Действующий

О краевой целевой программе совершенствования и развития автомобильных дорог Красноярского края на 1996 - 2000 гг. "Дороги Красноярья"

2.4. Состояние дорожного хозяйства в переходный период к рыночной экономике


Планирование объемов дорожных работ не всегда исходило из экономических приоритетов.

По данным Программы "Дороги России", требования постоянно наращивать объемы строительства дорог в условиях ограниченных финансовых ресурсов и периодической нехватки средств на ремонт и содержание автомобильных дорог привели к снижению транспортно эксплуатационного состояния дорожной сети.

Кризисная социальная и экономическая ситуация в сельском хозяйстве и низкий уровень обеспеченности автомобильными дорогами явились причинами принятия Правительством в 1991 году постановления "О строительстве дорог на селе в 1991 - 1995 годах", которое практически так и не начало реализовываться из-за начавшегося в стране экономического кризиса.

Анализ ситуации в дорожном хозяйстве в эти годы показывает, что кроме недостаточного обеспечения финансовыми и материальными ресурсами на развитие дорожной сети оказала негативное влияние действующая в Российской Федерации система государственного управления, которая характеризовалась следующими основными особенностями:

отсутствием единого органа государственного управления всеми автомобильными дорогами, осуществляющего единую политику планирования, формирования и развития сети автомобильных дорог, как на республиканском, так и на региональном уровне и несущего за это ответственность;

чрезмерной централизацией управления развитием сети автомобильных дорог Правительством через систему отраслевых министерств, которые ведали распределением финансовых и материальных ресурсов, в том числе, и на местную сеть автомобильных дорог;

осуществлением функций заказчиков и исполнителей дорожных работ целым рядом министерств и ведомств, основными критериями деятельности которых служили валовые показатели ввода дорог, а не их транспортно - эксплуатационное состояние и интересы пользователей автомобильных дорог;

весьма условным административным делением автомобильных дорог на дороги общего пользования, внутрихозяйственные и ведомственные автодороги, принадлежность которых определялась не по функциональному назначению этих дорог, а по источникам финансирования их строительства из бюджетов различных министерств и ведомств (Минсельхоза, Минтрансстроя, Министерств лесной, газовой, нефтяной промышленности и др.), что не способствовало формированию единой дорожной сети и ее развитию исходя из социально - экономических потребностей регионов.

Введение в действие с 1.01.92 г. Закона РФ "О дорожных фондах" от 18.10.91 г. и принятие Правительством Российской Федерации постановлений от 24.12.91 г. N 61 "О классификации автомобильных дорог в РСФСР" и от 30.12.91 г. N 93 "Об управлении дорожным хозяйством" явилось значительным шагом в реформировании системы финансирования и управления дорожным хозяйством.

Создание целевых источников финансирования дорожных работ из дорожных фондов, формируемых раздельно на федеральном и территориальном уровне за счет налогов с пользователей автомобильных дорог, позволили отойти от остаточного принципа финансирования дорожного хозяйства и децентрализовать его за счет предоставления права регионам самостоятельно формировать и распоряжаться бюджетами территориальных дорожных фондов.

В условиях дефицита финансовых и материальных ресурсов за период 1975 - 1990 годы в Красноярском крае выполнена огромная работа по улучшению состояния автомобильных дорог, до минимума сокращена протяженность грунтовых дорог, переходный тип покрытий заменен на усовершенствованный; 3951 километр, что составляет 42 процента протяженности дорог общего пользования, построены, реконструированы под асфальтобетонное покрытие.

В период от 1990 - 1994 годы построено, реконструировано, отремонтировано:

           1990 г. - 871 километр
           1991 г. - 771 километр
           1992 г. - 555 километров
           1993 г. - 659 километров
           1994 г. - 853 километра,


что составляет: 54 процента в 1990 году, 36 процентов в 1991 году, 27 процентов в 1992 году, 32 процента в 1993 году, 48 процентов в 1994 году от объемов, необходимых по межремонтным срокам.

Следовательно, строительству дорог уделялось больше внимания и выделялось больше финансовых и материальных ресурсов, а содержание и ремонт их финансировались по остаточному принципу. В результате в течение ряда лет накапливался недоремонт дорог.

Прирост протяженности и структура автомобильных дорог общего пользования по типам покрытий за период 1991 - 1994 годы Красноярского края характеризуется следующими показателями:

Автомобильные
дороги по типам

Годы

1991

1992

1993

1994

Всего автомобильных дорог

9235

9249

9237

9977

в том числе с твердым покрытием

8799

8830

8838

9584

из них:

             усовершенствованного типа

4147

4237

4445

4852

             переходное покрытие

4652

4593

4883

4732

             грунтовые

436

419

409

393

Следовательно, по сравнению с 1991 годом сеть автомобильных дорог общего пользования в 1994 году увеличилась на 742 километра или 8 процентов, в том числе с твердым покрытием на 785 километров (9 процентов), протяженность автомобильных дорог с усовершенствованным покрытием увеличилась на 705 километров (17 процентов).

Необходимость принятия неотложных мер по увеличению объемов дорожных работ диктуется прогнозами развития транспортной системы согласно которым в ближайшее время на дорогах края произойдет резкое увеличение транспортных потоков, которые будут тормозить развитие существующей дорожной сети. Начавшийся процесс необратимых разрушений автомобильных дорог под воздействием нагрузок требует незамедлительного увеличения ремонтных работ, несвоевременное проведение которых потребует в будущем в 1,5 - 2 раза больших затрат на их восстановление

По Российской Федерации потребность в финансировании работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог удовлетворялась только на 67 процентов.