Недействующий

О ходе выполнения постановления администрации края от 04.02.94 N 62-п

Заключение по результатам анализа


1. Одной из основных причин, по которым местные администрации до сих пор не приняли своих постановлений о переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг либо приняли, но только для муниципального жилищного фонда, является не совсем четкое понимание сущности соответствующих постановлений Правительства Российской Федерации и администрации края.

Например, администрация Рыбинского района не принимает указанного постановления, в частности, из-за нестабильной выплаты дотаций району.

Замысел задуманной федеральными органами исполнительной власти системы жилищных компенсаций состоит в том, что источником средств, из которых производится выплата компенсаций, является часть дополнительных средств, которые должен получить собственник жилищного фонда от повышения ставок и тарифов на жилищную и коммунальные услуги.

Это означает, что если ранее совокупная доля участия граждан в расходах на содержание и текущий ремонт государственного и муниципального жилищных фондов составляла 1 - 3 процента от фактических, то в 1994 г. эта доля может возрасти до 20 процентов от необходимых.

Фактически она возрастет меньше, поскольку для части граждан сохранятся предусмотренные законодательством РФ льготы по оплате жилья и коммунальных услуг и, кроме того, части малоимущих граждан придется предоставлять жилищные компенсации.

Таким образом, предоставление компенсаций прямо не связано с бюджетными средствами. Другое дело, что необходимость их выплаты уменьшает прирост средств, получаемых собственником жилищного фонда от повышения ставок и тарифов, и, следовательно, доля дотаций на содержание и текущий ремонт жилищного фонда в принципе уменьшится не настолько, на сколько хотелось бы.

Конкретный размер прироста средств, получаемого собственником жилищного фонда от повышения ставок и тарифов, будет зависеть, с одной стороны, от размера социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, а с другой стороны, от уровня и распределения доходов граждан в данной местности. Чем больше размер указанных нормы и нормативов и чем больше малоимущих граждан, тем меньший прирост средств получит собственник жилищного фонда от повышения ставок и тарифов. Кроме того, прирост этих средств будет уменьшаться и в случае распространения системы жилищных компенсаций на другие жилищные фонды относительно муниципального и государственного (ведомственного).

При чрезмерном "увлечении":

увеличением социальной нормы площади жилья относительно фактически сложившейся обеспеченности жильем в конкретной местности;

установлением нормативов потребления коммунальных услуг в размерах, существенно превышающих фактически сложившееся среднее (на 1 кв. метр общей площади или на 1 человека) потребление;

установлением дополнительных по отношению к законодательству Российской Федерации льгот по оплате жилья и коммунальных услуг;

распространением системы жилищных компенсаций на арендаторов жилых помещений, членов ЖСК и ЖК и других категорий жильцов, можно не только свести к нулю прирост средств, получаемых собственниками муниципальных и государственных жилищных фондов от повышения ставок и тарифов, но и достичь ситуации, при которой этот прирост станет отрицательным. Последнее вызовет необходимость его покрытия за счет бюджетных средств и средств собственников государственного жилищного фонда.

Именно эти обстоятельства и должны учитывать местные администрации при подготовке и принятии своих постановлений о переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг.

2. С выходом постановления Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1993 г. N 1329 появилась возможность перехода к системе оплаты жилья и коммунальных услуг по договору найма, обеспечивающей возмещение издержек на содержание и ремонт жилья, а также на коммунальные услуги, за два - три года.

Однако, учитывая общественные настроения, этот переход будет возможен только при наличии эффективной системы предоставления малоимущим гражданам жилищных компенсаций. В связи с этим вопрос о создании такой системы является ключевым. Без его решения дальнейший рост ставок и тарифов станет невозможным без больших социальных потрясений.

С этой точки зрения, вызывает беспокойство тот факт, что практически во всех принятых местными администрациями постановлениях предоставление жилищных компенсаций для нанимателей и собственников жилых помещений в домах государственного (ведомственного) жилищного фонда поручается собственникам этого фонда. Подобные решения местных администраций противоречат законодательству Российской Федерации и интересам граждан. В частности, они противоречат п. 6 Положения о порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 935.

В соответствии с этим пунктом "Предоставление компенсаций и контроль за целевым их использованием осуществляется местной администрацией или уполномоченными ею организациями (службами, подразделениями)". При существующем законодательстве местная администрация не может уполномочить собственника государственного жилищного фонда заниматься предоставлением жилищных компенсаций.

Местная администрация вправе передать свои полномочия по предоставлению компенсаций гражданам и контролю за их целевым использованием только каким-либо муниципальным организациям (службам, подразделениям), в том числе и вновь созданным.

Предоставление компенсаций и контроль за целевым их использованием должны производиться на территории города (района) единообразно и специально подготовленными для данной работы лицами.

Сложность их труда определяется тем, что, с одной стороны, они должны защищать законные интересы малоимущих граждан, а с другой стороны, не забывать об интересе собственников жилищных фондов.

Поскольку создание системы жилищных компенсаций является абсолютно новым и общегосударственным делом, то проще создать ее при органах местного самоуправления районного и городского уровня.

3. Ни в одном из постановлений местных администраций не приведена смета расходов на оказание жилищной услуги в расчете на 1 кв. метр общей площади. Она нужна для того, чтобы "раскрыть" все составляющие элементы нормативных затрат на предоставление жилищной услуги.

В свою очередь эти элементы нужны для определения разницы в стоимости жилищной услуги для собственников приватизированных квартир, заключивших и не заключивших договор на техническое обслуживание своих квартир.

Последние в случае проживания в многоквартирном доме, в принципе, должны платить меньше, чем наниматели жилых помещений, так как в состав жилищной услуги входят элементы обслуживания не только мест общего пользования в многоквартирном доме, но и самих жилых помещений.

Отсутствие такой разницы при общем повышении размера оплаты жилищно - коммунальных услуг затормозит процесс приватизации государственного и муниципального жилищного фонда.

Свертывание же процесса приватизации жилья, в долговременном плане, является весьма недальновидной социально - экономической политикой.