствие контроля со стороны государства и собственников за работой руководителей лесных предприятий, отсутствие реального механизма их ответственности за результаты руководства сформировали проблему острого недостатка в отрасли высококвалифицированных кадров, способных к большой самоотдаче. Менеджеров, способных умело руководить производством в условиях перехода к рынку в отрасли, работает мало. Проблема подбора, расстановки и воспитания кадров для лесного комплекса всегда стояла остро, сейчас это еще более важная и первостепенная задача.

4. В условиях возросших транспортных тарифов еще более остро стоит вопрос использования лиственной и низкокачественной древесины и приближения производств по ее переработке к местам лесозаготовок.

5. В лесном фонде края к проблеме истощенных интенсивными рубками качественных древостоев добавились проблемы горельников и шелкопрядников. За период с 1990 года поражено пожарами около 840 тыс. га, шелкопрядом - порядка 45 млн. куб. м, древесины - на площади более 740 тыс. га, а пройдено рубками около 430 тыс. гектаров (приложение 2*). Это требует создания новых технологий в лесопользовании и лесопереработке, а также в организации сохранения и воспроизводства лесных ресурсов. Здесь нужен принципиально новый подход.

______________________

* Текст приложения 2 не приводится. - Примечание "КОДЕКС".

6. Осуществляемые в стране реформы сформировали новую группу субъектов в отрасли - класс собственников, причем собственников активных, владеющих контрольными пакетами акций лесопредприятий и намеренных укреплять и развивать свою собственность. Пришло время решать вопросы развития этой отрасли не только с директорским корпусом, а с собственниками предприятий. Ибо они в конечном счете принимают основные решения, а не наемный директор - менеджер.

7. Полностью изменилась система инвестирования производства. Старый принцип централизованных капитальных вложений ныне не существует. Появилась новая категория инвесторов, которые при принятии решений руководствуются реальной эффективностью инвестиций, сроками их окупаемости и обязательной системой гарантий.

8. За последние годы в лесном комплексе края не сформированы объединения предприятий новой рыночной формы. Между тем, мировая практика показывает, что глубоко эшелонированные отрасли промышленности могут существовать и нормально развиваться только в структуре крупных объединений (концерны, корпорации, группы и т.п.).