Развивая этот вопрос, следует определиться еще раз с понятием "структуризация". В данном случае "структуризация" рассматривается как метод понимания субъектом регулирования сущности объекта, деятельность которого он регулирует, для принятия определенных решений и воздействий. Без структуризации лесного комплекса нельзя даже рассуждать о нем, не говоря о принятии каких-либо решений по регулированию его деятельности.
Органам государственной власти края и органам местного самоуправления при осуществлении комплекса мер по формированию структуры лесного комплекса следует учитывать следующие аспекты:
организационные;
технологические;
территориальные;
социальные;
субъектные.
Организационные аспекты.
Специфика лесного комплекса края в этих аспектах состоит в том, что в отличии от других регионов, в частности от Иркутской области (где сформированы крупные технологические комплексы), требуются общие увязки и координация действий всех предприятий.
В прошлом наиболее высокие технико - экономические показатели работы отрасли и ее активное развитие были достигнуты в условиях единой централизованной системы. Это было в период совнархозов и частично в период подчинения Красноярсклеспрому абсолютного большинства лесопредприятий (1987 - 1989 гг.). С ликвидацией в 1990 - 1991 годах всех структур, объединяющих лесопредприятия, переходом к рыночным отношениям и частной собственности, глобальная вертикальность связей в формировании лесного комплекса безвозвратно ушла в прошлое. Ее искусственное реанимирование сверху через систему псевдохолдингов сдерживает процесс рыночного реформирования лесного комплекса.
Формирование вертикально интегрированных структур должно быть результатом эволюционного процесса рыночного перераспределения собственности в лесной отрасли. Эти процессы в крае уже идут, формируются вертикальные холдинговые структуры типа концернов, корпораций, финансово - промышленных групп. Разумное содействие этому процессу и направление деятельности новых структур на решение общекраевых целевых задач - одно из важных направлений работы администрации края и районов (приложение 3*).
______________________
* Текст приложения 3 не приводится. - Примечание "КОДЕКС".
При формировании организационной структуры лесного комплекса следует выделять, как минимум, три основных категории участников лесных отношений, оказывающих существенное влияние на процессы, происходящие в лесном комплексе края (приложение 4*):
______________________
* Текст приложения 4 не приводится. - Примечание "КОДЕКС".
владельцы лесного фонда;
лесопользователи;
субъекты краевого рынка товаров и услуг лесного комплекса.
Такой взгляд органов государственной власти края на лесной комплекс поможет принимать правильные и эффективные решения в области регулирования его деятельности, ибо лесной комплекс будет нормально функционировать и развиваться только при скоординированности развития и текущей работы этих трех блоков.
В этой связи администрации края в ближайшее время следует решить вопросы:
1. По владельцам лесного фонда:
определить, какие их действия будут способствовать активному развитию лесного комплекса и улучшению работы предприятий для достижения вышеуказанных общекраевых целевых задач;
уточнить существующую методику планирования, учета, контроля и стимулирования владельцев лесного фонда с ориентацией на достижение общекраевых целевых задач.
2. По лесопользователям:
определить следующие целевые задачи рационального лесопользования (приложение 5*):
______________________
* Текст приложения 5 не приводится. - Примечание "КОДЕКС".